Константин Ушинский: «Уничтожьте школьную скуку!»

«Смольный институт», С. Ф. Галактионов, литография 19 февраля 1823 года родился Константин Ушинский, учитель русских учителей, основатель отечественной научной педагогики и первой народной школы, основанной на национальной культурной традиции.

ushins-1.jpg
Константин Дмитриевич Ушинский

По мнению ряда исследователей, юбилей отмечается сегодня, 3 марта 2023 года.

Родился он в 1823 году в Туле, в семье участника Отечественной войны 1812 года, образованного отставного офицера Дмитрия Григорьевича Ушинского. На следующий год семья перебралась в Новгород-Северский Черниговской губернии.

ushins2.jpgКонстантин Ушинский, выпускник Новгород - Северской гимназии 

Ласково приняла жизнь маленького Константина: ни строгих взысканий, ни домашних дрязг, ни нужды не испытал он в детстве. Усадьба Дмитрия Григорьевича примыкала к городской черте. Дом его с многочисленными постройками, большим двором и прекрасным фруктовым садом находился на высоком берегу Десны, откуда открывались прекрасный вид на всю округу. Особенно счастливо провел маленький Ушинский первые одиннадцать лет своего детства, пока была жива его мать Любовь Степановна (урожденная Капнист). О ней он сохранил самые трогательные и нежные воспоминания на всю жизнь.

А вот как писал Ушинский о местной гимназии: «Воспитание, которое мы получили… в бедной уездной гимназии маленького городка… было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях». А объездить таковых ему довелось достаточно много и даже сравнить с зарубежными, о чем еще скажем далее.

Со своих школьных лет Константин усвоил, что почти всё зависит от личности преподавателя, от его духа.

В новгород-северской гимназии тон задавал ее директор Илья Федорович Тимковский, юрист по образованию, некогда декан нравственного факультета Харьковского университета. По его стопам Константин Дмитриевич далее и двигался по жизни, тоже начав с обучения на юридическом факультете Московского университета. Тогда в 40-е годы XIX века в главном вузе страны было много вольнодумцев, – вся эта атмосфера влияла и на студентов, что потом еще не раз аукнется в судьбе Ушинского.

Через два года после окончания университета его, 22-летнего юношу, возьмут на должность профессора в Ярославский Демидовский лицей. Он займет кафедру по энциклопедии законоведения, истории законодательств и финансовой науки.

demid.jpgЯрославский Демидовский юридический лицей, фото нач. XX в.

О его лекциях сохранились воспоминания слушателей. «Увлечение Ушинского передается слушателям, и они все, вместе со своим лектором, не слышат звонка, не замечают, что уже настал конец лекции, что уже давно около дверей стоит другой профессор, дожидается своей очереди, – и только когда терпение этого последнего окончательно истощится и он обратится к Ушинскому с заявлением, что пора кончать, а то он, профессор, уйдет, – Ушинский, немедленно спустившись с облаков своей пламенной фантазии, страшно конфузится, просит извинения и летит стремглав из аудитории, покрываемый громом аплодисментов очарованных его речью студентов».

Не прошло и трех лет, как на полюбившегося учащимся преподавателя донесли за «свободу мыслей» в Министерство народного просвещения. Дело удалось замять, молодого педагога отпустили в связи с ухудшением здоровья.

Оставшись без дела и средств к жизни, Ушинский едет в Петербург на поиски работы. Не желая покидать педагогической дороги, он усиленно ищет хотя бы место уездного учителя. Но напрасно: выход его из лицея служил искусственной преградой к педагогической деятельности. Бывшему профессору ничего не оставалось, как превратиться в чиновника министерства внутренних дел, по департаменту иностранных исповеданий, под ведением графа Д.А. Толстого, будущего министра народного просвещения.

И в это же время Ушинский всерьез начинает писать для журналов «Современник», «Библиотека для чтения». Здесь помимо педагогического проявился и его литературный талант. Рассказ «Поездка на Волхов», опубликованный в 1852 году в «Современнике», вызвал похвалу И.С. Тургенева.

gat-1.jpgГатчинский сиротский институт 

В 1855 году при содействии друзей Ушинскому вновь удается стать учителем русской словесности в Гатчинском сиротском институте. На следующий год его уже сделали инспектором.

…Однажды, работая инспектором в Гатчинском сиротском приюте, педагог обнаружил два запечатанные шкафа – в таком состоянии они оставались без малого 20 лет. Ушинский попросил отворить их и нашел замечательно «полное собрание педагогических книг». Это были работы по педагогике, которые никто не читал. А собрал их прежний инспектор Егор Гугель, необыкновенный человек, по мнению Ушинского, едва ли не первый наш педагог, опередивший свое время и окончивший свою жизнь в сумасшедшем доме. «Этим двум шкафам я обязан в жизни очень, очень многим, и – Боже мой! – от скольких грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде, чем вступил на педагогическое поприще», – писал Константин Дмитриевич.

Он публикует свою знаменитую статью «О пользе педагогической литературы» (журнал «Воспитание», 1857 г., т. I), которую до сих пор с интересом изучают учителя и воспитатели. Вскоре в том же журнале выходят еще две программные работы педагога «О народности в общественном воспитании» и «Три элемента школы», в которых Ушинский обосновывает неразрывность воспитания и обучения, разъясняет общие исторические основы европейского воспитания, отмечая наиболее характерные его особенности в разных странах. Одновременно Ушинский начинает работу над составлением книги «Детский мир» для первоначального чтения.  

sml-1.jpgЗанятие в Смольном институте благородных девиц 

В 1859 году Ушинский получает назначение на должность инспектора Смольного института, в котором в то время обучалось около 700 девиц. Вот так о его трудах отзывались на этом месте: «Благодаря энергии и таланту одного человека, в какие-нибудь три года совершенно обновилось и зажило полной жизнью огромное учебное заведение, дотоле замкнутое, рутинное и не возбуждавшее в обществе никакого интереса. Всюду в Петербурге заговорили о Смольном и его необыкновенных учителях. Чиновники разных ведомств, многие, просто интересовавшиеся педагогическим делом, приезжали нарочно из города послушать удивительные уроки, особенно в младших классах».

По четвергам на квартире Ушинского в Смольном собираются виднейшие представители науки, искусства того времени.

Всем как-то стало дышаться гораздо легче. Сам Константин Дмитриевич писал:

«Уничтожьте школьную скуку, и вся смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой».

1-1.jpgГруппа преподавателей Смольного института вместе с инспектором классов К. Д. Ушинским (в первом ряду крайний справа). Фотография, 1862 г. 

И вот и тут, в Смольном, эта давящая рутина упразднилась. Тем, кто так старательно ее сооружал, это, безусловно, не понравилось… Но не ученицам, те, счастливые, признавались: «Никто из нас не мечтал более о балах, о выездах, об эффекте, произведенном роскошью туалета и легкостью танца, – теперь все хотели работать, все мечтали о серьезных занятиях, даже девушки, совершенно обеспеченные в материальном отношении».

Одновременно с популярностью Ушинского росли зависть, ненависть, вражда к нему со стороны приверженцев старых порядков: посыпались беспрерывные доносы на выдающегося педагога.

Всю жизнь он оставался глубоко верующим православным человеком, и именно в христианской нравственности черпал воспитательный потенциал.

«Я желал бы, – говорил, – чтобы все люди были религиозны».

Школа, как говорил Ушинский, должна стать преддверием Церкви, а Закон Божий одним из главных предметов.

«Как только мы захотим отделить непереходимой гранью преподавание Закона Божия от преподавания других предметов, то хотя преподавание различных предметов и останется, но воспитание исчезнет. Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди», – писал Ушинский в работе «О нравственном элементе в русском воспитании».

Однако его обвиняли в вольнодумстве и атеизме.

ushins3.jpgК.Д. Ушинский, 1859 г.

Императрица Мария Александровна, лично знавшая Ушинского с самой безупречной стороны, отвергла все обвинения и взяла педагога под свое высокое покровительство. Он был причислен к IV Отделению собственной Его Величества концелярии с оставлением прежнего содержания. Должность в Смольном институте Ушинскому пришлось оставить. Но педагог был отправлен в заграничную командировку – посмотреть, обобщить европейский опыт воспитания.

Несколько лет во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Бельгии… Масса наблюдений, выводов – всё это потом будет отражено в книгах, за которые, вернувшись в Россию, Константин Дмитриевич и засядет.

Среди его выдающихся педагогических трудов - «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» (1867-1869), учебные пособия «Родное слово» (1864-1870), «Детский мир» (1861-1865), по которым обучались многие поколения русских людей.

В своем творчестве ученый раскрыл единство духовно-нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания как взаимосвязанных сторон становления личности, определил содержание, принципы и методы школьного обучения, описал роль и задачи учителя…

Ставя семью одним из главнейших факторов воспитания, Ушинский сам был идеальным семьянином и многодетным отцом, горячо любимым всеми членами своей семьи, от мала до велика. Тем более тяжело воспринял он смерть старшего сына Павла, по нечаянности смертельно ранившегося себя на охоте.

Константин Дмитриевич трудился всегда настолько напряженно, что достаточно рано – всего-то в 47 лет преставился.

Его дело продолжили дочери – старшая Вера открыла в Киеве мужское училище, а младшая Надежда в их родном имении Богданке начальную школу.

3 марта в 21.20 на телеканале «Спас» состоится премьера документального фильма «Константин Ушинский. Отец русской школы».

Нам всем и сегодня необходимо выучить его уроки – когда-то он понял, что русских детей надо учить русскому языку и прежде всего русской культуре в нашем отечественном духе Православия.

Мария Блинова