Песни протеста. Кризис веры в подростковый период (11-14 лет)

В 11–12 лет начинается подростковый период, один из самых сложных и ответственных в жизни человека. Это – время становления характера и гормональной перестройки всего организма, когда и родителям, и взрослеющему ребенку стоит запастись терпением и молитвой.

Мария Захарова
Каменева Ольга

Продолжаем публикации из цикла «Педагогика святости» о возрастном становлении личности.

Подростковый период иногда называют возрастом «бури и натиска». Взрослые сетуют на дерзость подростков и непослушание, криминалисты обращают внимание на резкое увеличение преступности среди детей этого возраста. Преп. Амвросий Оптинский (1812–1891) говорит, что у подростков — больная гордыня: пальцем дотронешься, а он кричит, будто кожу дерут.[1]

В этой связи родителям полезно вспомнить Священное Писание, где говорится, что победить гордыню можно только смирением и кротостью: «…Если и впадет человек в некое прегрешение, вы, духовные, исправляйте такового духом кротости» (Гал. 6:1).

WhatsApp Image 2022-11-12 at 16.08.16.jpeg

К этому возрасту любящие родители должны позаботиться об окружении детей — той среде, в которой подростки будут проводить бо́льшую часть времени. Возможно, это будет православная, просто хорошая общеобразовательная школа с добрыми традициями, спортивная секция, музыкальная школа, церковный хор и т.д.

Как правило, влияние родителей в этом возрасте падает, поэтому особенно важно — как будет воздействовать на ребенка окружение.

Главная потребность подростка — быть взрослым.

Игумен Киприан (Ященко).png
Игумен Киприан (Ященко)

«Что касается родителей и педагогов, которые находятся рядом с подростком, то перед ними стоят две главные задачи, — пишет кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко). — Первая задача — относиться к ребенку как к взрослому, общаться с ним как со взрослым и делегировать ему часть своих прав в семье. Потому что взрослый — это, прежде всего, ответственность. <…>

Вторая задача взрослого — сохранить хотя бы ниточку, которая связывает нас с подростком. Все равно мы должны быть той пристанью, к которой он всегда может причалить. Ребенок должен знать, что у него есть отечество, куда он может вернуться, и его примут. Самое страшное — если ниточка оборвалась. Когда его выгнали и сказали: «Убирайся вон, и чтоб больше я тебя не видел!» Куда ему идти? Только в какие-то криминальные структуры, куда-то на панель. Это уже совсем тяжкая жизнь, которая, скорее всего, закончится трагически. Вряд ли он доживет до юношеского возраста, такие дети чаще всего погибают…»[2]

У девочек-подростков из желания производить впечатление и нравиться возникает неодолимое стремление к модничанью. «Пример матери — лучший учитель для дочерей, — пишет богослов и педагог Г.И. Шиманский. — Мать должна учить своих девочек и собственным примером, и словом, как лучше скромно, красиво и к лицу одеваться, без ненужного щегольства и модничания».[3]

Православные воспитатели советуют держать подростков подальше от мира грез и фантазий. Попытаться заинтересовать их науками, занятиями спортом, путешествиями, музыкой и рисованием, приучать к полезному труду, дать постоянное поручение по домашнему хозяйству, требующее времени и ответственности. 

Беда нашего времени — погружение детей и подростков в виртуальный мир, увлечение интернет-ресурсами сомнительного содержания. «Любая техника с Интернетом оборачивается болезнью. Поэтому ребенку надо покупать самый простой телефон, — писал недавно почивший доктор педагогических наук, архимандрит Георгий (Шестун). — В семье отношения строятся по простым законам: кто по чьим правилам живет. Нормальный порядок таков, что ребенок живет по вашим правилам, а не вы — по его. Тогда — если вы сами, конечно, не страдаете привязанностью к телефону — будет по-вашему. А если дети добьются того, чтобы у них все было, как у других, то они так и будут всю жизнь этого добиваться».[4]

Если ребенок уже вышел на просторы интернета, родителям желательно успевать за ним в освоении средств коммуникации: просматривать, что пишут, какие фотографии выкладывают, с кем общаются дети в социальных сетях. До ребенка важно донести, что он — часть семьи, и своей перепиской в Интернете может нанести урон не только себе, но и всем своим близким. Можно предложить детям поучаствовать в создании позитивного контента для православных медиаресурсов. Например, отправиться в образовательное путешествие и снять о нем фильм, эти программы стали продолжением детского движения «Мы сами снимаем кино». Или же принять участие в работе молодежной редакции нашего ресурса «Святые online», выбрав рубрику по вкусу и сочинив для нее интересную статью (сняв ролик).

В любом случае для ребенка необходимо установить и соблюдать правила информационной гигиены. Известно, например, что основатель компании Apple Стив Джобс не разрешал своим детям пользоваться айфонами и айпадами в ночное время и по выходным.

Стив Джобс запрещал своим детям пользоваться айфонами.jpgОснователь Apple Стив Джобс считал неполезным круглосуточный доступ детей к айфонам 

Аналогичным образом поступают многие «цифровики» из Кремниевой Долины, ограничивая время, которое их дети проводят у экранов, будь то смартфоны или планшеты.

При этом доктор педагогических наук архимандрит Георгий (Шестун) подчеркивал: с детьми, подростками надо постоянно разговаривать, все объяснять — без назидательности, спокойно, в чем-то одобрять. «Как старцы: они же почти никогда не будут прямо советовать. Старец не будет тебя поучать, но пример приведет или скажет, что в Евангелии написано».[5]

В святоотеческой традиции не принято просвещать детей в области половых отношений — в дореволюционной России для воспитания целомудрия девушки или юноши достаточно было примера родителей, всего благочестивого уклада жизни. О том же пишет и советский педагог Антон Семенович Макаренко (1888–1939): «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-нибудь прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом. Раскрытие тайны, даже самое мудрое, усиливает физиологическую сторону любви, воспитывает не половое чувство, а половое любопытство, делая его простым и доступным...»[6]

Однако учитывая тот натиск, которым подвергаются современные подростки со стороны Интернета, других СМИ, духовники советуют говорить с девочками и девушками, а также мальчиками и юношами о создании семьи, об ответственности за судьбу будущих детей, о зарождении жизни в момент зачатия (матери — с девочками, отцы — с мальчиками) — это позволит избежать трагических ошибок в недалеком будущем. Хотя личный родительский пример целомудренной жизни, воцерковленность семьи и молитва за детей по-прежнему остаются главными средствами воздействия на взрослеющих детей.

В помощь подросткам – блог священника Николая Бабкина, «доходчивые» проповеди протоиерея Андрея Ткачева, цикл бесед о семье и одноименная книга «Один раз на всю жизнь» многодетного отца, священника из Талдома протоиерея Ильи Шугаева.

«Только основательное религиозно-нравственное воспитание в детстве и раннем отрочестве может предохранить от «романтики» худого поведения в переходном возрасте»,[7] — пишет богослов и педагог Г.И. Шиманский.

В каждом возрасте — свои соки. Маленького ребенка можно было отвести за ручку в храм, а подростки переживают сложный период взросления, падения прежних авторитетов, поэтому насильно в храм их не поведешь, невольник — не богомольник.

Протоиерей Василий Зеньковкий.png
Протоиерей Василий Зеньковский

«И как бывает опасно, а порой даже гибельно для религиозной жизни подростка, — пишет известный педагог и психолог протоиерей Василий Зеньковский, — когда в период сложной душевной работы, период тревожных исканий мятущейся души, родители или школа думают не о том, чтобы войти в эту внутреннюю драму души, а заставляют идти в церковь! Ничего, кроме лицемерия, враждебности к религиозной жизни, не дают такие меры… Пути духовной жизни не только взрослых, но и детей бывают часто так извилисты, так напряженны и остры, что один неверный шаг может буквально убить душу. Надо уметь щадить эти зигзаги души, не преувеличивать, не подчеркивать того, что в ней временно, что спазматически схватывает душу и может пройти само собой. Психология раскаяния такова, что оно является действительно внутренним событием, целительным и творчески выпрямляющим лишь тогда, когда оно свободно; всякое принуждение только отгоняет его. Но то же самое относится и к другим проявлениям религиозных движений в нас. Задача религиозного воспитания должна быть понята именно в своем положительном, а не отрицательном содержании, не как система внешних принуждений, а как содействие раскрытию и цветению лучших движений души».[8]

В Церкви (или при церкви) подростку можно попытаться найти интересное дело по душе: девочки могут петь в хоре, заниматься в воскресной школе с младшими детьми, мальчики прислуживать в алтаре. Интересная церковная должность была введена в начале XX века в Русской Зарубежной Церкви для подростков. Девочки-свечедуйки в красивой форме следили за тем, чтобы на подсвечниках не плавились свечи, вовремя их гасили и возжигали. Все это должно было происходить в определенные моменты богослужения, которые девочки предварительно изучали, то есть знакомились с литургикой.

Для мальчиков больше подходит «экстремальная педагогика»: военно-спортивная подготовка, экстремальные путешествия и паломничества. К числу таких полезных для души и тела путешествий можно отнести восхождение на Афон.

Пантелеимонов монастырь на Афоне. Фото Костас Асимис.jpg Пантелеимонов монастырь на Афоне. Фото: Костас Асимис

Развращение подростков начинается с привычки к беспорядочной жизни, неконтролируемых встреч мальчиков и девочек, безделья и скуки. Вот как пишет об этом А.С. Макаренко: «Правильный режим способствует просто правильному физическому самочувствию ребенка, при котором никогда не возникает никакого слишком раннего полового переживания. Вовремя лечь спать и вовремя встать, не валяться в постели без нужды — это уже хорошая нравственная закалка. Очень важным условием успешного воспитания детей в целомудрии является нормальная загруженность ребенка работой и заботой. Некоторая нормальная приятная усталость к вечеру, по утрам представление об обязанностях и работах в течение дня — все это создает очень важные предпосылки для правильного развития воображения, для равномерного распределения сил ребенка в течение дня. При таком условии у ребенка не остается ни психического, ни физического стремления к пустому, ленивому бродяжничеству с сомнительной компанией, к излишней игре воображения, к случайным встречам и впечатлениям. Правильный и точный режим приучает ребенка с детства к самообладанию, владению своими чувствами, способствует воспитанию цельного характера».[9]

Наконец, два самых главных воспитательных средства в подростковом возрасте (как, впрочем, во всех других) – родительский пример и родительская молитва. Старец Порфирий Кавсокаливит пишет о том, что дети в подростковом возрасте плохо слышат родителей: все что взрослые хотят им сказать – они должны «говорить» в молитве Богу и Его Матери. Воспитывая детей, родители, по словам старца, должны сами стать святыми, так как духовная связь между поколениями является нерасторжимой.

Известный российский пастырь, отец семи взрослых детей, дедушка 35 внуков протоиерей Валериан Кречетов, говоря о воспитании, уточняет: «Старайся, чтобы дети тебя любили. Тогда все просто».

   


[1] Амвросий Оптинский, прп. Душеполезные поучения. Смирение. Козельск: Оптина пустынь, 2009. С. 56.
[2] Киприан (Ященко), игум. Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания. М.: Благотворительный фонд «Покров», 2012. С. 126–127.
[3] Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997. С. 533.
[4] Георгий (Шестун), архим. Отдых с детьми или отдых от детей? // Покров. 2016. №3. С. 63.
[5] Там же. С. 63.
[6] Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 4. М.: Педагогика, 1983–1985. С. 287.
[7] Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997. С. 537.
[8] Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Саранск: Красный октябрь, 2002. С. 204.
[9] Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 4. М.: Педагогика, 1983–1985. С. 235–236.