7 августа Церковь вспоминает Успение праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы и земной бабушки Иисуса Христа, которой верующие пары молятся о зачатии и рождении детей.
Святые праведные Иоаким и Анна стали родителями Пресвятой Богородицы в престарелом возрасте
В Священном Предании мы находим примеры того, как праведники готовились стать родителями.
Отец и мать Пресвятой Богородицы – святые праведные богоотцы Иоаким и Анна – отличались чистотой и необыкновенным бесстрастием. Вот как рассказывал об этом преподобный Паисий Афонский: «Святые Иоаким и Анна были самой бесстрастной супружеской парой из когда-либо существовавших… Именно так Бог сотворил человека. И Он хотел, чтобы люди рождались так же – бесстрастно. Но после грехопадения в отношениях между мужчиной и женщиной появилась страсть.
И как только появилась бесстрастная супружеская пара – такая, каким сотворил человека Бог и каким по Его замыслу надлежало быть человеческому рождению, так родилась Пресвятая Богородица – это Чистое Создание, а впоследствии от Нее воплотился Христос».
«Христос пришел бы на Землю и раньше – если бы раньше на Земле появилась чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна»[1].
Полвека молились Иоаким и Анна о даровании младенца, снося поношения и клевету в свой адрес. Сорок дней постились праведные супруги перед зачатием Девы Марии. В монастыре преподобного Георгия Хозевита в Иудейской пустыне до сих пор сохраняется пещера, в которой молился святой Иоаким, и где Бог услышал Своего праведника.
Монастырь Георгия Хозевита в Иудейской пустыне, где молился святой Иоаким о даровании младенца
И сегодня многие бездетные пары, обращаясь к Богу, Пресвятой Богородице, святым праведным Иоакиму и Анне, получают просимое.
…Матушка Татьяна Владимировна, супруга протоиерея Вячеслава Куликова вспоминает: после свадьбы у них с мужем несколько лет не было детей. Много сил, средств и времени ушло на хождение по врачам, пока ей, наконец, ни объявили, что детей не будет никогда. Супруги в печали уехали в Псково-Печерский монастырь, к старцу Иоанну (Крестьянкину). Отец Иоанн с большим участием выслушал паломников, велел к врачам больше не обращаться, а молиться и причащаться каждую неделю. Вскоре у «бесплодной» пары один за другим стали рождаться дети: три мальчика и три девочки. Сегодня отец Вячеслав и матушка Татьяна Владимировна уже многодетные дедушка и бабушка…
«Люди согрешают,
когда не полагаются на Бога»
О доверии Богу, уповании на Его промысел говорит святой Паисий: «Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы. Только после этого начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчет Бога. А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь нелегка. Пусть у нас будет один ребенок – и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь на Бога».
Однако не сразу и не всегда человек получает просимое.
«Многим людям Бог не дает потомства, для того чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению. Суды Божии – это бездна», – рассуждает преподобный Паисий Святогорец.
В семье самого старца умерли во младенчестве две девочки Екатерина и Сотирия. Третью малышку родители назвали Зоей (что означает «жизнь»), и она выжила.
Историки до сих пор спорят о наличии детей у покровителей православного супружества – святых Петра и Февронии Муромских.
Бездетным оказался брак одной из красивейших женщин Европы великой княгини Елизаветы Феодоровны и великого князя Сергея Александровича Романовых.
В семье Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича воспитывались племянники Дмитрий и Мария
Святой праведный Иоанн Кронштадский с матушкой Елизаветой Константиновной также не имели детей, поскольку жили в «белом» браке, как брат и сестра. При этом семья воспитывала племянницу Руфину (точно также Елизавета Феодоровна и Сергей Александрович взяли на попечение племянников Дмитрия и Марию).
Современный мир проблемы бездетности пытается решить при помощи репродуктивных технологий, к которым Церковь относится неоднозначно. Отрицая суррогатное материнство и донорство половых клеток как разрушающие целостность личности, а также выступая против уничтожения человеческих эмбрионов, Церковь в отдельных случаях допускает возможность применения ЭКО, оставляя окончательное решение на усмотрение супругов и их духовника.
В то же время протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель храма Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области обращает внимание на то, какой именно человек придет в мир в результате всех этих манипуляций? Кто родится?
«Родил Авраам от служанки Агари – и до сих пор воюют «агаряне» с потомками Исаака, сына Авраама от его жены Сарры. (Бездетная Сарра до рождения сына Исаака в соответствии с существовавшим обычаем предложила Аврааму войти к их служанке Агари, чтобы потом усыновить ее детей. Однако уже во время беременности Агарь возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже (Быт. 16:1–16, Быт. 21: 9–21. – Ред.) Вот вам, пожалуйста, когда рождают по человеческим соображениям».
Старец Паисий пишет о том, что Господь дает особую благодать тем юношам и девушкам, которые в молодости сохраняют целомудрие. Эта забытая сегодня добродетель является фундаментом крепкой семьи, залогом рождения здоровых детей.
«Посмотрите на женщин, которые до свадьбы сохранили целомудрие. Они имеют мирный дух, хотя обременены множеством забот…»
«Пока девушка не примет решения, станет она инокиней или добродетельной женой и матерью, она должна жить целомудренно. Поэтому до этого она должна постараться по возможности всю себя посвятить учебе», – продолжает Паисий Афонский[2].
«Ничто, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена... Тогда и любовь бывает пламенною, и расположение – искренним.»[3]
Целомудрие есть всеобъемлющее название добродетелей, целостное воззрение на мир; чистота тела и души (прп. Иоанн Лествичник) — помыслов, слов и поступков; хранение девственной чистоты до брака, супружеской верности в браке.
Добродетель, известная со времен Античности, не была забыта в советское время. Педагог А.С. Макаренко полагал, что человека с детства следует приучать владеть своими чувствами, сдерживать воображение и желания. Развращение, по мнению Макаренко, начинается с беспорядочной жизни, неконтролируемых встреч мальчиков и девочек, безделья и скуки, так называемой неряшливости быта. «О каком можно говорить воспитании, если сын или дочь встают и ложатся, когда вздумается или когда придется, если по вечерам они гуляют неизвестно где или “ночуют у подруги” или “у товарища”, адрес которых и семейная обстановка просто неизвестны»[4], — рассуждает педагог.
Макаренко пишет о разрушительном влиянии на целомудрие нецензурной лексики: «Сущность этого несчастья не в том, что обнажается перед мальчиком половая тайна, а в том, что она обнажается в самой безобразной, циничной и безнравственной форме»[5].
Целомудрие, связанное с чистотой сердца, по сути, со святостью, человеческими силами воспитать невозможно, а потому христианские педагоги советовали приучать детей к молитве и участию в богослужениях, Церковных Таинствах. «Мы желали бы, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого, отрадного, воспитательного влияния Православной Церкви»[6], — писал К.Д. Ушинский.
Главным средством формирования целомудрия у девочек основательница известного православного приюта «Отрада» игуменья Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря Николая (Ильина) называет постоянное (как минимум, один раз в неделю, а во время православных постов — еще чаще) участие воспитанниц в богослужениях и Таинствах Церкви. Особая традиция приюта заключается в том, что девочки выбирают себе для постоянного общения любимую сестру, с которой ежедневно обсуждают свои проблемы. «Цель таких бесед — поведать о своих духовных переживаниях и ошибках»[7].
Педагог и психолог протоиерей Василий Зеньковский полагал, что энергия пола может быть преобразована, сублимирована в духовную творческую силу
Вопреки распространенному мнению о том, что телесное воздержание в юности отрицательно сказывается на здоровье, выдающийся педагог и психолог протоирей Василий Зеньковский утверждал, что энергия пола может быть преобразована, сублимирована в духовную творческую силу [8], стать движущей силой многих добрых дел.
Юность, по мнению протоиерея Василия Зеньковского, это время религиозной весны, романтики, героики сердца, чистого энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям.[9]
Напротив, гражданские браки обладают огромной разрушительной силой, они приземляют, опустошают молодых людей физически и духовно, вызывая чувство тревоги, взращивая психологический феномен «незавершенного действия».
Современная наука отвергла теорию телегонии, согласно которой первый мужчина влияет на всех будущих детей женщины, однако Священное Писание свидетельствует об обратном.
Протоиерей Валериан Кречетов: «Последнее слово науки – это первое слово Библии»
«Что значит «отвергла», когда есть Ветхий Завет, где описан закон ужичества: брат умершего был обязан восстановить его семя, взяв в жены его бездетную вдову (Втор. 25. 25:5 – 10). Рождающийся ребенок был сыном первого мужа. Древние знали это. Это существует. Последнее слово науки – это первое слово Библии», – говорит протоиерей Валериан Кречетов[10].
Духовник уверен, что существует и «обратная связь» – телегония касается те только женщин, но и мужчин, т.е. «совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней» (1 Кор. 6:16). Он приводит следующий пример: греческий юноша совершил насилие над своей невестой и отвернулся от нее. Господь ее утешил: она вышла замуж, родились дети. А у него – несмотря на удачную женитьбу – дети не рождались. Он молился и, наконец, приехал на Афон к святому Паисию, который сказал: «Пока она тебя не простит, детей у тебя не будет». Он долго умолял ее о прощении, сделал вклады в детский дом, принес женщине чеки, и она наконец его простила. Только после этого у него стали рождаться дети.[11]
Многие современные юноши и девушки приходят к созданию семьи после тяжких грехов, в том числе абортов. «Это грех, за который придется расплачиваться: или не будет продолжения рода, в роду может появиться инвалид, урод, – пишет кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко), – возможно, человек не будет физическим инвалидом, но станет духовным или душевным калекой». [12]
Однако у Бога ничего невозможного нет: все исправляется покаянием, подвигом христианской жизни.
Игумен Анатолий (Берестов), доктор медицинских наук, главный невропатолог Москвы в 1985-1995 гг., основатель Душепопечительского православного центра им. св. праведного Иоанна Кронштадского, свидетельствует: у покаявшихся грешников, бывших наркоманов, изменивших свою жизнь, рождаются нормальные, здоровые и благодатные дети.
Игумен Анатолий пишет: «Человек, потерявший целомудрие, повреждается умственно. И не только: люди, занимающиеся блудом или прелюбодеяниям, рожают нездоровых детей. Значит – все, крест?
Оказывается, когда люди обращаются к Богу, исповедуются, меняют образ жизни, они опять начинают рождать здоровых детей. Это нами установлено совершенно точно…
У нас много алтарников – бывших наркозависимых и алкоголиков. И есть священники, бывшие наркозависимые. Надо признать, что это одни из лучших священников – как это ни странно. Но, я думаю, странного здесь ничего нет, потому что они познали всю глубину дна». [13]
Важно не только состояние будущих родителей в момент зачатия младенца – необходимо учитывать и время этого события.
«Ребенок, зачатый во время поста, накануне среды, пятницы, праздника может родиться больным – физически, психически, духовно, – продолжает игумен Киприан. – Свадьбы во время постов – вообще вызов Богу. И, наоборот, я знаю приходы, где десятки детей празднуют день рождения в один и тот же день или в один и тот же месяц. То есть закончился Великий Пост, прошла Светлая седмица, Радоница, и после молитвы будущие родители зачинают детей. Они постились, молились, хотели этого ребенка, и Бог дает просимое»[14].
Согласно каноническим правилам, венчание не совершается (а в семье полагается супружеское воздержание) в течение всех многодневных постов, в Пасхальную седмицу, на Святках от Рождества до Богоявления, во время Масленицы, накануне воскресных дней, двунадесятых, великих и храмовых праздников, накануне постных дней (среды и пятницы, то есть по вторникам и четвергам), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/ 11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября).
Индивидуальную меру супружеского поста устанавливают супруги по взаимному согласию, советуясь с духовником.
Каким человеком станет еще нерожденный ребенок, о котором вы только мечтаете?
Во многом это зависит от добродетелей и грехов его родителей, всего рода. Вот почему наши предки столь ревностно относились к выбору жениха или невесты, справедливо полагая, что «от осинки не родятся апельсинки».
У одних и тех же родителей один из детей может быть добрым и благочестивым, а другой злым и непокорным. Сыновья первой брачной четы Каин и Авель
Впрочем, как уже было сказано, нет греха непрощенного, кроме нераскаянного. Многое зависит от состояния родителей в момент зачатия и рождения ребенка, их молитвы. Известно, что у Адама и Евы первый сын – Каин, ставший убийцей своего брата, – родился после грехопадения родителей, а младший – кроткий и благочествивый Авель – после принесенного ими покаяния.
«Действительно, – рассуждает богослов и педагог Гермоген Шиманский – воспитательные методы не всемогущи, а результаты воспитания нередко бывают далеки от того, к чему стремились родители. Пример находим уже в лице сыновей первой брачной четы – Каина и Авеля. У одних и тех же родителей один из детей может быть добрым и благочестивым, между тем как другой выходит сварливым, непокорным и злым. Здесь мы сталкиваемся с многими причинами: соединением свободы и самоопределения с нравственным воспитанием и наследственностью; благотворным влиянием церковности и влиянием личного примера родителей, с одной стороны, и с другой – приходящими извне влияниями от среды, окружения, товарищества, воздействиями темных сил и многое другое. Поэтому родители, заботясь о благополучии своих будущих детей, должны постоянно и всеусердно молить о них Бога. Родительская молитва особенно сильна перед Богом и низводит на детей благословение.»[15]
14.10.2024