Поющий народ непобедим

В этот день 2 марта в 1911 году состоялось первое выступление хора Пятницкого в Москве в зале Благородного собрания. Аристократам устроили сюрприз…

М.Е. Пятницкий.png М.Е. Пятницкий

Сам Митрофан Ефимович Пятницкий происходил из многодетной семьи священника – был 9-м из 12 детей. С 11 лет учился в духовном училище, где как-то раз раздобыл песенник и прогорланил весь его репертуар вместе с одноклассниками. Инспектору это не понравилось. Он вызвал Митрофана на воспитательную беседу, на которой потребовал сжечь сборник «кабацких» песен. То, что русские песни назвали «кабацкими», уже тогда бывшего почитателем народного творчества Митрофана просто оскорбило. Близились каникулы, и он с них уже не вернулся. Отправился покорять Москву, где, обзаведясь необходимыми знакомствами в профессиональной музыкальной среде, принялся колесить по деревням, отыскивая самородков-песенников.

Музыкально-этнографическая экспедиция.jpg Музыкально-этнографическая экспедиция

Так к 1910 году он и создал хор из народных певцов преимущественно Воронежской и Рязанской губерний, который потом и был назван в его честь.

А в марте 1911 года по Москве уже были разклеены афиши о том, что в Малом зале Благородного собрания выступит первый в России крестьянский хор: «В четверг 17-го и пятницу 18-го в час дня имеет быть концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской, Рязанской и др. губерний. В программе: 1) Хоровые песни с сопровождением старинных инструментов – гуслей, жалеек, лиры. 2) Былины и исторические песни. 3) Причитания плакальщиц…»

Уникальность коллектива была еще и в том, что на сцене не только пели, но и водили хороводы, устраивали народные пляски, игры, бытовые сценки. 

Сценка хористов.jpg Сценка хористов

Публика в зал Дворянского собрания собралась представительная. Когда смолкли кулуарные оживленные беседы и все расселись, занавес медленно раздвинулся, и – перед изумленными взглядами зрителей оказалась деревенская изба! Вдоль ее бревенчатых стен стояли грубо сколоченные лавки. Тут же была русская печка, чугунки, кочерга, ухваты, разносолы… Люлька, прялки, сундук с приданым… Певцы – а это 11 крестьян – органично вписались в этот привычный для них антураж, чувствовали себя по-свойски. Никто из них не был профессиональным исполнителем.

М. Е. Пятницкий и с крестьянским хором и зал Благородного собрания в Москве, на сцена которого хор Пятницкого впервые выступил в 1911 году.jpg М. Е. Пятницкий и с крестьянским хором и зал Благородного собрания в Москве, на сцена которого хор Пятницкого впервые выступил в 1911 году

Впервые за тысячелетнюю историю России русские народные песни были представлены в народном – авторском – исполнении. Этот «самодеятельный театр песни» стал ключевым для развития певческой культуры целого государства.

Выступление крестьян высоко оценили такие мэтры, как С.В. Рахманинов и Ф.И. Шаляпин, знавшие толк и в русской народной песне. Отзывался об этом явлении культуры И.А. Бунин.

Песни исполняли никогда нигде не учившиеся, собственно, и оказавшиеся в городе ради выступления крестьяне, – разве что отбирались среди них те, кто обладал природным красивым голосом. Поначалу, отгастролировав, исполнители возвращались к своему обычному крестьянскому труду, где на полях да на скотном дворе репетировали прямо за работой.

М. Е. Пятницкий во время записи крестьянского певческого ансамбля на фонограф.jpg М. Е. Пятницкий во время записи крестьянского певческого ансамбля на фонограф

Пели задушевно бесхитростно, так, как это на Руси и повелось. «Рядили [русские люди] веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий», – писал М.Е. Пятницкий.

«Народная песня, – говорил Митрофан Ефимович, – эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и ее надо спасать».

Потому как с древности известно: поющий народ непобедим.

В годы Первой мировой войны М.Е. Пятницкий устроился на службу в одну из московских больниц, принимавшую с фронта раненых. Чтобы как-то воодушевить искалеченных, он создал так называемый хор инвалидов (это действительно были воины-инвалиды, Георгиевские кавалеры, а также медработники). Многих ему так удавалось реабилитировать, возвращать им радость, вкус к жизни, бодрость духа.

С хористами-ветеранами в больнице.jpg С хористами-ветеранами в больнице

Так и в годы Великой Отечественной войны хор активно выступал на фронтах. Востребованными были тогда и прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи, которые слышала вся отражающая натиск врага страна – и в тылу, и на линии соприкосновения. И на заводах, и в блиндажах, и в кабинах летчиков, и в каютах моряков… Артистам даже отсылали фронтовые треугольники по адресу: «В хор Пятницкого», – их до сих пор хранят.

Песня хора «Ой, туманы мои, растуманы» в свое время стала гимном всего партизанского движения.

Именно исконная русская песня и способна объединять народ.


Ольга Орлова