Пока поперек лавки лежит – о православном воспитании младенцев

Каменева Ольга
Каменева Ольга

Как святые и христианские педагоги советуют воспитывать детей в раннем детстве (до трех лет)? Продолжаем публикации цикла «Педагогика святости» для молодой семьи.

Счастье материнства.jpg Счастье материнства

От рождения до трех лет — важный период жизни ребенка, его духовного становления, или, как говорят, «запечатленности». В первые три года закладывается большая часть особенностей психического устройства человека. Отсюда корни древнего наставления — воспитывать, пока поперек лавки лежит.

В младенчестве формируется и высшая христианская добродетель любви, которая передается в первую очередь матерью, воспитывается примером доброго отношения родителей друг к другу.

Педагог высшей категории, психолог православного детского дома «Павлин» Татьяна Владимировна Воробьева, которая и сама росла в детском доме, свидетельствует: восполнить отсутствие общения матери с младенцем практически невозможно. Ребенку, недополучившему в раннем детстве любви от матери, очень трудно будет ее когда-либо полюбить — это станет уже духовным подвигом.[1] Речь идет, конечно, в первую очередь о живых и здоровых мамах, которые по каким-либо причинам не смогли или не захотели быть рядом со своим ребенком.

Педагог-психолог Татьяна Владимировна Воробьева.png
Педагог-психолог Т.В. Воробьева

Поэтому женщины, которые желают в дальнейшем иметь добрые отношения со своим сыном или дочерью, оказывать влияние на них, должны полностью посвятить своему малышу по крайней мере первые три года его жизни. Не стоит спешить на работу в этот ключевой для вашего ребенка период, а если это необходимо — лучше заняться такой деятельностью, которая не разлучает вас надолго с малышом.

Еще важнее сохранение в это время добрых отношений с супругом. А именно на период младенчества первого ребенка, послеродовых депрессий матери приходится большая часть современных разводов. Дабы избежать «эмоционального выгорания» молодым родителям стоит, во-первых, помнить, что, возникшие трудности естественны, при правильном поведении они пройдут и забудутся, их нужно просто «перетерпеть». Во-вторых, многие многодетные мамы советуют устраивать дни эмоциональной «разгрузки» один или два раза в месяц, когда супруги могут переключиться, заняться любимым делом, отдохнуть на природе и пр.

Отдых вместе.jpgОпытные мамы советуют молодым родителям устраивать дни эмоциональной разгрузки

Тело, подчиненное духу

Грудное вскармливание не только способствует укреплению иммунитета ребенка, избавляет его от многих болезней — оно может передавать добродетели, присущие матери, положительно влиять как на малыша, так и на маму, у которой в минуты кормления выделяются «гормоны радости» эндорфины. Известен Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Млекопитательница», который любят православные мамы. Ребенок с молоком матери «впитывает» молитву.

Икона Божией Матери «Млекопитательница».jpg Икона Божией Матери «Млекопитательница»

Некоторые святые отцы выступают за пеленание младенцев, считая его первыми уроками смирения.

О том, сколь огромное и подчас решающее значение в становлении характера ребенка имеют питание, распорядок дня, дисциплина, размышляет духовный писатель, педагог и психолог свт. Феофан, Затворник Вышинский (1815–1894), в своей книге «Путь ко спасению».

Святитель Феофан Затворник.png
Святитель Феофан Затворник

«Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как запросит есть, там до того расслабляют его, что после уже оно не иначе как с болезнию может отказываться от пищи. Вместе с сим оно привыкает к своенравию, оттого что успевает выпрашивать или выплакивать все желаемое. Той же мере должно подчинить и сон, и теплоту с холодом, и другие удобства, естественно необходимые, имея неопустительно в виду — не разжечь страсти к чувственным наслаждениям и приучить отказывать себе».[2]

Таким образом, мамам следует, с одной стороны, не потакать капризам малыша, а с другой — не лишать его любви и внимания, в том числе лишнего прикладывания к груди, если ребенок болен, тревожен, расстроен, если ему уже не хватает молока и т.д.

Закаливание.jpgУкрепление тела, закаливание необходимы не только для физического, но и для духовного развития малыша

Святые отцы уделяют большое значение закаливанию тела ребенка, полагая, что через это идет укрепление духа. «Должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего, — продолжает свт. Феофан. — Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте. Душа в таком человеке является полною владычицею тела, не отсрочивает, не изменяет, не оставляет дел, боясь неприятностей телесных; напротив, с некоторым желанием обращается к тому, чем может озлобляться тело. А это очень важно. Главное зло в отношении к телу — теплолюбие и жаление тела. <…> Истинно любящие детей родители-христиане не должны жалеть ничего, ни даже своего родительского сердца, чтобы доставить сие благо детям».[3]

Добродетель воздержания у маленьких детей

К теме воспитания добродетели умеренности, воздержания у маленьких детей обращались многие отечественные педагоги. Например, врач и педагог П.Ф. Лесгафт попытался выяснить связь между темпераментом, характером человека, его психологическим типом и так называемыми «прибавочными раздражителями».

П.Ф. Лесгафт.png
П.Ф. Лесгафт

К последним ученый относит роскошь, нищету, чрезмерные лакомства, беспорядочную еду, азартные игры, развлечения. «У ребенка, привыкшего испытывать удовольствие от воздействия на его мозг «прибавочных раздражителей», не вырабатывается способность к целенаправленной деятельности. А это означает, что еще одна творческая личность похоронена, не успев даже родиться»[4], — делает вывод педагог.

К искусственным «прибавочным раздражителям» у маленького ребенка Лесгафт относит излишнее внимание к его капризам, когда младенца постоянно носят на руках, укачивают, целуют, повторяют произнесенные им звуки. Подросших детей поджидают новые опасности — их «водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе». Чем сильнее возбудители, тем более, по мнению Лесгафта, притупляется впечатлительность ребенка к полезным вещам. Жизнь, по его словам, «должна быть деятельной как в физическом, так и умственном плане»[5].

Лесгафт — автор научной системы физического воспитания детей — особое внимание отводит подвижным играм, формирующим характер человека, содействующим нравственному и умственному развитию.

Ученый — противник детских садов для маленьких детей. Он выделяет период семейного воспитания со дня рождения ребенка до его поступления в школу, когда усваиваются обычаи и привычки данной местности и семьи. Этот период имеет большое влияние на всю последующую жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании.

Современные богословы и педагоги — протоиерей Илья Шугаев, диакон Иоанн Клименко (ответственный секретарь Всероссийского братства «Трезвение», автор программы избавления от алкогольной и наркотической зависимостей и созависимостей) — подчеркивают важность принципа трезвости семейных торжеств с участием даже маленьких детей. Теплые воспоминания о домашнем празднике с алкоголем (нарядные и веселые взрослые, стол с белоснежной скатертью, разнообразные яства и поблескивающие бутылки со спиртным) откладываются в подсознании маленьких детей: спустя годы эта информация может стать спусковым крючком алкогольной зависимости.

Для маленького ребенка очень важна обстановка, в которой он находится, предметы, которые его окружают. Святитель Феофан Затворник пишет: «Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады — для глаз, священные песни — для слуха и пр. Известно, как сильно действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они ни касались ее!»[6]

Икона и малыш.jpgДля малыша важны предметы и образы, которые его окружают, музыка, которую он слышит

Добродетель умеренности, воздержания, как и все прочие, закладывается благодаря в первую очередь примеру родителей. Мощным средством воспитания добродетели является православный пост, когда от лакомств и скоромной пищи и в определенные периоды воздерживается вся семья. Постится за общим семейным столом легко и приятно, поэтому уклад семьи как малой церкви – прекрасное подспорье для семейного воспитания.

Как воспитать послушного ребенка?

И уже в этом нежном возрасте святые отцы советуют позаботиться о послушании малыша, этой царице детских добродетелей. Об этом пишет святитель Феофан: «Дитя, предоставленное самому себе, делается неукротимо своевольным. Потому родителям строго должно блюсти эту отрасль душевной деятельности. Самое простое средство к заключению ее в должные пределы состоит в том, чтобы расположить детей ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегают к родителям и спрашивают: можно ли сделать то или другое? <…> Отучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с теми, у коих главные заботы не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души».[7]

В идеале для воспитания добродетели послушания необходим опять же добрый пример в семье: младшие дети должны слушаться старших, мать – отца.

Важными принципом любого воспитания являются согласованные действия взрослых, иначе ребенок очень быстро научится лавировать между ними и пользоваться разногласиями в своих целях.

В любом случае не стоит выяснять отношений и ссориться в присутствии детей. Худой мир лучше «доброй» войны, в семье – в первую очередь.

Послушание воспитывается:

– примером иерархического устроения в семье (когда отец слушается Бога, мать – отца, младшие дети – старших, а бабушки и дедушки имеют «совещательный» голос);

– согласованностью действий всех воспитателей (в противном случае ребенок будет кого-нибудь обманывать, сформируется лукавая личность);

– одобрением за послушание;

– увещеванием и наказанием, если ребенок преступает ту черту, которую вы заранее с ним обговорили.

Интимный стыд и грехи юности

Протоиерей Илья Шугаев.png
Протоиерей Илья Шугаев

Многодетный отец, духовный писатель, протоиерей Илья Шугаев отмечает: чистота и целомудрие маленьких детей в первую очередь связано с таким понятием, как «интимный стыд». «Воспитание интимного стыда очень важно, — говорит отец Илья, — начинается оно с раннего возраста, примерно с двух–трех лет, — ребенку в этом возрасте уже должно быть стыдно оставаться обнаженным. Это мощнейшее душевное и психологическое средство, имеющее прямое отношение к целомудрию, — некий страж души, который не позволяет проникать огромному числу мыслей в человеческую душу. Интимный стыд создает мощнейший барьер стихийному вмешательству блудных мыслей, которые подбрасываются нечистыми силами, уберегает человека от множества искушений».[8]

Сщмч. Владимир (Богоявленский).png
Сщмч. Владимир (Богоявленский)

Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий (1848–1918), пишет о том, что чувство стыдливости — врожденное, и его надо сохранить, взрастить, приумножить.

Владыка по пунктам объясняет — как именно это сделать, предостерегая родителей, воспитателей от распространенных ошибок: «Предохраняйте ваших малюток от всего, что растлевает святое чувство стыдливости. Как часто можно наблюдать, что матери дозволяют своим малюткам на глазах подрастающих сестер и братьев оставаться в полунагом или совершенно обнаженном состоянии, не воспрещают им бегать не только дома, но и на улице в одной сорочке, дозволяют безнаказанно отправлять свои естественные потребности на улице, на глазах других, раздеваться друг при друге во время купания, при отходе ко сну, лежать в обнаженном виде на постели и т.п. Христианские родители! Допуская подобные поступки, вы тяжко согрешаете против детей ваших и вместо стыдливости развиваете в них чувство бесстыдства. При этом нет, конечно, нужды входить в какие-либо многословные объяснения и наставления: это было бы совершенно излишне и могло бы принести скорее вред, чем пользу. В таких случаях довольно одного серьезного замечания, одного краткого предостережения. Если, например, малютка по глупости обнажит себя, то сейчас же прикрой его, не говоря не слова. Если же более или менее взрослое дитя примет неприличное, противное чувству стыда положение, то скажи ему серьезно: «Ах, как это дурно! Кто так делает? Впредь чтобы этого не было. Подумай, хорошо ли это? Ведь на тебя в таком виде смотрит Бог и святой Ангел Хранитель».

Ангел Хранитель.jpgДетям полезно напоминать о святом Ангеле Хранителе, который и днем и ночью присутствует при них

Второе правило гласит: остерегайся, чтобы тебе самому не быть причиной растления невинности твоих детей. <…> Обычно многие родители уже при рождении передают своим детям страсть к чувственности, наклонность к беззастенчивости как печальное и роковое наследство на целую жизнь. Именно: если родители с юности предавались чувственным удовольствиям, добрачное время провели в невоздержании и нецеломудрии, если они и в брачном состоянии преступают законную меру, не умея обуздывать свои плотские влечения, то подобная похотливость наследственно переходит и на детей.

Чувственные родители рождают и детей с наклонностью к чувственности. Пусть это крепко помнят как родители, так в особенности и юноши, и девицы, имеющие намерение вступить в супружество.

Грехи юности родителей часто самым горьким образом отражаются и на детях.

Далее родители часто бывают виновны в растлении, порче детей и тем, что они слишком нежат их. Дети, которые спят на слишком мягких и теплых пуховиках, долго по пробуждении остаются в постели, дети, которым дают слишком питательную и приправленную пряными веществами пищу или которых слишком рано приучают к употреблению спиртных, горячительных напитков, наконец, дети, которые остаются в праздности без всяких занятий, находятся в большой опасности потерять свою невинность и подпасть тайному греху юности. Праздность есть мать как всех вообще пороков, так в особенности нецеломудрия.

Вот почему, если хотите вы, христианские родители, иметь детей стыдливых, целомудренных, здоровых телом и душой, то старайтесь закалять их с самого раннего возраста, приучать их переносить жар и холод, и нужды и скорби, упражняйте их в труде и работе и предохраняйте их от изнеженности, ибо изнеженное и отучневшее тело представляет собой плодоносную почву для порока и нецеломудрия.

Наконец, очень многие родители бессознательно или сознательно бывают соблазнителями своих собственных детей своим неосторожным, а иногда даже беззастенчивым поведением. Сюда принадлежат те, например, родители, которые на глазах своих детей совершенно свободно одеваются и раздеваются, матери, которые недостаточно скромно и аккуратно кормят грудью своих малюток, которые оставляют четырех–пятилетних и более взрослых детей спать в одной с собой спальне, а иногда даже кладут на одну с собой постель; далее родители, которые между собою или с другими в присутствии детей ведут нескромные двусмысленные разговоры, рассказывают соблазнительные происшествия, допускают нескромные, безнравственные шутки и остроты, в слишком грубых выражениях говорят об интимных отношениях, слишком свободно держат себя в своем взаимном обращении и т.п.

Держите ваших детей до тех пор, пока это возможно, в совершенном неведении касательно половых отношений. Если же ваши дети сами спрашивают о такого рода предметах, то отвечайте осторожно, уклончиво, не открывая им всей истины и не прибегая к обману и сказочным выдумкам.

<…> Третье правило гласит: наблюдайте за малыми детьми, чтобы они не имели никакого повода соблазняться на нарушение целомудрия. И в этом случае на первом плане должен быть самый бдительный глаз за спальнями малюток. Некоторые из детей портились и теряли свою невинность вследствие того, что имели одну постель со своими братьями и сестрами. Это ужасное, но, к сожалению, нередко у нас встречающееся зло строго осуждаемо было и святыми отцами Церкви, и лучшими педагогами всех времен. <…>

Не держите, христианские родители, хотя бы ради ваших детей ни слуг, ни служанок, которые ведут сомнительный или явно нецеломудренный образ жизни. <…>

Строже следите, чтобы в вашем доме не было ни книг, ни картин, которые по своему содержанию вредны и могут, если попадутся детям на глаза, подвергать опасности их невинность, осквернять чистоту их чувств и воображения. <…>

Четвертое, наконец, правило гласит: насаждай в сердцах детей твоих любовь к стыдливости и целомудренной честности из религиозных оснований, а не из приличий только света. Необходимо для этого постоянно указывать детям на глаз Бога, который видит все и сокровенное, проникает и в самые глубокие тайники сердца, пред Которым, следовательно, ничто не может скрыться и Который на каждый нецеломудренный помысел, на каждое нечистое пожелание смотрит как на тяжкий грех.

При этом полезно напомнить им о святом Ангеле Хранителе, который и днем и ночью, всегда присутствует при них и бдительно следит за ними, и если он заметит в их мыслях нечто нечистое, то он будет обвинителем им пред Богом. Страх пред вездеприсутствием и всеведением Бога и постоянное памятование об Ангеле Хранителе будут лучшими стражами невинности и целомудрия детей».[9]

Молитва или разговор с Богом

В младенчестве ребенок должен получить и первый опыт молитвы.

О том, как можно приохотить маленького ребенка к молитве, которая есть разговор с Богом, пишет православный педагог русского зарубежья Софья Сергеевна Куломзина (1903–2000) в книге «Наша Церковь и наши дети»: «В каком-то смысле молиться учат так же, как учат говорить. Существует врожденная способность к речи; но должно быть и то, о чем нужно сказать, и обладание искусством речи.

В семье ребенок учится говорить, общаться с другими людьми и в семье же может «научиться» молитве.

Сначала ребенок молится с другими, приобретает привычку ежедневно молиться, а затем молитва может стать живым опытом, сначала детским, а потом и вполне взрослым».[10]

В православных семьях обычно прежде всего выучивают молитву «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», которую произносят при крестном знамении. Молитва эта соединена с действием, которое малышам кажется игрой; она коротка и полна смысла, который ребенку надо будет объяснить, когда он подрастет.

Ребенок молится.jpgМолитва маленького ребенка должна быть краткой и наполненной смыслом 

«Время молитвы, каким бы оно ни было непродолжительным, должно протекать в неторопливом, спокойном общении родителей и ребенка, — пишет С.С. Куломзина. — Родителям, может быть, труднее всего соблюсти именно это правило, но оно стоит усилий. Достаточно десяти минут, чтобы прочесть или рассказать короткую повесть из Священной Истории, объяснить смысл молитвы, поговорить о том, что случилось днем. Я уверена, что самое важное в процессе обучения ребенка молитве — ежедневное непродолжительное и неторопливое общение с ним. В этот краткий период необходимо прививать привычку молиться, привычку «стоять перед Богом». На практике легче подольше помолиться перед сном и очень быстро — может, даже просто перекреститься и попросить у Бога благословения на грядущий день — утром, без родителей».[11]

Ну и, конечно, молиться о своих детях должны сами родители – молитва матери со дна морского достает…

Продолжение цикла «Педагогика святости» – о воспитании дошкольников – читайте на нашем сайте.

Автор: Ольга Каменева, кандидат педагогических наук



[1] Воробьева Т.В. Слово «мама» дорогое // Покров. 2015. №3. С. 36.
[2] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Сибирская Благозвонница, 2013. С. 238.
[3] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Сибирская Благозвонница, 2013. С. 244.
[4] Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКО М». С. 196.
[5] Там же. С. 183.
[6] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М.: Сибирская Благозвонница, 2013. С. 244.
[7] Там же. С. 246.
[8] Савельева Ф.Н. Разговор со священником Илией Шугаевым о воспитании целомудрия // Виноград. 2012. №4(48). С. 56.
[9] Владимир (Богоявленский), сщмч., митрополит Киевский и Галицкий. Беседы о православном воспитании детей. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2004. С. 48–53.
[10]URL: http://azbyka.ru/deti/nasha-tserkov-i-nashi-deti-kulomzina-s-s.
[11] URL: http://azbyka.ru/deti/
nasha-tserkov-i-nashi-deti-kulomzina-s-s