Являющая Бога. История святой царицы Феофании

Сегодня, 29 декабря, отметается память святой блаженной царицы Феофании. У нас в России тоже последняя наша царица – святая, мученица. Но царица Феофания добровольно обрекала себя на утеснения и телесную скорбь… Недавно мы писали о том, почему святые любят страдания. И история святой августейшей Феофании еще одно тому подтверждение.

Мария Захарова
Валерия Святкина

Феофания, византийская царица

Какими же подвигами святая блаженная Феофания, византийская императрица, прославилась в веках?

Родилась Феофания в Константинополе в 863 г. Происходила из царского рода Мартинакиев и, по некоторым данным, приходилась племянницей августе Евдокии, супруге императора Василия I – основателя Македонской династии. Ее родители, Константин и Анна, отличались особым благочестием. С шести лет Феофания прилежно изучала грамоту и в юности получила блестящее образование.

Но более всего преуспевала она в добродетелях. Об этом узнали архонты императора Василия Македонянина, которые подыскивали достойную невесту для 16-летнего Льва, наследника престола. Было отобрано 12 девиц из знатных византийских родов, в том числе и Феофания.

В Мангаврской палате большого дворца, где находилась тронная зала, император Василий и августа Евдокия избрали Феофано невестой наследника престола. Свадьбу на радость всей Византии пышно отпраздновали зимой 881 или 882 г.

Пир у императора. Мозаика в Сан-Марко.jpg Пир у императора. Мозаика в Сан-Марко

Но отношения царственной четы были далеки от идиллических. Император любил земные удовольствия, а блаженная царица, по выражению святителя Димитрия Ростовского, в «сор и сон» вменяла сладость и суету житейскую. Согласно дворцовому этикету, Феофания облекалась во все великолепие порфиры, но под царским одеянием носила грубую власяницу. По ночам блаженная ежечасно вставала с ложа, устланного виссоном, и устраивалась на подстилке из рогожи, под которой лежали острые кости животных.

Имя Феофания так и переводится как «Явление Бога». Утесняя себя, свое эго, мы даем возможность Богу действовать в этом мире через нас.

Но скорбей у царицы Феофании и так хватало… Зимой 892 г. умерла их маленькая с императором Львом дочь – Евдокия, и потрясенная горем мать удалилась в монастырь, прилегавший к Влахернскому храму. Здесь она еще усилила пост и молитву.

Император же утешался обществом дочери начальника охраны Зои Заутц (впоследствии императрицы). Феофания намеревалась дать Льву VI развод, но Патриарх Евфимий не благословил блаженную на этот окончательный разрыв с императором. В браке со Львом Мудрым Феофания прожила 12 лет.

В 893 г. (по другим данным в – 895-м) Феофания отошла ко Господу. Церковь почитает ее как блаженную царицу, для которой дворец стал монастырем в миру.

Поход в Константинополь

После падения Константинополя, султан Мехмед II переселил всех православных греков на Фанар (территория современного Стамбула). Местные фанариоты не оказали туркам сопротивление, поэтому им сохранили жизнь. При Патриархе Иеремии II здесь построили резиденцию Константинопольской Патриархии.

В ХVII–VIII веках греческая община разрастается, сюда переезжают аристократы из древних византийских родов. Но в ХХ в., после войны Турции с Грецией, большинство фанариотов покидает Стамбул. Теперь на Фанаре проживают, в основном, мусульмане. православных греков, составляющих паству Вселенского Патриарха, в Турции всего около 3000 человек. Но множество живет в рассеянии – в США, Австралии, Новой Зеландии, в Европе.

Константинопольский Патриархат – сложная структура (в его юрисдикцию входит и Афон), полное ее название – Патриархат Нового Рима и Константинопольской Церкви. Предстоятель именуется Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх.

В последние десятилетия Фанар, получая финансовую помощь из США, стал инструментом геополитического влияния: Константинопольский Патриархат предлагается сделать единственной Церковью Европейского Союза. Антиканонически они признали раскольническую ПЦУ, у Русской Православной Церкви с ними прервано евхаристическое общение.

Георгиевский храм на Фанаре был возведен на месте сгоревшей в 1720 г. церкви, которую строили на средства русского царя Феодора Иоанновича.

Убранство Георгиевского храма на Фанаре Справа от иконостаса – Патриаршая кафедра из грецкого ореха, инкрустированная слоновой костью и жемчугом. По преданию, на нее всходил еще святитель Иоанн Златоуст, и она некогда хранилась в кафедральном храме Святой Софии Константинопольской.

Прямо в центре храма, на постаменте, возвышается великолепная рака, с серебряными вставками и красивым орнаментом. В ней-то и находятся честные мощи святой императрицы Феофании.

Впервые оказавшись в Константинопольской Патриархии, мы попадаем на торжественную архиерейскую службу в день памяти блаженной царицы. После ее завершения поклоняемся мощам святой праведной Феофании, возлагая букет из белых лилий – символ чистоты и целомудрия, к которым святая Феофания стремилась всю жизнь.

Византийская царица в России

Рукописная икона святой Феофании у автора статьи, привезенная из паломничества, – еще одна икона святой царицы в России.jpeg Рукописная икона святой Феофании у автора статьи, привезенная из паломничества, – еще одна икона святой царицы в России

В старину в России святую Феофанию знали и почитали. Об этом свидетельствуют иконы святой, написанные еще до революции. В храме Усекновения честной главы Иоанна Предтечи в Коломенском (в с. Дьяково) на фрагменте годовой минейной иконы за декабрь видим святую царицу Феофанию в золотом парчовом одеянии. Совсем иная, молитвенная, неземная святая Феофания – на другой иконе – в Благовещенском соборе г. Павлодара. В мятежном ХХ веке у богоборцев поднялась рука использовать этот образ в качестве мишени.

Жителям первопрестольной, желающим поклониться честным мощам святой блаженной Феофании, теперь не обязательно лететь в Стамбул. После визита Патриарха Варфоломея I в Москву в мае 2010 года (еще до разрыва отношений), митрополит Верейский и Наусский Пантелеимон из Элладской Православной Церкви передал Покровскому монастырю столицы десницу святой блаженной Феофании.

Так византийские святые приходят в русские храмы, сохраняя живую духовную связь между мистическим Константинополем – в сонме его святых – и Москвой – Третьим Римом.