Владыка Афанасий (Сахаров). Автор гимна всем святым, в земле Российской просиявшим

О домике в Петушках 

2Монахиня Еввула (Тороева).jpg
Монахиня Еввула (Тороева)

Дом-музей.jpeg

Сегодня, 28 октября, исполнилось 62 года со дня кончины святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского. Владыка Афанасий в тюрьмах и ссылках провел 33 года: с 1922 по 1955-й. Про себя он говорил: «Я немножечко пострадал за Христа». В заключении же он создал знаменитую службу всем святым, в земле Российской просиявшим.

Рассказывает монахиня Еввула (Тороева), сотрудница Дома-музея святителя Афанасия (Сахарова) в п. Петушки Владимирской области.

Инкассатор

Как там над ним только ни издевались, – одному Господу ведомо, что он претерпел. При этом владыка всегда оставался благодушен, не злился ни на кого и не назвал следователям ни одной фамилии. Когда его спрашивали – почему? – отшучивался: «А зачем беспокоить людей? Пусть живут спокойно». Не совершил он и самооговора. На допросах просил именовать себя «епископ Афанасий». «Было время, – говорил, – когда я подписывался менее авторитетным званием “иеромонах”, но теперь не имею на это права». Само его имя в постриге – Афанасий – настолько к нему «прилепилось», если можно так выразиться, что даже паспорт ему потом выдали на имя Афанасий. Так и написали – Афанасий Григорьевич Сахаров, хотя в миру владыка был Сергеем (крещен в честь преподобного Сергия – Ред.).

Монашествующих и священников в тюрьмах сажали к самым отъявленным бандитам, уркам, как их называли. Но, когда владыка Афанасий оказался с такими людьми в одной камере, многие покрестились – даже такие страшные преступники каялись и обращались к вере по его слову. Но все равно лагерное начальство отыгрывалось на церковных людях: их назначали на самые грязные и тяжелые работы. Владыка и лес валил, и ассенизатором был, и туалеты чистил. Но он никогда не гнушался никакого труда, просто не умел работать плохо.

Нес он и послушание инкассатора, получал на всю свою бригаду зарплату. За деньгами ходил пешком по бездорожью несколько километров туда и обратно, при этом был уже не молод, путь давался ему тяжело, – выходил рано утром, а возвращался затемно. А однажды у него украли тысячу рублей, – по тем временам огромную сумму. В помещении погас свет, а когда включился, денег не досчитались. Владыке удалось возместить долг практически полностью. Но на него все равно наложили строгое взыскание и добавили еще один год заключения. Начальству он доложил об инциденте как о собственной оплошности, ни на кого не стал жаловаться, доносить. Его духовные чада потом присылали деньги по крупицам: кто рубль, кто два. А владыка еще и журил их: что от себя отрывают, за его нерадение расплачиваются…

«Теперь я помогаю людям, а потом Сереже помогут»

Владыке шли посылки от духовных чад, – сначала немного, потом все больше и больше. Он вел учет, записывал, сколько, в какой год и от кого получил. Оказалось, что в 1944 году было 30-40 посылок, а в 1955-м – уже 200.

В одном из своих писем к духовной дочери Вере Фиолетовой он писал: «Когда христианские родители, исполняя завет Христа, помогают чужим, отнимая нечто у детей, все это отнятое сугубо возвратится детям. Утверждаю это, ибо знаю по собственному опыту. Я не помню своего отца, но все знавшие его, с кем приходилось встречаться, всегда отзывались о нем как о человеке очень добром, отзывчивом, готовом всякому помощь и добрым советом, и личной услугой, и материально. Запасных средств у него никогда не было. Когда родился я, мама говорила ему, что теперь надо быть поэкономнее. Но отец отвечал: «Теперь я помогаю людям, а когда у Сережи будет нужда, найдутся люди, которые ему помогут». И это точно сбылось. Мне приходилось бывать в очень тяжелых условиях, и всегда находились добрые люди, которые заботились обо мне, устраивали меня, помогали мне. Верю, что это только за добрые дела моего отца».[*]

Уже здесь, в Петушках, владыка сам одаривал духовных чад – посылал им по 30-40 посылок к Пасхе и Рождеству. Например, положит пасхальное яичко и куличик – просто как знак внимания, чтобы человека утешить, – и отправит. Помогал владыка и священникам, которые нуждались.

Алтарь в его домике в Петушках был сложен из почтовых ящиков – тех самых, в которых приходили посылки.

В храме ему служить не давали. В церкви ему удалось провести три или четыре богослужения, причем, было сказано, что служить можно без архиерейских регалий, обычным иерейским чином и чтобы в храме никого не было. А владыка ответил: «Так я могу и дома служить». И все свои архиерейские службы проводил в этом домике, где сейчас музей.

Письменный стол владыки.jpeg Письменный стол владыки

«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение!»

Владыка служил и в тюрьмах, и в лагерях – на антиминсе, который сам же и изготовил – прямо в камере. Антиминс – это плат, на котором совершается литургия, в него зашиваются частички святых мощей. Как он его сделал в тюрьме, никто не знает. Но таких антиминсов у владыки было несколько – он освятил их в одиночной камере Таганской тюрьмы 16 февраля 1923 года – для себя и для отправлявшихся в изгнания священников. Один из отцов, приезжавших к нам уже в наши дни, говорил, что он видел антиминсы, сделанные владыкой Афанасием, у правящих архиереев и в Москве, и на Дальнем Востоке. Владыка соорудил и походную Церковь – во имя Всех святых, в земле Российской просиявших.

У владыки был особый литургический дар. Исповедничество он сочетал с исповеданием, прославлением Бога.

В 1923 году в 172 камере Владимирского централа в первый раз состоялась Служба всем святым, в земле Российской просиявшим, написанная владыкой.

Перед этим он показал ее митрополиту Сергею (Страгородскому), будущему Патриарху, тот добавил в нее свой тропарь, потом службу благословил и действующий Патриарх – святитель Тихон.

Владыка начал писать эту службу совместно с профессором Б.А. Тураевым еще в 1918 году, после того, как Церковный Собор 1917-1918 годов восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Но соавтор через два года после начала работы скончался, и владыка счел, что ему нужно самому закончить труд и занимался этим практически всю свою жизнь, – дописывал уже здесь, в Петушках. И всегда считал эту службу незавершенной и несовершенной. Говорил, что найдутся более талантливые песнотворцы или песнотворец, – и закончат труд. Тем не менее, именно слова из этой службы –«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение», – так полюбились православному русскому народу.

Икона «Всех святых, в земле Российской просиявших», написанная монахиней Иулианией (Соколовой).jpg Икона «Всех святых, в земле Российской просиявших», написанная монахиней Иулианией (Соколовой)

Икону всех святых, в земле Российской просиявших, написала монахиня Иулиания (Соколова) – также по эскизам владыки Афанасия. Это ему пришла в голову идея расположить святых по областям. На этой иконе можно увидеть всю нашу необъятную Родину: в центре – Москва, на южных рубежах – южные святые, наверху в возглавии иконы – северные. Тут же – и Киев, и Владимир… Такой образ, географически маркированный, наверно, единственный в русской иконографии, аналогов ему нет. Сейчас он хранится в Троице-Сергиевой Лавре.

Освящение метро

Удивительный факт: владыка Афанасий проехал с этой иконой по Московскому метрополитену, причем, не просто так, а с молебном, освятив, таким образом, этот новый вид транспорта. Потому что, когда метро еще только осваивали, к владыке стал приходить смущенный народ: «Можно ли ездить в метро?» Страшно было людям под землю спускаться. И владыка с иконой проехал по всем станциям, которые тогда только существовали. Поэтому московское метро освящено святителем Афанасием.

Когда к нему в очередной раз пришел перепуганный москвич, владыка так и сказал: «Можете в метро ездить свободно, я его освятил».

В каком году это было, точно не знаю, биографы – игумения Сергия (Ежикова) пишет, что в 1935-м, Геннадий Иванович Катышев, что в 1956-м или 58-м. Конечно, за подобное освящение могли просто к стенке поставить без суда и следствия, но обошлось без последствий…

Молитвенник и помощник

Епископ Афанасий (Сахаров), фото и икона.jpg Епископ Афанасий (Сахаров), фото и икона

Будучи прозорливым старцем, владыка Афанасий свои дарования скрывал. Но его келейница Нина Фиолетова рассказывала, что однажды готовила что-то и, кажется, пролила… На ее сокрушение владыка ответил: «Ну, разве это горе? Вон у Танюшки – горе, она платье порвала» (другая его духовная дочь Татьяна в это самое время шла мимо забора, зацепилась и порвала платье). Но обычно владыка обнаруживал этот свой дар только в исключительных случаях для пользы дела, для спасения погибающей души.

В наше время про владыку издано много книг, увеличивается поток паломников в Петушки. Причем, не только из России, из Белоруссии – из Германии приезжают, из Франции, Испании, Англии, Америки. С американцами недавно общались через переводчика, так они на каждое мое слово говорили «вау» – настоящие американцы! Из Франции девушка была, только она ступила на русскую землю, как у нее пропали все документы и деньги. Приехали они сюда с паломнической группой, а я им и говорю: «Вы в святом месте, соборная молитва творит чудеса. Молитесь». Через два дня руководитель группы звонит: «А ей всё вернули. Ни копейки не пропало». Она приезжала потом сюда, благодарила владыку Афанасия.

А один молодой человек, помню, очень боялся сдавать ЕГЭ по русскому языку. Приходил сюда и молился. И сдал экзамен на 93 или 95 баллов, точно не помню, но очень высокую отметку получил. Поступил в институт, какой хотел, сейчас учится в Санкт-Петербурге, Бог даст – станет дипломатом. Потом этот юноша рассказывал: «Когда сел писать экзамен, было ощущение, что мне кто-то в голову ответы вложил – в том числе на вопросы, по которым ничего не читал».

Или, например, две молодые пары приезжали сюда с маленькими дочками, – у малюток были проблемы со здоровьем. Детям ставили диагнозы одни страшнее другого, что и разговаривать не будут, и не пойдут и т.д. Мы специально испрашивали разрешения положить деток на кроватку владыки. Эти семьи несколько раз приезжали, а потом привезли обеих девочек на своих ножках, – те и смеются, и разговаривают. И никаких последствий. Владыка – молитвенник, помощник.

Домик в Петушках

111.jpg

Сам он жил в очень стесненных условиях, но всему и всегда был рад. Выпустили его из заключения только на поруки, когда один из его духовных чад взял архипастыря к себе домой на иждивение. Приказ об освобождение пришел в 1951 году, а отпустили его только в 1955-м. Причем, всё это время держали в неведенье о его дальнейшей судьбе. Сколько писем он ни писал – ни на одно не получил ответа. В 1958 году у него должна была состояться реабилитация, но и этого не произошло. Более того – его еще и заключили в инвалидный дом в Мордовии, и там у него случился инсульт. Это окончательно подорвало здоровье владыки. В доме инвалидов он провел около года. Потом уже его взял на иждивение Георгий Георгиевич Седов.

Епископ Афанасий (Сахаров) и староста Воскресенского собора Г. Г. Седов.jpg Епископ Афанасий (Сахаров) и староста Воскресенского собора Г. Г. Седов

Сначала владыка жил в городе Тутаев Ярославской области, а потом уже переехал сюда, в Петушки Владимирской области. Был случай, когда одни люди разрешили ему построить небольшой домик на своем участке. Но когда все было готово, они повели себя как хозяева, и владыке пришлось оттуда съехать. А когда переселился сюда – был очень рад, что у него хоть какое-то жилье появилось. Может быть, поэтому владыка и стал таким домоседом. Когда духовные чада хлопотали: «Владыка, побольше гуляйте на воздухе, вам нужно набираться сил», – он отшучивался: «Я гуляю с утра до вечера. У меня форточка открыта целый день».

У владыки Афанасия (Сахарова) в Петушках Домик этот очень скромный – на другой у владыки средств не было. Жилье купить помогли духовные чада, они собрали какую-то сумму, но все равно средств не хватало. Об этом узнал будущий Патриарх Пимен (Извеков) и выделил из своих личных сбережений недостающую часть. Всё, что нужно было для службы, владыка по-прежнему изготавливал своими руками. Купить было негде, ничего и не производилось тогда. А владыка был на все руки мастер. Он же очень рано остался без отца, его воспитывала мама. Она и научила его и шить, и вышивать. Сохранились некоторые из его работ, – например, вышитая им икона Божьей Матери.

Панагия и чётки святителя Афанасия.jpeg Панагия и чётки святителя Афанасия

Когда его еще только выпустили из заключения, и он немножечко окреп, первая мысль была – продолжать служить Церкви. И он просился на служение. Но вскоре осознал, что по состоянию здоровья уже все-таки не может постоянно совершать богослужения.

С 1956 по 1958 годы епископ Афанасий был председателем Богослужено-календарной комиссии при Священном Синоде, которая занималась изданием Православного церковного календаря и Богослужебных указаний. К нему на отзыв присылали разные литургические тексты. Но комиссия просуществовала недолго.

В Петушки к владыке приезжало много в том числе известных людей. Как правило, дом был полон, – ночевали все в одной комнате, спали на полу. Келейка владыки Афанасия была отделена перегородкой, – это было тесное пространство за печкой. Да и сама комнатка очень компактна, в ней стоял письменный стол, по стенам были обустроены стеллажи с книгами. Владыка Афанасий никогда не делал различий между людьми, кто бы к нему сюда ни приезжал, ни приходил – всех встречал тепло – с радушием и любовью.

Тут и отец Кирилл (Павлов) гостил. Памятен его приезд, когда ему дали отпуск для поправки здоровья, а он вместо курорта приехал сюда и потом говорил, что столько благодати, как у владыки Афанасия, нигде не получал.

Святитель, знающий, что такое крест болезней и непосильных трудов, заботился и о батюшкином здоровье: аскеза аскезой, – а велел ему здесь отсыпаться. Говорил, например, что службу начнут без него, а он чтобы только к «Отче наш» присоединялся.

У гроба владыки Афанасия, 30 октября 1962 года.jpeg У гроба владыки Афанасия, 30 октября 1962 года

Отец Кирилл приезжал и на погребение владыки Афанасия 30 октября 1962 года. Отпевали его во Владимире, гроб с телом сразу же отвезли в Успенский собор. Народ стал стекаться отовсюду, храм не закрывался всю ночь, и прощающихся было так много, что когда через сутки его тело выносили, шелковая обшивка гроба была в нескольких местах протерта до дерева. Представляете, это сколько людей должно было прикоснуться?

Хоронили владыку Афанасия здесь, в Петушках. Сохранилась фотография: у гроба владыки: архиепископ Симон (Ивановский), протоиерей Иосия Потапов, а на крылечке стоит отец Кирилл (Павлов).

Потом уже вплоть до самого прославления отец Кирилл каждый год неопустительно совершал по владыке Афанасию панихиды в день его преставления 28 октября, – очень чтил его память. Вечная им память, Царствие Небесное.

Материал из книги «Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова)»

Приношение Русским Святым. Фильм-житийная повесть о святителе Афанасии (Сахарове) Сергея Князева

«Молитва всех вас спасет». Духовное завещание святителя Афанасия (Сахарова)

Святитель Афанасий и самодельные дискос и копие  Из своих 75-ти лет этот выдающийся ученый-литургист, архиерей гонимой в те годы Русской Православной Церкви, более 30 лет провел в тюрьмах, ссылках и лагерях. И никогда не унывал, сохранял благодушие: на всё воля Божия. Тех, кто падал духом, неустанно приободрял, наставлял: «Молитва всех вас спасет». Это были одни и из самых последних его слов – своего рода завещание.

Мария Захарова
Ольга Орлова

Вот как рассказывают о кончине владыки монахини-экскурсоводы в его доме-музее в Петушках, где архипастырь и преставился ко Господу:

«За неделю до смерти, в субботу 20 октября, владыка как обычно сам читал канон на утрене, в этот день он читал с каким-то особым подъемом, однако вскоре почувствовал себя плохо, вынужден был сделать отпуст и лечь. Через несколько минут он как-то весь подобрался, огляделся вокруг, громко подозвал свою келейницу:

– Пой скорее! – и сам запел: – Придите, поклонимся... спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуиа.

Пропели тропарь из службы русским святым «Якоже плод красный» и «Днесь лик» – кондак из нее же.

Взгляд владыки был устремлен в небесные дали, лицо просветлело, он улыбался, судя по тропарю и кондаку, которые были так срочно востребованы, – русским святым, о службе которым владыка радел всю свою жизнь.

Епископ в последние дни был необыкновенно благостным, благословлял каждого и всех вместе по-архиерейски на три стороны. Наверное, он посылал свое благословение и отсутствующим, тем, кого он знал и любил. Новый удар. Теперь владыка уже не мог говорить. Правда, на следующий день он внятно произнес:

– Молитва всех вас спасет.

Блаженная кончина епископа Афанасия (Сахарова).png Блаженная кончина епископа Афанасия (Сахарова)

Потом написал на одеяле пальцем: «Спаси Господи», а затем «ВСЁ». И как бы этим поставил точку. В воскресенье 28 октября 1962 года в 8 часов 15 минут святитель тихо отошел ко Господу».

Известно, что отец владыки Григорий Сахаров был надворным советником в отставке; мать, Матрона Сахарова, происходила из простых крестьян.

Мать еп. Афанасия, Сахарова Матрона Андреевна, фото 1929 г..jpg Мать еп. Афанасия, Сахарова Матрона Андреевна, фото 1929 г.

Отец Сергея умер, когда мальчику не исполнилось и двух лет, воспитанием занималась мать. Владыка очень любил свою маму, это она с самых малых его лет горячо возжелала, чтобы сын стал священником, монахом. Он с детства сам и играл постоянно «в церковь», научился даже вышивать церковные облачения.

Когда его, маленького, спрашивали: кем он будет, – отвечал: «Архиереем».

В прихожей дома-музея посетителей встречает икона «Явление Богородицы преподобному Сергию» – именно этой иконой мама благословила будущего архипастыря на монашеский путь. Кстати, когда будущий владыка только родился, имя родители позволили ему выбрать себе самому, разложив перед ним несколько листиков с написанными на них именами чтимых святых. И младенец потянулся к тому, где было начертано имя преподобного Сергия Радонежского...

Святитель в разные годы жизни.jpg Святитель в разные годы жизни.

С девяти лет он прислуживал в алтаре. Потом окончил духовное училище в Шуе, а после – семинарию во Владимире и Московскую Духовную академию. Будучи еще архимандритом, участвовал в работе Поместного Собора 1917-1918 годов. Занимался подготовкой службы Всем русским святым – это дело всей его жизни. Владыка радел о том, чтобы вместо сухого перечисления имен на службе было бы обязательным чтение «Слова похвального на Собор всех русских святых», в котором воспомянуты были бы по именам все русские святые.

В 1920 году отец Афанасий стал настоятелем Рождественского монастыря во Владимире (в наши дни тут почивают его мощи).

Рака с мощами священноисповедника Афанасия (Сахарова) в Богородице-Рождественском монастыре.jpg Рака с мощами священноисповедника Афанасия (Сахарова) в Богородице-Рождественском монастыре

При советской власти храм использовался как спортзал для сотрудников спецорганов. И это притом, что Рождественский монастырь – одна из древнейших русских обителей. В свое время она была вообще первенствующей на Руси. Основан монастырь в ХII веке великим князем Всеволодом «Большое гнездо». Здесь почил мощами святой благоверный князь Александр Невский до того, как в 1723 году его мощи были увезены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру.

Это место изначально было связано с доблестной историей русской воинской славы. И святитель Афанасий продолжает эту традицию.

2Владыка Афанасий в последний год своей жизни.png Владыка Афанасий в последний год своей жизни

В следующем 1921 году отца Афанасия рукоположили во епископа Ковровского и назначили викарием Владимирским и настоятелем Свято-Боголюбского монастыря. Это был период жесточайших гонений на Церковь, глумления над мощами святых, разорения храмов. Когда в Успенском соборе Владимира власти было запланировали очередной шабаш – массовое вскрытие мощей угодников Божиих, при входе этой комиссии кощунников духовенство во главе с епископом Афанасием, невзирая на них, как на небыль бесовскую, приступило к служению молебна, пели величественно спокойно – народ тут же их поддержал – в итоге богоборцам так и пришлось ретироваться...

Те, кто молятся, – побеждают!

Потом у владыки начался долгий период мытарств по тюрьмам, ссылок в лагеря.

Епископ Афанасий (Сахаров), фото из следственного дела, 1920-1930 гг..png Епископ Афанасий (Сахаров), фото из следственного дела, 1920-1930 гг.

Его пытались сломить физически, поскольку духовно сломать его не могли. Но это и было время его особо горячего молитвенного служения.

Афанасий Сахаров, город Ишим, 1943 год.jpg Афанасий Сахаров, город Ишим, 1943 год

Один из игуменов вспоминал следующее. Когда он и сам был направлен этапом в одну из тюрем, его втолкнули в камеру, где по гулу, поскольку из-за дыма ничего не было видно, он почувствовал, что там находится не менее 100-150, а может быть, и около 200 человек. И вот тут его стали толкать к месту, наименее популярному в заточении… И вдруг он увидел, что около этого бака в камере, где находится около 200 человек, сидит на нижней наре владыка Афанасий, перед ним небольшое количество книг, и он совершает службу...

Антиминс, освященный епископом Афанасием в Таганской тюрьме 1 марта 1923 г..png Антиминс, освященный епископом Афанасием в Таганской тюрьме 1 марта 1923 г.

Никто и ничто ему не мешало!

Это то, что можно напоминать нам – каждому себе: тот, кто хочет молиться, ищет возможности, а тот, кто не хочет, – причины-отговорки.

Публикуем составленные святителем Афанасием молитвы о русской земле, во время войны, о прекращении войны и мире во всем мире. Написанные в прошлом веке, они и сегодня более чем актуальны.

Молитвы святителя Афанасия (Сахарова)

Молитва о русской земле

Святитель Афанасий (Сахаров). Икона.jpg Святитель Афанасий (Сахаров). Икона

Согрешихом, беззаконовахом, неправдовахом пред Тобою, Господи Боже наш; не сохранихом заповедей Твоих, не соблюдохом повелений Твоих, но возжелахом ходити в волях сердец наших. Не хранили мы первой любви к Тебе, Жениху душ наших, нашему Владыце и Благодетелю, к Матери нашей Церкви Православной и Ея уставам, ко Отечеству нашему, Святой Руси и его святыням, к памяти отцев наших и благочестивым обычаям и заветам предков. Не к Тебе, Востоку Светлому, но к темному западу с вожделением устремляли мы взоры наши. Темже, имже согрешихом, сим и наказуемся. В праведном гневе Твоем на несохранивших верности, на хромавших на оба колена, Ты с запада навел еси иноплеменников на Отечество наше. Лютая война, нестроения внутренния, смуты и раздоры церковныя причиняли неисчислимыя бедствия и страдания народу русскому. Ты гладом, жаждою и мором поражал еси нас; напоследок же паки попустил еси приити во Отечество наше иноплеменникам, буиим и зверонравным, пришедшим с злобными замыслами – поработить и истребить и уничтожить государство Российское. Но Долготерпеливый и в гневе, Человеколюбивый и в наказании, Ты не попустил исполниться злым намерениям их и не отдал на конечное разорение и уничтожение землю, собранную воедино и устроенную молитвами, слезами и потом, трудами и подвигами благочестивых предков наших и святых мужей и жен от рода нашего. Проникшие вглубь страны нашей, враги со стыдом обратились вспять и достойно падоша. Но непрекращающееся во всем мире бряцание оружием и ожидание новых ужасов военных в трепет повергает всех. Зело умножаются стужающие нам, мнози возстают на нас, мнози глаголют: «Несть спасения Святой Руси, народу Православному в Бозе его».

Но, о Многомилостиве, не до конца гневайся на нас! Помилуй землю Русскую, пощади русский народ! Призови его к покаянию, якоже древле Ниневитян. Бывшими бедствиями и скорбями омой нас от беззаконий наших, очисти от грехов наших, возгрей сердца наши верою в Тя, окрили их надеждою на Тя, распали их любовию к Тебе. Умножь в нас веру, помоги нашему неверию. Скоро до предварят нас щедроты Твои, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего, да не когда рекут языци: «Где есть Бог их?» Наказуя накажи нас, Господи, смерти же не предаждь, да не умрем, но живи будем и поведаем дела Твои. Не гнушайся быти, якоже во дни отцев наших, Господом и Владыкою нашим, Помощником нашим, Заступником нашим, Спасителем нашим, Прибежищем во дни скорби, Веселием в дни радости, Славою нашею, Возношением глав наших.

Приклонися, Милостиве, ко предстательству Пречистой Богородицы, день и нощь молящейся о нас. Вонми Ея ходатайству о нас и не возбрани Ей и на будущее время быти нашей теплой Предстательницей и Помощницей, сопротивных нашествия от Отечества нашего отгоняющей и ко спасению всех нас наставляющей, – не возбраняй Ей и на будущее время быть Царицею Небесной, Владычицей Державной Русской Земли и Взбранной Воеводой ее православнаго народа.

Приими, Святе Святых, молитвы святых сродников наших, Чудотворцев Русских, непрестанно, якоже мы твердо веруем, молящихся о земном Отечестве и о нас, аще и недостойных меньших братиях их. По молитвам святых очисти, Господи, Русскую землю от нечестия, безбожия, развращения. По молитвам святых очисти, Господи, русских людей от всех злых навыков во дни отступления от веры усвоенных, и да украшаются они верою, благочестием, смирением, терпением и прочими добродетелями христианскими, по молитвам святых умудри, Господи, архипастырей и пастырей наших право править слово Твоея истины, дерзновенно, везде и пред всеми исповедывать имя Твое, безбоязненно, не взирая на лица, возвещать правду Твою, не уклоняяся ни на десное, ни на шуее, руководить ко спасению Тобою вверенную им паству. По молитвам святых да исчезнут грешницы от лица Русской земли и беззаконницы, еже не быти им на ней.

Помяни, Боже отцев наших, Царю царей и Господи господствующих, труды и подвиги подвижников благочестия, строителей и правителей Святой Руси и всех благочестивых предков наших. Сохрани и возстави еже собирали и созидали они. Сохрани Отечество наше, яко Русь великую, могущественную и славную, и не попусти сему величию и могуществу стать соблазном, вводящим в губительную бездну гордыни и превозношения, лишающим спасительного смирения. Сохрани во Отечестве нашем до скончания веков веру истинную, утверди в нем Церковь Православную, да ими руководимые русские люди, преодолевая междоусобные раздоры и шатания, подвизаясь в христианском устроении земнаго Отечества, паче о жизни будущаго века помышляют. Сохрани Отечество наше, яко светоч Православия не токмо для языков, в нем обитающих, но и для всего мира, паче же для единоплеменных нам народов словенских. Сохрани великий царствующий град Москву, яко сердце Святой Руси, яко средоточие святынь наших, и жизни церковной и государственной. Сохрани Киев – Мать городов русских с его великими святынями, как и прочие великие святыни по всему обширному пространству Русской Земли. Да приемлют прибегающие к ним благодать, освящение, умножение радостей, облегчение скорбей.

Вонми, Агнче, за мир закланный, воплю крови рабов Твоих, за Тя пролитой и помилуй землю, сими кровьми напоенную, помилуй землю, в недрах своих сокрывшую телеса, пострадавших за имя Твое, за веру и Отечество и за братий души свои положивших.

Призри, неложный во обетованиях, на ревнителей веры во дни воинствующаго безбожия дерзновенно имя Твое пред сынами века сего исповедавших, и на сокровенных среди мира рабов Твоих, в наше лукавое время служения похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, колен своих пред современными ваалами не преклонивших и риз своих не осквернивших (Откр. 3:4). Ради сих избранных Твоих сократи по Твоему обещанию дни скорби нашей, дни бед и страданий, от нихже изнемогаем, от нихже истаявают сердца наши и мы близимся ко отчаянию.

Не отрини, Безмерный в милости, моления и нас грешных и недостойных рабов Твоих. Аще бо и согрешихом, но не отступихом от Тебя. Тя единаго, яко Господа нашего знаем, к Тебе единому во всякое время и во всяком обстоянии прибегаем, от Тебя единаго помощи ожидаем, к Тебе единому присно очи наши возводим. Не отврати и Ты Лица Твоего от нас. Буди милостив к нам грешным. Спаси людей Твоих и благослови достояние Твое и упаси нас и вознеси нас до века.

Услыши, Владыко всех концев земли, всех племен и народов, во всяком языце во Отечестве нашем обитающем, боящихся Тя, по законам веры своей добро творящих и молящихся Тебе. Приими их молитвы о спасении земнаго Отечества, а паче их и соплеменников их во ограду Церкви Твоей Святой введи, да все народы, во всех концах Русской земли обитающие, едино стадо церковное будут и различными языками, но единым сердцем Тя славят, самобытность же свою и добрые обычаи предков храняще и дружелюбно вкупе с народом русским о устроении земнаго Отечества пекущеся, паче Отечества Горняго взыскуют.

Не прогневайся до конца, Творче и Создателю всех, не хотяй смерти грешника, но ожидаяй их обращения и покаяния, и на братий наших, иже по неведению, по наущению или по злобе враждуют на Тя, хулят превеликое имя Твое, в кощунство обращают святейшие предметы веры. И сии бо творение Твое. Темже и их, яко дело рук Твоих не презри, но сих скорбями и наказаниями, оных милостями и благодеяниями, иных же чудесными знамениями к Себе призови и делателями искусными заповедей Твоих яви.

О Небесный Царю, Человеколюбче Господи, Долготерпеливе и Многомилостиве! Паки и паки к Тебе припадаем и вопием: предстательству Богоматери и святых вняв, молитвы живых и усопших не отринув и великие страдания всех творений Твоих и скотов безсловесных и самой матери земли помянув, пощади, пощади Отечество наше, Русскую землю, и весь народ наш человеколюбно и скоро помилуй. За дни, в нихже поражал еси нас, за лета, в нихже видехом злая, призри на рабов Твоих, и даруй нам утешение. Даруй нам утешение всегда свободно и безпрепятственно ходить в храмы Твои поклоняться святыням нашим, услаждаться красотою церковною, укрепляться Таинствами веры, утолять глад наш духовный. Даруй нам утешение вскоре увидеть братий наших, от веры отпавших, паки к Тебе возвратившихся и вкупе с нами во дворах Твоих славословящими Тя. Да не станет время благоденствия церковного временем расслабленности, любостяжания, утучнения плоти и очерствения сердец духовенства и мирян. И тако во Отечестве нашем и во всем мире от всех да прославляется Пречестное и Великолепое имя Бога отцев наших, в Троице Святой славимаго и поклоняемаго до скончания века веков. Аминь.

Молитва о земле Русской - святитель Афанасий (Сахаров). Читает епископ Евтихий из Ишима

Молитва о прекращении войн и о мире всего мира

Владыко Вседержителю, Святый Царю. Призри с небесе и виждь, како враждуют народы и замышляют друг на друга суетное и злобное, како содрогаются все от воспоминания о бывших ужасах военных и трепещут от ожидания уготовляемых новых, еще более страшных. О, Многомилостиве! Умилосердись о созданиях Твоих. Прости грехи и беззакония наши, ихже ради многия скорби, беды и устрашения приидоша на нас. Благодатию Пресвятаго Духа ороси изсохшия любовию сердца людския, тернием самолюбия, ненависти и зависти, злобы, вражды и лукавства и иных беззаконий поросшия, да возрастят они горящую к Тебе и братиям любовь, и ею да будут истреблены все распри, раздоры, разделения, междоусобия и войны, да все народы не устами едиными глаголют о мире, но всем сердцем возлюбивше его, непритворно раскуют мечи свои и копья на орудия мирнаго делания и к мирному токмо труду обратятся. Человеколюбивый и Милостивый! Усердно молим Тя: мир миру Твоему даруй, Церквам Твоим, людям православным и всем творениям Твоим. Ты бо еси Царь мира и мира Твоего несть предела, и Тебе слава и благодарение и поклонение от всех да возсылается, и ныне и присно и до скончания века веков.

Молитва во время войны

Господи Боже наш, послушавый Моисея, простерша к Тебе руце, и людей израилевых укрепивый на Амалика, ополчивый Иисуса Навина на брань, и повелевый солнцу стати: Ты и ныне, Владыко Господи, услыши нас молящихся Тебе: укрепи силою Твоею людей православных, благослови их дела, умножи славу их победами над противоборствующими Православной Церкви, утверди всесильною Твоею десницею, сохрани воинов православных, посли Ангела Твоего укрепляющаго их. Отыми от них всяк глад и пагубу, и избави их от огня и меча и нападения врагов, и от всякаго востания противнаго: подаждь им вся, яже ко спасению прошения, споспешествуя им во всем. Посли, Господи, невидимо десницу Твою, рабов Твоих заступающую во всем: яко Твоя держава, Царство и сила, от Тебе помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.


[*] Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. – СТСЛ., 2013, с.12-13