Кризис первокурсника и другие особенности юношества

Главные задачи юношеского возраста — решение основных мировоззренческих проблем, ответы на вопросы: кто я? зачем живу? в чем смысл моей жизни?

Продолжаем публикации цикла материалов о возрастном духовно-нравственном становлении личности «Педагогика святости».

Возраст черно-белой логики

«Юношеский период может начинаться и в 14, и в 16 лет, в зависимости от того, насколько молодой человек созрел для взрослой жизни, еще сложнее — с окончанием юношества. Сколько у нас инфантильных людей, которые живут совершенно несамостоятельно, прицепляясь к своим родителям! Такая зависимость может продолжаться десятилетиями — до тех пор, пока не разрешится ряд важнейших мировоззренческих проблем, в первую очередь вопрос о смысле жизни»,[1] — пишет кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).

w1vxvgznl737bg6ne24kxwi0rme505pc.jpg
Игумен Киприан (Ященко)

Юность — возраст черно-белой логики, юношеского максимализма, идеализма, время надежд, влюбленностей и одновременно — тяжких разочарований. Юность лидирует по числу суицидов. Поэтому к юноше или девушке, которые заговорили о желании покончить с жизнью, психологи и духовники советуют отнестись очень серьезно — прежде всего дать ему возможность выговориться. При этом юноше можно что-то деликатно посоветовать, но не диктовать, расширив по возможности сферу его интересов.

На почве черно-белой логики чаще всего случается и весьма распространенный кризис первокурсника. Вчерашние школьники в первый год учебы в вузе переживают множество психологических проблем, связанных с изменением собственного статуса. Часто бывшие отличники оказываются в троечниках и «складывают крылья». Стрессы вызывают и новый незнакомый коллектив, и необычный учебный процесс, когда никто ни за кем особенно не следит и не бегает. В итоге малейший неуспех на первой сессии может привести к кардинальным решениям и последствиям: уйти в депрессию, пуститься «во все тяжкие», бросить вуз, о котором еще недавно мечтал, прийти к выводу, что «жизнь не удалась» и т.д. и т.п.

qY4U0zTEPKWc2qpguICZWBuMIIz2Mtof.jpg

Главные задачи первокурсника – перетерпеть этот кризис, адаптироваться к новому учебному процессу и, возможно, к своему новому статусу «неотличника», сдать с положительными оценками первую сессию, а если случится и пересдача, особенно не переживать, постараться выстоять, не принимая скороспелых решений.

Целомудрие – залог крепкой семьи

72j28hc9hr0m3tgzb8cwgmttvjraewhj.jpeg
Святой Паисий Святогорец

Юность – время влюбленностей. Святой Паисий Святогорец пишет о том, что Господь дает особую благодать человеку на всю жизнь, если в юношестве он сохраняет целомудрие, — эта добродетель окажется залогом создания крепкой семьи и рождения здоровых детей (если юноша выберет семейный путь). «Кто спасает корабль в самую сильную бурю и укрощает разъяренное естество, тот достоин бесчисленных похвал».[2]

«Посмотрите на женщин, которые до свадьбы сохранили целомудрие. Они имеют мирный дух, хотя обременены множеством забот. <…> Пока девушка не примет решения, станет она инокиней или добродетельной женой и матерью, она должна жить целомудренно. Поэтому до этого она должна постараться по возможности всю себя посвятить учебе».[3]

zvzwt4d7nv1xiwa9ovn4xva7uocy78sv.jpg
Святитель Иоанн Златоуст

«Ничто, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растленна, когда юноша будет знать одну женину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламенною, и расположение — искренним».[4]

«Если кто из женщин, — говорит дальше свт. Иоанн Златоуст, — украшает себя, для того чтобы привлечь на себя взоры встречных мужчин, такая женщина хотя бы никого не уязвила своею красотою, подвергнется величайшему наказанию. Она уже приготовила отраву, растворила яд, но только никому не успела поднести отравленной чаши, или, вернее, она уже и подносила эту смертоносную чашу, но только не нашелся желающий выпить ее».[5]

К таким девушкам и молодым людям относятся слова Писания «горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).

1638798828_81-alimentola-info-p-obraz-russkoi-krasavitsi-devushka-krasivo-82.jpg

Обращаясь к девушкам-христианкам, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь казаться прекрасною и благопристойною? Довольствуйся тем образом, который дал тебе Творец. Одежда твоя пусть будет приличной, благопристойной, покрывающей все тело, но не изысканной, исключающей всякое щегольство... Хочешь казаться благопристойной? Облекись в милосердие, облекись в человеколюбие, облекись в целомудрие (и скромность), в смирение. Все это дороже золота, все это и красивую делает еще благопристойнее, и некрасивую благообразною. Кто взглянет на лицо, выражающее доброту, тот произнесет свое мнение от любви, а лицо злое, хотя бы оно было и красиво, никто не может назвать прекрасным».[6]

Святой апостол Павел написал такое наставление христианкам: «Желаю, чтобы <…> и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и цело­мудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми дела­ми, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2: 8–10).

Близость, за которой нет ни дружбы, ни любви

krestian.jpg
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Современный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил своим духовным чадам: «Дружить нынешние молодые люди не умеют. Дружба не успевает созреть, как все обрывается близостью, за которой нет ни дружбы, ни тем более любви».

К несчастью, значительная часть общества начинает оправдывать незаконные сожительства юношей и девушек: «А почему нельзя? Если они захотели, созрели для этого физически, по согласию?»

69bfb369-f639-4bb3-ac1b-42ffe9d37f7c.jpg

0e1tqusyko0e4h4a81uxuc8xgr8l3pyj.jpg
Константин Долгов

Доктор философских наук, заслуженный деятель науки К.М. Долгов отвечает на эти вопросы: «А потому нельзя, что дело не просто в свободе парня и девушки, а дело в ответственности за сексуальные отношения. Потому что рождаются дети. И семья, и общество, и государство должны вести очень серьезную работу, разъясняя молодежи ее ответственность: «Если вы вступаете в интимные, близкие отношения — у вас может родиться ребенок, и вы должны будете нести ответственность и за него, и за свои отношения — друг перед другом, перед детьми, перед своими родственниками, родными, знакомыми, перед обществом и перед государством, и перед Богом, конечно, прежде всего».[7]

zenkovsk1.jpg
Протоиерей Василий Зеньковский

Педагог и психолог протоирей Василий Зеньковский в работе «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» утверждает, что энергия пола может быть преобразована, сублимирована в духовную творческую силу[8] и стать движущей силой многих добрых дел.

Юность, по его мнению, это время религиозной весны, романтики, героики сердца, чистого энтузиазма. На этом базируются добровольческие движения, волонтерское, социальное служение юношей и девушек — в больницах, детских домах, домах престарелых.

Это период «внутреннего единства и творческой цельности, первого увлечения и вдохновения, энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям. Юность богата силами и полна творческих замыслов, смела, порывиста, но вместе с тем добра и великодушна. Это пора выбора пути и составления планов».[9]

2018-06-02_15-05-15_DSC_1513-1.jpg

Напротив, гражданские браки обладают огромной разрушительной силой, они приземляют, опустошают молодых людей физически и духовно, вызывая чувство тревоги, взращивая психологический феномен «незавершенного действия». Для девушки пробный брак — это «иллюзия семьи», для юноши — «иллюзия свободы»: 90% женщин при такого рода сожительствах считают себя замужними, 84% мужчин — неженатыми. 92% гражданских браков никогда не заканчиваются свадьбами. Эти данные приводил руководитель Объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе на конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе» в РУДН.[10]

Юность — время поиска подлинной жертвенной любви, которую воспел апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13:4–10).

Тема подлинной любви никогда не оставляет равнодушной юношество — это подчеркивал св. Паисий Святогорец, и многие беседы с самыми далекими от Церкви молодыми людьми и девушками начинал с разговора о любви, возводя их постепенно к любви Божественной. Ибо, как писал другой подвижник, сербский святой — прп. Иустин (Попович; 1894–1978), «любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. А любовь к Богу без любви к человеку есть самообман».[11]

 

Подготовила Светлана Петрова


[1] Киприан (Ященко), игум. Надежды юношей питают // Покров. 2016. №3. С. 56.
[2] Паисий Святогорец. Слова. В 6 т. Т. 4. Семейная жизнь. М.: Святая Гора, 2010. С. 177.
[3] Там же. С. 176.
[4] URL: http://azbyka.ru/otechnik/?Ioann_Zlatoust/besedy_o_brake=1.
[5] Там же. 639.
[6]Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 451; T. 11. C. 673.
[7] Долгов К.М. Целомудрие: свобода и ответственность // Покров. 2016. №4. С. 49.
[8] Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск: Красный октябрь, 2002. С. 256.
[9] Там же. С. 256.
[10] Каменева О. Свет Христов просвещает всех // Покров. 2016. №2. С. 39.
[11] URL: http://xpa-spb.ru/libr/Iustin-Popovich/podvizhnicheskie-glavy.html.