Зачем нам поминальные субботы? Иеросхимонах Валентин (Гуревич)

Донской монастырь. Некрополь. Осень Все святые пользовались памятью смертной, этим прекрасным подспорьем в духовой жизни. Духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич) раскрывает смысл сегодняшнего заупокойного богослужения, а также нашей памяти о близких, ушедших в мир иной.

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

Зачем нам вспоминать усопших?

Сердечная потребность вспомнить усопших близких обусловлена, в частности, тем, что все мы перед ними в чем-то виноваты. И часто бывает, что эта наша вина не была облегчена прощением, которое мы не успели у них получить при их жизни. И теперь это доставляет нам сердечную горечь, боль и печаль. И побуждает нас, с одной стороны, к покаянному исповеданию наших грехов по отношению к близким, а, с другой стороны, – к сугубой молитве об их упокоении в ином мире.

Особые заупокойные службы призваны еще и еще раз возгревать в нас спасительную память смертную, которая будит нас от тяжкого сна греховного – «душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается»…

И чтобы этот приближающийся конец не застал нас врасплох, память смертная побуждает нас к более усердному и неленостному подвигу молитвы, покаянного очищения сердца от греха и страстей, сосредоточения всех сил нашего естества на любви к Богу в стремлении к единению с Ним.

Да и наша молитва о близких усопших по мере приближения к Богу будет становиться сильнее. Ибо сказано, «много может усиленная молитва праведника» (Иак. 5:16).

Спаситель призывает бодрствовать и молиться всех своих учеников – как апостолов, так и всех следующих Его учению, то есть, христиан: «Что вам говорю, то и всем говорю» (Мк. 13:37). Ибо не знаем мы ни дня, ни часа – ни своей, ни общей кончины мира. Поэтому надо всегда быть готовым. А этой готовности и содействует бодрствование и молитва.

Иеросхимонах Валентин (Гуревич). Поминальная служба в Донском монастыре Господь говорит: «в чем застану, в том и сужу». Так в каком же состоянии духа мы должны находиться в час прихода Господа – в час кончины, – чтобы наследовать обетованную Богом Блаженную Вечность? Наиболее подходящее для этого случая состояние – это уже здесь, на земле, при жизни во плоти приобретенная внутренняя приобщенность к Царству Небесному, которое «внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Это такая степень стяжания благодати Святаго Духа, которая делает достигшего ее преображенным подобно святому Серафиму во время его беседы с Мотовиловым о цели христианской жизни. Подобно Господу на горе Фавор.

Ибо подлинные христиане, по апостолу Павлу, суть дети Отца Небесного, а поскольку дети, то и наследники, сонаследники Христу.

Когда человек, возлюбивший Господа по заповеди (всем сердцем, всем помышлением, всею крепостию), становится одно с Богом, Господь вселяется в него, как в Свою обитель, как в храм, просвещает все его существо, так что в нем «не остается ни одной темной части».

Молодежь в донском монастыре.jpg Молодежь в Донском монастыре

Как евангельский купец, ищущий доброго бисера, который, найдя его, все продает, чтобы купить этот бисер, человек должен оставить все отвлекающее и рассеивающее его внимание и душевные силы и сосредоточиться на едином на потребу – на Господе.

Святитель Феофан Затворник говорит: «Какой предмет наиболее достоин непрерывного внимания и смотрения умного, как Господь! Извольте воздавать Ему сие должное предпочтение – не в думание, большею частью ни о чем, пускайтесь, а к тому устремляйтесь, чтобы неотступнее, глубже и пристальнее смотреть в лице Господа, Всевидящего и Вездесущего, говоря в себе: взыска Тебе лице мое, Господи, лица Твоего взыщу».

Как стали отмечать Димитриевские субботы?

Сегодня, 5 ноября, особенная суббота. В этот день наша Церковь совершает особое поминовение усопших в связи с тем, что во время Куликовской битвы на поле сражения полегло очень много русских воинов.

Особое поминальное богослужение – Дмитриевскую Субботу – первоначально было решено совершать именно для поминовения воинов, павших на поле Куликовом.

Для этого богослужения была избрана суббота, ближайшая к памяти святого великомученика Димитрия Солунского – небесного покровителя Дмитрия Донского – предводителя русского воинства, одержавшего эту историческую победу. 

Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донского. Хранящиеся в Донском монастыре горельефы разрушенного храма Христа Спасителя И для нашего монастыря сегодняшний день и богослужение особенно знаменательны, ибо и сам монастырь, и два храма в нем, Большой и Малый соборы посвящены Донской иконе Божией Матери, присутствовавшей на Куликовом поле во время  сражения. А правый придел Малого Донского собора был посвящен преподобному Сергию, который, узнав от святого благоверного князя Димитрия, что кровопролития избежать невозможно, благословил его на эту битву и предрек победу. Преподобный же совершил первое поминовение воинов, в этой битве живот свой за веру и Отечество положивших.

И совершил он его необычным и чудесным образом, единственным в своем роде. А именно: в течение самой битвы у себя в монастыре, в Троицкой церкви непрерывно совершал богослужение, молясь о победе православных. И время от времени прерывал молитву, чтобы сообщить присутствующим некоторые подробности происходящего на Куликовом поле, созерцая его на огромном расстоянии от Свято-Троицкой обители.

Это был как бы «репортаж» с места событий, но «репортер» созерцал происходящее не телесными очами, а духовными, находясь на расстоянии множества верст от места сражения…

И в конце битвы он совершил панихиду о павших в сражении, поминая их поименно, начиная со старших военачальников и кончая простыми воинами.

Все это было подтверждено прибывшими вскоре гонцами.

И не случайно мы вспоминаем сегодня преподобного Сергия. Началом его монашеского подвига, который в конце концов привел к чрезвычайному духовному преуспеянию, сделал чудотворцем и доставил ему Царство Небесное, Блаженную Вечность, была как раз память смертная, о которой шла речь.

Родители Преподобного святые Кирилл и Мария умерли, когда он был еще молод – 21 года от роду. Кончина их, почти одновременная, произвела на него такое действие, что он, осознав, что и сам непременно умрет, больше ни о чем не мог думать, ни к чему уже не мог стремиться, ничего не желал – ни женщин, ни богатства, ни вкусной еды.

И чтобы ничто не препятствовало и не отвлекало его от углубленного размышления и молитвенного сосредоточения на Едином на потребу, удалился в безлюдное место и в короткий срок – за два года – стяжал там такую благодать Святаго Духа, что и сам спасся, и весьма многих спас…

Почему нам необходима непрестанная молитва?

Святые отцы советуют непрестанное памятование о смерти – «помни последняя твоя, и вовек не согрешишь». И по слову Спасителя заповедуют непрестанное трезвение и молитву. То есть – пребывание в непрерывном Богообщении, чтобы конец не застал врасплох.

Как уже было сказано, непрестанная молитва заповедана всем верным. «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16-18)

Непрестанная молитва, как средство соединения с Богом, к которой призывает Своих последователей Господь и Его апостол, проще всего достигается благодаря практике Иисусовой молитвы.

Девушка в храме. Донской монастырь.jpg

Как сказал в своей проповеди протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель Покровского храма в с. Акулово, воин обязан постоянно упражняться, чтобы довести владение оружием до совершенства. И это приобретенное постоянным упражнением мастерство может пригодиться ему только для одной атаки.

Так и христианин должен непрестанно упражняться, чтобы довести до совершенства владение своим оружием – молитвой. И это приобретенное непрестанным упражнением мастерство тоже пригодится ему, возможно, только для одной атаки – в момент смерти. С ее помощью могут быть рассеяны устремившиеся на душу полчища демонов и может быть взят приступом вожделенный город – Небесный Иерусалим. То самое Царство Небесное, которое «силою берется»…

Вспомним, что преподобный Серафим, любивший молиться с зажженной свечей в руках, даже с пучком свечей, почил именно с горящей свечей. И от этого произошел пожар, засвидетельствовавший, что кончина последовала среди молитвы. Да и само положение тела свидетельствовало об этом.

У Анны Кашинской, как и у некоторых других святых, персты после кончины так и остались сложенными для крестного знамения, что также является знаком моления в час смерти. История деканонизации и повторной канонизации Анны Кашинской как бы подчеркнула и запечатлела этот важный момент – законников смутило именно двоеперстие, которое было принято в Русской Церкви при жизни благоверной княгини…

Преподобным Серафиму и Анне Кашинской посвящены центральные алтари нашего кладбищенского храма на его верхнем и нижнем этажах. И тот и другая святые были прославлены по инициативе императора Николая II. И все произошло накануне грандиозной катастрофы – богоборческой революции, которая отвергла Краеугольный Камень – Всеведущий и вездесущий Разум Божий, поставив на его место падший человеческий рассудок – плотское мудрование. И вознамерилась с его помощью построить на земле всеобщее благоденствие.

Надо было случиться такому страшному помрачению ума, при котором у большевиков, говоря словами Н.А. Бердяева, начисто отшибло память смертную, и они пошли на то, чтобы пролить реки крови ради кратковременного земного благоденствия. Которое, даже если оно средствами близорукого падшего рассудка было бы достигнуто, что на самом деле – несбыточная мечта, оставляет нерешенными нерешаемые земными средствами проблемы болезни, старости и смерти.

Социальное благоденствие может быть достигнуто только в том случае, если граждане идеального общества смогут чистосердечно произнести вместе с Господом Иисусом, сказавшим после Гефсиманской молитвы: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Но такие слова могут произнести лишь граждане Царства Небесного, каждый из которых вслед за Христом прошел свой крестный путь. 

Икона св. ап. Иоанна Богослова из иконостаса Большого собора Донского монастыря.

Как говорится, в раю нераспятых нет.

Не земное царство и земное благоденствие, временное и тленное, но вечное Царство Небесное должно стать нашей целью. И достигается оно бодрствованием и молитвой, чему учат нас примеры преподобного Серафима и благоверной княгини Анны Кашинской.[1]

Да и сам царь-мученик, отказавшись от царства земного, наследовал именно Царство Небесное, блаженное и вечное…



[1] Этот храм с алтарями в честь прп. Серафима и благоверной княгини Анны после большевистской революции был превращен в крематорий. В алтаре прп. Серафима стал располагаться оркестр с органом для музыкального сопровождения нового ритуала кремации, а на месте алтаря блгв. княгини были устроены печи для сожжения трупов.