Тяжкие грехи и пороки скорее побуждают к покаянию. "Компромат" на святых

В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о призвании Господом на апостольское служение Левия Матфея, мытаря, занимавшегося сбором пошлин. Говоря современным языком, это был сотрудник «налоговой полиции», который с лихвой взимал подати с собственного еврейского народа в пользу римских оккупантов и был презираем за это.

Мария Захарова
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

Без лакировки

photo1666435308 (3).jpeg Караваджо. Святой Матфей (он же мытарь Левий) и Ангел

В храмах сегодня читается два Евангельских зачало – одно – рядовое, сегодняшнему дню, а другое – апостольское.

В апостольском чтении повествуется о том, как апостолы, возвратившись после проповеди, на которую были посланы своим Божественным Учителем, с радостью рассказывают Ему, что им повинуются демоны, когда они изгоняют их Его Божественным именем. На что Господь отвечает: «не радуйтесь, что духи вам повинуются, а радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20).

То есть одна и та же благодать Святаго Духа и чудотворения совершает, и, обильно вселившись в сердце человека, делает его причастником Вечного Блаженства в Царствии Небесном. Что гораздо важнее, ибо это есть цель христианской жизни, Благую Весть о которой и принес с Неба на землю Спаситель мира Христос.

А в рядовом Евангельском чтении повествуется о призвании Господом на апостольское служение брата апостола Иакова – Левия Матфея, мытаря, сидевшего у сбора пошлин.

О том, кто такие были мытари, насколько они были порочны и презираемы всем народом, мы еще будем говорить.

И вот мы видим, что в Евангелии, во всем Священном Писании не утаиваются отрицательные стороны, так сказать, «досье», «компромат» в биографии святых.

Этот момент – о том, что не скрывается негатив – подчеркнут в творениях святителя Иоанна Златоуста, который говорит, что вообще Священному Писанию Ветхого и Нового Завета свойственно не утаивать неприглядные стороны личности, даже когда речь идет о великих святых угодниках.

В героических эпосах языческих народов принято приукрашивать облик героев, в то время как Богодухновенному Святому Писанию, лежащему в основе Православной Веры, не свойственна «лакировка действительности». Не утаиваются даже грехи предков Спасителя. Так, например, герой, поразивший Голиафа, царь и пророк Давид совершил тяжкие смертные грехи – прелюбодеяние и убийство.

Не утаивается малодушное отречение Петра и жестокость гонителя и мучителя Савла, превратившегося в Павла.

photo1666435308 (2).jpeg Рембрандт. Отречение Петра

Не утаиваются немощи учеников Спасителя – ревность не по разуму, склонность к соперничеству, самонадеянность, боязливость.

Не скрыто и низкое, бесславное происхождение апостолов, бывших прежде простыми рыбаками.

Не утаивается и то, что апостол Матфей был прежде мытарем.

И поскольку в Священном Писании не утаиваются такие вещи, которые обыкновенно принято скрывать, это служит одним из оснований нашего убеждения в истинности Священного Писания, того, что в нем нет ничего, кроме правды, и что ему вполне можно верить.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, если авторы Библии не утаивают вещей бесславных, то им вполне можно верить и когда там повествуется о делах славных.

Это чудотворное действие доступно всем нам

Между прочим, эта черта Священного Писания воспринята и лучшими писателями времен Нового Завета. Например, Нестор Летописец не утаивает, что равноапостольный князь Владимир в языческий период своей жизни предавался необузданному пьянству, распутству, разбоям и грабежам, для чего предпринимал со своей дружиной набеги на соседние государства. И даже совершал человеческие жертвоприношения идолам. Также и более древние жития не утаивают, что некоторые святые были до своего обращения разбойниками и блудницами (Моисей Мурин, Варвар, Мария Египетская, Евдокия). Даже африканскими каннибалами.

Одно из таких племен в Африке как раз просветил святой Матфей. Вождь этого племени, от которого святой апостол принял мученическую кончину на костре, уверовал, пораженный его посмертными чудесами. Нареченный во святом крещении Матфеем, он был возведен в сан епископа и по смерти прославлен в лике святых…

Поистине оправдались слова Господа Иисуса о том, что Бог силен из камней создать детей Авраама! Даже тяжкие грехи христианских аскетов-подвижников, в которые они, по попущению Божию, впадали из-за гордости и самомнения, не скрыты в их жизнеописаниях (например, святого Павла Постника).

Но как при Крещении, например, князь Владимир «оттряс слепоту душевную и телесную в святой купели», так и «второе крещение» – чудотворное покаяние сделало всех этих представителей как Ветхого Завета, так и новозаветной истории святыми небожителями…

Апостолов, которым вначале были свойственны, как уже было сказано, человеческие немощи, такие как ревность не по разуму, склонность к соперничеству, самонадеянность, боязливость, Господь Иисус, призывая их следовать за Собою, обещал из рыбарей сделать ловцами человеков. И Он за три года сумел воспитать в них смирение, кротость, любовь к врагам, мужество и верность до смерти. И ниспосланием на них от Отца Святаго Духа утвердил в них и обеспечил возможность реализовать эти качества, необходимые как для совершения апостольской миссии, так и для личного спасения души и наследования Царства Небесного.

Это относится и к апостолу Матфею, который не был рыбаком.

Он был мытарь.

Хотя профессия рыбака считалась низкой и «неблагородной», но в ней нет греха. Другое дело – должность мытаря…

Да будет он тебе как мытарь…

Юлиус фон Каросфельд. «Фарисей и мытарь», 1860 г..jpg Юлиус фон Каросфельд. «Фарисей и мытарь», 1860 г.

Мытарь во времена земной жизни Спасителя – это, говоря современным языком, коллаборационист, то есть человек, который сотрудничает с оккупантами. Это – предатель, которого ненавидят и сторонятся все его соплеменники. Мытари – это, говоря уже совсем современным языком, сотрудники «налоговой полиции», которые собирали подати с собственного еврейского народа в пользу римских оккупантов. И при этом еще, как говорится, и себя не забывали – набивали собственные карманы, взимая с народа сверх подати в свою пользу. То есть, как теперь говорят, «коррупционеры»… Поэтому они были вдвойне презренны – и как прислужники оккупантов, и как грабители, обирающие собственный народ. И им никак нельзя было сопротивляться, так как они находились под защитой римских легионеров.

 Для любого народа господство иноплеменных завоевателей – великое бедствие. Но для избранного народа, у которого сознание своего избранничества провоцировало особое самомнение и гордыню, это чужеземное языческое иго было вдвойне тягостно. И если среди этого народа находились те, которые из корысти шли на сотрудничество (коллаборацию) с презренными языческими оккупантами и обирали в их пользу собственный родной Богоизбранный народ, то такие предатели находились у всех в особенном презрении – общение с ними рассматривалось как осквернение, ибо считалось, что они хуже язычников.

И вот Спаситель, пришедший на землю спасать от вечного мучения грешников, пожелал спасти в их числе и мытарей, в которых также видел образ Божий. Он пришел и для их спасения. Не потому, что Он одобрял предательство и корыстолюбие, а потому что не хочет смерти грешника, но «еже обратитися и живу быти ему, хочет всем спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2:4). И потому, что нет греха, превосходящего бездну Божия милосердия. А наиболее презираемые, явные грешники, способны покаяться скорее, чем «порядочные» граждане, не знающие за собой особо тяжких преступлений…

В Евангелии от Иоанна есть такие слова Господа Иисуса: «Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавшие оживут» (Ин. 5:25). А в сегодняшнем рядовом Евангелии повествуется, как Господь, проходя мимо Левия Матфея, сидевшего на мытнице, позвал его следовать за Собою, и тот, оставив мытницу, тотчас последовал за Ним. Подобное событие произошло и с другим мытарем – Закхеем.

Господь говорит, что Он пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф. 18:11). И в этих двух случаях с мытарями – Матфеем и Закхеем мы видим, как это спасение погибших происходит, как погибшие, мертвые душою, услышав глас Сына Божия, оживают…

Митрополит Антоний Сурожский во время Второй мировой войны жил во Франции и участвовал во французском сопротивлении фашистским оккупантам. И вот уже после изгнания немцев он был свидетелем того, как в провинциальном французском городке толпа местных жителей вела на расправу человека, который при немцах сотрудничал с оккупационными властями – то есть был таким коллаборационистом-предателем. И вот эта толпа, увлеченная своим праведным гневом, всячески издевалась над этим жалким созданием. Его заушали, в него плевали, осыпали издевательскими шутками и насмешками.

И все это в сознании будущего митрополита отождествлялось с той картиной 2000-летней давности, когда на крестную казнь вели Самого Спасителя…

И в этом жалком и презренном создании будущий владыка Антоний, таким образом, вдруг сумел разглядеть образ Божий…

Хотя он сам как участник антифашистского сопротивления по-человечески, конечно, не мог испытывать симпатии к предателям.

Так же и Сам Спаситель видел поруганный образ Божий в тех древних коллаборационистах, сотрудничавших с языческими оккупантами… Так же, как и в блудницах, разбойниках и других грешниках, которых Он пришел спасти. «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк 5:32), – говорит Господь как раз в сегодняшнем рядовом Евангелии.

Главное чудо Господа, совершаемое и в наши дни

Христос совершал великие чудеса. Претворял воду в вино, умножал хлебы и рыбок. Изгонял бесов, исцелял больных, хромых, сухих, слепых, глухих, расслабленных. Воскрешал мертвых.

Но самое большое чудо – это то, что Он закоренелых грешников, в исправление которых никто не верил, в одно мгновение делал святыми – гонителя Савла в самом разгаре его ярости и злобы против новой веры, мытаря Матфея, сидевшего у мытницы и погруженного в свое позорное, корыстолюбивое и бессердечное ремесло…

И это главное чудо – а именно – превращение грешников в праведников Господь совершал тогда, во время Своей земной жизни, совершает это чудо и во все последующие времена христианской эры, совершает его и в настоящее время, и так будет до скончания века…

Собственно, ради совершения этого чуда Он и воплотился – ради превращения грешников в праведников, то есть, именно, ради спасения людей. Потому и именуется «Иисус» – «Спаситель».

Он совершает это чудо посредством покаяния.

Покаяние требует человеческого произволения.

Произволение Савла состояло в том, что он хотя и был укоренен в форму, стереотипы отеческих преданий, но сердце его жаждало истины.

Матфея, видимо, глубоко тронуло внимание и приглашение следовать за Собой со стороны Учителя благочестия, в то время как он привык, что внешне похожие на этого Учителя раввины никогда до тех пор не останавливали на нем своего внимания, но неизменно презрительно и подчеркнуто не замечали его существования…

Однако произволение – необходимое условие, но недостаточное. При наличии произволения требуется еще соизволение Божие, и лишь в этом случае происходит чудо покаяния, которое есть Божий дар.

Господь знает, когда покаяние даровать, и часто не торопится, чтобы преждевременная праведность не была причиной гордыни…

В Церкви таинство покаяния может происходить во время исповеди. Когда священник, накрыв голову кающегося епитрахилью, иногда вслух, иногда про себя творит разрешительную молитву, некоторые, даже неожиданно для самих себя, начинают плакать.

photo1666435308.jpeg Разрешительная молитва

Даже если сердце окаменело, зачерствело и давно уже было сухим, как песок в пустыне, вдруг начинают источать слезы покаяния. Это как библейское чудо изведения источника из камня…

При этом человек сам часто умом не понимает причину этих слез. Но душа знает эту причину. Она как бы потрясена тем, что оскорбила Бога, Создателя Вселенной, а Он, любящий, милостивый и милосердный, по великому Своему незлобию, не вменяет ей этого греха и оскорбления, милует и прощает ее. И вот в момент прощения она плачет от преизбытка благодарности…

Обращение спортсмена

Был такой случай.

В самые первые годы советской власти у одной благочестивой матери был неверующий сын. Как и основная масса молодежи того времени. Вместо веры в Бога была вера в материю, в тело, и самая большая забота была именно не о душе, существование которой отрицалось, а о теле, о его крепости, здоровье и гигиене. И вместо богослужения было тогда служение телу, называемое физкультурой. Вместо храмов были зрелища и ристалища, кино и стадионы. А позднее – дворцы спорта…

Так вот, он был, собственно, не христианином, а физкультурником, увлекался греблей. Молодой и здоровый детина, он вовсе не думал о смерти и покаянии…

Но мать молилась Богу и умоляла сына пойти в храм и причаститься.

И вот материнская молитва, которая со дна моря достает, сделала это свое дело спасения утопающего. Ей удалось-таки привести сына в Церковь. И удалось это по той причине, что юноша любил свою мать и не хотел ее огорчать.

В Церкви его мысли были далеки от Богослужения; он смотрел по сторонам, как потом признавался, – «на девок»... Когда подошла его очередь исповедоваться, он стоял и молчал, не зная, что сказать о своих грехах. На вопрос старенького священника – зачем же он тогда пришел – ответил, что обещал это своей матери. Тогда батюшка, которому понравилось это почитание мамы, вздохнул, накрыл его епитрахилью, и на некоторое время водворилось молчание. Конечно, батюшка при этом безмолвно творил разрешительную молитву. И вдруг, неожиданно для самого этого физкультурника, у него, по его словам, слезы потекли из глаз, «как из крана»…

С тех пор он стал верующим и пострадал тогда за веру – был в концлагере на Соловках. Затем, по предсказанию явившейся ему из иного мира, задолго до начала Отечественной войны, покойной матери, прошел войну в штрафном батальоне, чудом выжил, стал священником и родоначальником многочисленной священнической династии…

«Праведник, яко финикс, процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс. 91:13). «Род правых благословится» (Пс. 111:2). «Сильно на земли будет семя его» (Пс. 111:2). «Праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней» (Пс. 36:29)…

И напротив, «семя нечестивых потребится» (Пс. 36:28)…

Внезапная щедрость

Но пора нам возвратиться к повествованию о святом апостоле и Евангелисте Матфее в сегодняшнем рядовом Евангельском чтении, в котором говорится, что Спаситель, проходя мимо мытаря именем Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, сказал ему: следуй за Мною. И тот, оставив все, последовал за Ним (Лк. 5:27-28).

Конечно, он, как и другой мытарь – Закхей – был внутренне подготовлен к такому удивительному обращению. Эти мытари, несмотря на свое богатство и могущество, все-таки где-то страдали от всеобщего презрения. Не говоря уже о том, что совесть их тоже должна была, видимо, тревожить. И вот Иисус – великий Праведник, почитаемый всем народом Чудотворец и Целитель (чтобы только посмотреть на Него Закхей, будучи мал ростом, даже залез на дерево) вдруг сказал «Закхее, слезай, ибо Мне сегодня надлежит быть у тебя в доме» (Лк. 19:5), а другому – Матфею – «следуй за Мною» (Мф. 9:9). После многолетнего всеобщего презрения, услышав такие слова и согретые теплотою человеческого внимания и участия, эти люди, привыкшие быть презираемыми, конечно, оттаивали, сердце их смягчалось и омывалось слезами покаяния. Один сказал: «половину имения отдам нищим и кого чем обидел, возвращу четверицею» (Лк. 19:8), а другой сразу все оставил и последовал за Ним. Кстати, тоже раздав нищим свое имение.

И вот эта внезапная щедрость у этих недавних сребролюбцев явно свидетельствует о подлинном покаянии. То есть покаяние – это, по-гречески, изменение. Человек уже не тот, каким был до покаяния.

Это уже совсем, совсем другой человек, – уже не предатель, уже не сребролюбец… Он уже обратился и ожил от смерти сребролюбия и предательства. То есть то, что хотел Господь – «еже обратитися и живу бытии ему» (Иез. 33:11)…

Как говорит Симеон Новый Богослов, сребролюбие ведет к двойному смертельному недугу – бессердечному немилосердию к бедным и к надежде на тленное богатство вместо того, чтобы надеяться только на Бога. Мы не возьмем с собой серебро в загробный мир. В то время как исцеление от сребролюбия может привести к обретению любви и милосердия и единственного подлинного сокровища – Господа Бога.

Главное – каяться и смиряться

И еще в сегодняшнем Евангелии Господь говорит: «не здравии требуют врача, но болящии». И вот мы видим – сегодня народ наш серьезно болен.

В течение 70-ти лет атеистического плена из всех сфер народной жизни, в том числе из образования, систематически искоренялось благочестие. В течение 70-ти лет в массе своей народ был лишен церковных таинств, в том числе исповеди и покаяния. Люди в течение этого долгого срока не отдавали себе отчет о своих согрешениях. В результате совесть стала лукавой, оправдывающей грехи и пороки.

А потом всё позволили, и всё звериное и скотское вылезло наружу…

Общество грешников, под руководством невидимого врага через средства массовой информации, используя новейшие технологии, тотальную компьютеризацию, агрессивно навязывает всем порочный образ жизни и тем усугубляет народные недуги, коррупцию (то есть – гниение), толкает людей в еще более глубокую пропасть всевозможных пороков и извращений.

Порча, поразившая народный организм, делает его нежизнеспособным, нежизнеспособной добычей хищников, обреченным на вырождение и вымирание. «Виноград (Господень) пожжен огнем и раскопан, и обымают и вси мимоходящии путем. Озоба и вепрь от дубравы и уединенный дивий пояде и» (Пс. 79:14). «Семя нечестивых», как написано у Псалмопевца, истребляется…

Однако, с другой стороны, именно тяжкие грехи и пороки скорее побуждают к покаянию, нежели теплохладность «порядочных» людей, не видящих в себе серьезных недостатков.

Как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Падающий и восстающий, кающийся и смиряющийся лучше непадающего, и некающегося, и несмиряющегося; от браней научаемся искусству».

А другой наш святой – преподобный Серафим Вырицкий предвидел это крайнее падение народа и говорил, что «тем горячее будут каяться»…