Святые князья Борис и Глеб: лучше умереть, чем согрешить

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

6 августа мы чествуем князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, первых святых, прославленных на Руси. 

Святые Борис и Глеб.jpg

Святые страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) – сыновья великого киевского князя Владимира, Крестителя Руси. В междоусобной брани, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком, получившим прозвище Окаянный.

В исполнении этой заповеди – жизнеспособность народа

По словам агиографа Г.П. Федотова, весьма примечательно, что именно Борис и Глеб стали первыми на Руси прославленными святыми. Эта первоначальная канонизация, можно сказать, определила основную направленность русской святости – незлобие, всепрощение, исполнение даже до смерти заповеди любви, которая есть соуз (совокупность) совершенства.

Господь говорит: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:25). Как ни парадоксально это звучит, но в исполнении как бы самоубийственной заповеди кроется жизнеспособность народа.

Данная заповедь роднит нас с дохристианской эллинской традицией: в одном из диалогов Платона Сократ доказывает своему оппоненту, что лучше подвергаться несправедливости, чем причинять ее другим.

Также и святой князь Борис был с юности обучен ратному искусству, мастерски владел мечом, имел вооруженную дружину, мог успешно сопротивляться. 

Но ради исполнения Божией заповеди святые Борис и Глеб предпочли не убивать, а быть убитыми. И обрели жизнь вечную, блаженную в Царстве Небесном.

Сила мучеников, страстотерпцев 

О том, что братья находятся в сонме небожителей, свидетельствует их явление и помощь святому благоверному Александру Невскому накануне битвы на Неве в 1240 году.

Борис и Глеб – первые наши прославленные святые. Но и далее русские подвижники поступали подобным образом, в их числе один из самых выдающихся святых – преподобный Серафим Саровский. Он молодой, сильный, с топором в руках кладет этот топор на землю, предпочитая быть убитым злодеями, нежели убивать самому (известны его слова – «лучше умереть, чем согрешить»). Искалеченный, с проломанным черепом, подвижник заявляет, что покинет монастырь, если будет причинено зло тем, кто так бесчеловечно поступил с ним. 

Причем, если в первом случае святые обретают Блаженную Вечность в результате мученической кончины, то преподобный Серафим, уподобившись преобразившемуся на горе Фавор Господу, становится причастником этой Блаженной Вечности, еще находясь во плоти.

И чтобы засвидетельствовать это в назидание верующему народу, преподобный Серафим делает причастником фаворского состояния и своего ученика – Николая Мотовилова (симбирский помещик, оставивший свои записи о беседе с преподобным о цели христианской жизни – стяжании Святого Духа. – Ред.).

Национальное бедствие

Пока наша страна представляла собой, по словам русского поэта Ф.И. Тютчева, «край родной долготерпенья», пока наш православный народ чтил этот явленный его великими святыми парадоксальный идеал, его жизнеспособность была такова, что, говоря языком Библии, он умножался, как звезды небесные, как песок на берегу моря. И владения православных русских царей распростерлись тогда на три континента, включая Американский.

Когда же народ пошел за соблазнившими его бунтовщиками и стал предпочитать заботу о земной жизни заботе о Блаженной Вечности, когда на протяжении семи десятилетий искоренялось учение о Царстве Небесном как вредная и несбыточная фантазия, этот народ утратил и многие территории, и стал уменьшаться в численности, вырождаться и вымирать. Его жизнеспособность резко снизилась. 

Было сказано: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Строители «нового мира», наоборот, отверглись Христа, повернулись спиной к Богу и Его заповедям и целиком погрузились в земные заботы и пристрастия.

К чему это привело?

Слово Божие говорит, что жена спасется чадородием. Жена отвергла эту заповедь. Исполнение ее требует много труда, бессонных ночей; младенцы имеют обыкновение плакать, отроки – это сплошная головная боль. Родить, вырастить дитя, а тем более, например, десятерых детей – это кровь проливать. И к тому же это сопряжено с большими денежными затратами. Это – крест женщины.

Нет, лучше жить вольготнее, комфортнее, посещать театры, музеи, концерты, танцевальные залы, иметь мужскую специальность и помимо мужа общаться на службе с интересными сотрудниками противоположного пола, ездить на курорты, в романтические туристические походы. Можно ограничиться одним ребенком при помощи абортов и противозачаточных средств. Да и это единственное чадо не должно чрезмерно обременять и отягощать породившую его женщину. Его можно отдавать в ясли, детские сады, пионерские лагеря, интернаты, дома ребенка и подобные общественные инкубаторы…

Если прежде в многодетной семье постоянно присутствовала мать, уделяя детям тепло своей материнской любви, то лишенные этого новейшие поколения, выросшие в общественных инкубаторах, стали ущербными и неполноценными.


В псалмах сказано о том, что «…семя нечестивых потребится» (Пс. 36:28). Мы можем наблюдать это невооруженным глазом. Всем известна статистика вымирания, поразившего население страны…

Как сказал митрополит Антоний Сурожский, ссылаясь на пророка Амоса (3, 7), «пророк – это тот, с кем Бог делится Своими помыслами» [1].

Кроме попущенного Богом массового уничтожения младенцев во чреве, ущербное семя нечестивых истребляется множеством других способов. К нам в обитель приходили несчастные матери, единственное чадо которых, уцелевшее от абортов и противозачаточных средств, погибло, можно сказать, от закономерных последствий ущербности – наркотиков или алкоголя, самоубийств, при «разборках» с применением огнестрельного оружия. А также от иных причин – в горячих точках, в дорожных катастрофах, от терактов, от рук бандитов, в милиции от болевого шока. И эта потеря единственного ребенка – великая трагедия, это национальное бедствие…

Что способствует вырождению нации?

До сих пор речь шла о женах, которые уклоняются от спасения чадородием, т.е. от своего креста. Они не хотят отвергнуться себя, своего комфорта и следовать слову Божию. 

Но и муж, сказано, в поте лица должен добывать хлеб свой. Тут – тоже самоотвержение. 

И так же, как и в первом случае, мало кто из сильного пола хочет исполнять заповедь, препятствующую комфортности. Лучше не иметь детей, ради которых придется проливать пот. Вместо того чтобы пахать землю, можно употреблять спиртное и отравлять душу многочасовым просиживанием у телевизионного экрана. А еще лучше проводить время у телевизора не сидя, а лежа на диване с телефоном в кармане, потому что встать к телефону – это тоже уже надо потрудиться.

В одном селе в Брянской области за один год скончалось 12 алкоголиков, а родился только один младенец…

Когда лица и того, и другого пола принимают монашество, то также не хотят отвергнуться себя и избегают трудов, сопряженных с главным монашеским деланием – молитвою…

Итак, мы видим, что вся страна скована цепями лени – матери всех пороков. 


Жены не хотят спасаться чадородием, мужи не желают в поте лица пахать землю, монахи не хотят молиться. Каждый норовит сойти со своего креста, ниспосланного ему свыше. Никто не хочет воспользоваться этим ключом, отверзающим Царство Небесное…

Вырождение и вымирание традиционно христианских народов имеет своим следствием то, что на их территории приходят иноверцы – мусульмане, язычники, которые постепенно начинают на этих территориях доминировать.

И еще одна Божия заповедь нарушается. Жена должна бояться мужа и подчиняться ему. Но гордыне больше нравится эмансипация, которая как раз ведет к вырождению народа. Хотя женщина в православии как бы на вторых ролях и в некотором уничижении, но это имеет глубокий смысл. На самом деле она выполняет миссию более важную, чем мужчина. 

Мужчина создает предметы материальной культуры – табуретки, ракеты, компьютеры. Женщина выращивает человека. Порождает его не только своим телом, но и душой.


Гордыня – свойство сатанинское. Если женщина оказывается во главе, впереди мужчины, то происходящий от этого соблазн ее превозношения способствует вырождению нации. Ибо потомство, с которым в период чревоношения, младенчества и отрочества мать находится в ближайшем контакте, может быть отравлено сатанинской гордыней. Гордые не смогут терпеть взаимные недостатки, и семьи будут лопаться, как мыльные пузыри. От этого ущербность потомства будет умножаться.

Как возможно возрождение?

Снимок экрана 2022-08-06 в 10.37.22.png
 

Ректор Православного Свято-Тихоновского университета протоирей Владимир Воробьев так и говорит: «Люди у нас утратили способность организовывать свою народную жизнь, разучились трудиться, любить, жить семейной жизнью, рожать и воспитывать детей».

Итак, для порождения здоровой нации от женщины требуется в первую очередь крестное самоотвержение. И смирение, которое было явлено Господом на Кресте, а также первыми русскими святыми Борисом и Глебом, отказавшимися воевать с братом.

Господь говорит: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16:5). Речь здесь идет о чуждом учении, которое может вносить порчу в умы и души верных, последователей Христовых. Это в полной мере относится к нам, современным чадам Православной Церкви. Все мы, как говорится, вышли из Советского Союза, девизом которого были слова Максима Горького «человек – это звучит гордо». И в нас сильна именно закваска саддукейская, т.е. материалистическая. 

Как известно, саддукеи не верили ни в ангела, ни в духа, ни в общее воскресение. Фарисеи считали необходимой гигиену тела – мыть руки перед едой, оставляя сердце запачканным страстями и грехом, пренебрегая гигиеной души.

И подобное отношение к жизни господствует, как закваска, в нашем сознании, в наших душах.

Мы говорим о лени – об ограничении рождаемости, о том, что вместо подготовки к «карьере» матери девушка идет учиться на менеджера и предпочитает материнству «безопасный секс», попросту блуд. А юноша вместо того, чтобы пахать землю, стремится стать охранником, бизнесменом или же становится бандитом, превращается в наркомана.

Наша надежда – это торжество благочестия не только на словах, но и на деле. Это – молящиеся монахи и многодетные семьи благочестивых тружеников. Род правых благословится. Сильно на земли будет семя его (Пс. 111:2). Беззаконницы же изженутся, семя нечестивых потребится (Пс. 36:28) Праведницы же, кротцыи наследят землю (Пс. 36:11). 


1.    Об этом – на 13-й странице в книге Митрополита Антония Сурожского «Молитва Господня», М., Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2009. – 40 с. Дословно у пророка Амоса в указанном месте говорится: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам».