Что такое православный уклад семьи? О золотом кольце богослужений

Каменева Ольга
Каменева Ольга

КРАСИВЫЕ КОЛЬЦА НА РУКАХ МОЛОДЫХ.jpg

Уклад православной семьи, или как ее называют — малой церкви — своего рода отражение богослужебного круга в «домашнем календаре». Возможно ли сформировать такой уклад в современной семье? Что пишут о нем святые, подвижники и христианские педагоги?

«Семейный ритм» в атмосфере любви

В первоначальном становлении уклада семьи немалое значение имеют самые простые вещи: разумный режим труда и отдыха, общий семейный обед или ужин, сказка, прочитанная на ночь малышу, колыбельная при свете лампады…

А.С. Макаренко.png

По мнению педагога А.С. Макаренко, «вовремя лечь спать и вовремя встать, не валяться в постели без нужды — это уже хорошая нравственная закалка»[1].

А вот еще одно актуальное суждение педагога: «Ни при каких условиях семья не должна допускать каких бы то ни было «ночевок» в чужой семье, за исключением случаев совершенно ясных и надежных»[2]. Блуждание по ночам, столь популярное у молодежи, есть предтеча многих других «заблуждений» да и просто блуда — это понимали выдающиеся советские педагоги, воспитанные в православной традиции. «Когда все вместе — душа на месте» — гласит народная мудрость, и в первую очередь это касается детей и молодежи.

«Семейный ритм» в атмосфере любви создает ощущение порядка, домашнего уюта, помогает проводить время с максимальной пользой, раскрываться талантам. Подчиняясь уставу (монастырскому или семейному), человек сдерживает свои импульсивные желания, вольно или невольно аккумулирует силы для благих дел.

«Ритм — одно из условий жизни», — утверждал русский писатель В.И. Белов.

Заметим, что повседневная жизнь Православной Церкви также определяется ритмами богослужебных циклов: дневного, недельного и годового, подвижного и неподвижного. Устав малой церкви — семьи — своего рода отражение церковной жизни в «домашнем календаре».

Православный уклад семьи зиждется на соборном предстоянии детей и взрослых перед Богом. Последнее подразумевает участие членов семьи в церковных Таинствах, молитве, посте, трудах и праздниках. Все это задает ритм и содержание семейного быта, одухотворяет его, наполняет глубоким внутренним смыслом. Через православный уклад сохраняются, приумножаются, поднимаются на новый уровень традиции — религиозные, этнические, национальные, которые достались нам от предыдущих поколений.

ЧАША С ПРИЧАСТИЕМ.png

Церковь есть мистическое тело Христово, Богочеловеческий организм, и стать его членом можно только через Причастие Тела и Крови Спасителя.

«Евхаристия всегда была и на века остается мерой церковной жизни христианина. У супругов должна быть совместная духовная жизнь во Христе; при ее разделении не может быть и домашней церкви. Все наши церковные беды — а во многих случаях и семейные, и общественные — проистекают от расцерковления нашей жизни, от утраты ее «евхаристичности»[3], — пишет ученый и священник, д.г.-м.н., протоиерей Глеб Каледа.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

В христианском доме раскрывается духовная (молитвенная), душевная и телесная жизнь человека и его семьи, в идеале это — «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». И здесь важны в первую очередь добрые, уважительные отношения супругов, так как на их примере формируются (или не формируются) важнейшие добродетели детей: послушание, кротость, радость, смирение, любовь.

Старшие члены семьи, родители не должны выяснять отношения при детях, осуждать знакомых, власти и священство: из всего этого младшие члены семьи извлекут антиуроки на всю оставшуюся жизнь.

Святая императрица Александра Феодоровна Романова писала о том, что нужно почаще выражать свою любовь в семье словами и поступками, улыбками и одобрением. 

«От ласки у людей бывают совсем другие глазки», — замечал другой наш святой преподобный Амвросий Оптинский.

КРАСИВЫЙ ПЛАВОСЛАВНЫЙ ДОМ.jpg

Вся обстановка дома, его внутреннее и внешнее содержание — эстетика, интерьер, музыка, которая в нем звучит, фильмы и передачи, которые смотрят члены семьи, книги и игрушки — должны умиротворять, возвышать, пробуждать добрые чувства и мысли. Святитель Феофан Затворник пишет: «Пусть чувства получают первые впечатления от предметов священных: икона и свет лампады — для глаз, священные песни — для слуха и пр. Известно, как сильно действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они ни касались ее!»[4]

Внешний порядок часто дисциплинирует внутренне. В то же время невозможно добиться идеального порядка, например, в многодетной семье — и тогда, по выражению одного епископа, «ангел грязи лучше, чем бес чистоты».

С осторожностью и рассуждением приглашают в православный дом людей неверующих, страстных: неблагоговейное слово, тяжелый взгляд могут камнем лечь на душу ребенка.

 Неосторожное слово может повредить нежной душе – как это случилось в детстве со святым Паисием Святогорцем 2a6e9328-e665-4987-8425-96f97a1fecae.jpgВ житии святого Паисия Святогорца приводится пример, когда с глубоко верующим мальчиком поговорил «образованный» сосед, изложив ему теорию Дарвина и заявив при этом, что Христос был «очень хорошим человеком». 15-летний тогда еще Арсений (имя монаха Паисия в Крещении) был настолько поражен этими словами, что в слезах убежал в маленькую церковь в горах, где много часов молился, делал земные поклоны. И тогда ему явился Сам Христос — со словами «Я есть Путь, Воскресение и Жизнь». То есть потребовалось явление высшего порядка, чтобы искоренить брошенное в нежную детскую душу зерно неверия…

Пища для души: пост в семье

Дети приучаются к ритму жизни в первую очередь упорядоченностью, регулярностью питания, употреблением простой здоровой пищи без деликатесов. По мнению подвижника XX века, д.х.н., духовного писателя Н.Е. Пестова, в отношении пищи человек, желающий стяжать добродетель воздержания, должен приучить себя:

1)    принимать пищу только в определенное время;

2)    есть и пить мерою, не дозволяя себе пресыщения;

3)    принимать пищу с молитвой и с благоговением, как Божий дар[5].

Беспорядочная еда, перекусы под мультики и видео, хватание сладостей развивают страсть чревоугодия.

Регулярность питания есть начало христианской аскетики, первая ступень христианской лествицы добродетелей — воздержания.

Помимо этого, совместный семейный обед или ужин эмоционально обогащают, объединяют членов семьи, это повод обсудить общие цели, планы, события в жизни взрослых и детей, при необходимости выразить поддержку, дать совет, наставление.

В православной семье естественным является соблюдение постов — гастрономических и супружеских. Пост не только укрепляет волю человека, но и — по учению Церкви — является сильнейшим орудием против лукавого духа, который «изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Детский пост — явление сугубо индивидуальное. В некоторых семьях дети уже с трех лет способны переходить на постный стол наравне со взрослыми и выстаивать длинные великопостные службы, для других и в 16 лет трудно отказаться от мясных стейков. Очень многое зависит от меры поста родителей, которые серьезно влияют на детей своей решимостью и духом благочестия, а также от индивидуальных особенностей ребенка.

Протоиерей Валериан Кречетов рассказывает, как один из его 35 внуков отказался от молочных продуктов во время Рождественского поста, будучи еще грудным младенцем, потому что его мама перестала вкушать скоромную пищу. «И вот Настин ребенок (дочь отца Валериана, мама 10 детей – Ред.), после того как она отказалась от молочного, грудь материнскую брал, но от творога и от молока стал отказываться. Он залезал в миску к сестре и брал у нее постную пищу»[6].

Дочь протоиерея Валериана Кречетова Анастасия Яблочкина с детьми 

Пост призван быть добровольной жертвой ребенка Богу, важным свидетельством его послушания Церкви, поэтому активное принуждение, которое у подростков оборачивается раздражением, в данном случае неуместно. Опрос православных семей показал: благочестивые современные подростки — с благословения родителей и духовников — спокойно и даже с радостью и юношеским задором выдерживают строгий пост, вообще не вкушая пищи, например, в Чистый понедельник (первый день Великого поста) или Страстную Пятницу.

Православная Церковь полностью одобряет, пожалуй, единственное средство «планирования» семьи — супружеское воздержание. Супружеский пост по церковным канонам и при взаимном согласии супругов рекомендуется накануне Таинства Причастия, однодневных постов, включая среду и пятницу, накануне воскресенья, церковных праздников, во все время многодневных постов, сплошных седмиц, в дни очищения супруги и ее беременности, а также в период кормления матерью младенца грудью. Индивидуальную меру поста определяют сами супруги, иногда советуясь с духовником…

Православные посты подразделяются на многодневные и однодневные. К однодневным постам относятся:

— день усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября);

— праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября);

— Крещенский сочельник (18 января);

— каждая среда (за исключением сплошных седмиц) — в воспоминание предательства Христа;

— каждая пятница (за исключением сплошных седмиц) — в память Его крестных страданий и смерти.

Каждый многодневный пост подготавливает человека к определенному празднику, который является его завершением.

Многодневных постов четыре:

1) Великий пост и Страстная седмица — напоминание о 40-дневном посте Господа Иисуса Христа в пустыне и крестных страданиях Спасителя; служит для приготовления к Пасхе — Светлому Христову Воскресению;

2) Петров пост (Апостольский) — в память первоверховных апостолов Петра и Павла — начинается через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 11 июля. Праздник первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля;

3) Успенский пост установлен в честь и память Успения Божией Матери. Продолжительность поста — две недели, с 14 по 27 августа. 28 августа — праздник Успения Пресвятой Богородицы;

4) Рождественский пост установлен в честь и воспоминание рождения Господа Иисуса Христа. Продолжительность поста — с 28 ноября по 6 января. 7 января является днем Рождества Христова.

Молитва в семье: разговор с Богом

Основа молитвенной жизни в семье — молитва перед трапезой, утреннее и вечернее правило.

Общую молитву, по мнению многодетного отца Глеба Каледы, лучше всего вводить в семье с самых первых дней супружеской жизни: «Потом наладить ее будет много труднее, ибо общая молитва легче зарождается при полной любовной раскрытости душ навстречу друг другу, когда совместно ищутся новые формы жизни и быта, — пока до рождения детей возможен общий суточный круг жизни»[7].

Цитаты_варианты2.jpg

Ежедневная общая молитва семьи при некотором напряжении душевных и телесных сил призвана быть радостной и доступной для каждого: младшие дети, прочитав ключевые молитвы утреннего или вечернего правила — «Отче наш», «Трисвятое» и др., могут заняться своими делами.

Протоиерей Валериан Кречетов рассказывает о том, что в пять лет его дети знали молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», — и читали ее в случае детских потасовок.

В дни трудностей и печали, радости и успеха, именин и дней рождений, кроме обычных молитвословий в общее семейное правило включаются особые молитвы — о здравии и упокоении. Сегодня все больше семей присоединяются к молитве о мире, о русском воинстве.

В случае серьезных проблем и испытаний (таких, как, например, мобилизация) — молитвенный подвиг (если, скажем, призван сын) берет на себя кто-то из родителей или оба — отец и мать (меру подвига согласуют с духовником); читают Евангелие, Псалтирь, акафисты, молитвы по соглашению, делают земные поклоны. Иногда к молитвенному правилу добавляется подвиг поста по определенным дням или в отношении определенных продуктов (в первую очередь мяса).

Общая молитва супругов или всей семьи не отменяет индивидуальной молитвы каждого в течение дня и частых кратких воздыханий к Богу, молитвы Иисусовой. Кроме того, семья не должна замыкаться в молитвах о самой себе: сегодня, как никогда, нужна молитва об Отечестве и его руководителях, о Церкви, ее предстоятелях, о воинстве, о врагах…

«Свободный труд и есть жизнь»

Труд и молитва — два крыла, на которых православные подвижники поднимались на духовные вершины. Известная всему миру педагогическая система А.С. Макаренко базируется на трудовом воспитании в коллективе, требовательном и одновременно уважительном отношении к ребенку.

Совместный радостный труд — важная составляющая православного уклада семьи, необходимое воспитательное средство нравственной культуры человека — как взрослого, так и ребенка.

«Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково погибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или дорога добровольного незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо, потому что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь», — пишет К.Д. Ушинский в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении»[8].

В.А. Сухомлинский .png

Советский педагог В.А. Сухомлинский дополняет: «Помни: каждая капля пота, пролитая в детстве, стоит многих дней трудового напряжения в зрелые годы… Без преодоления трудностей, без нагрузок нет настоящего человека»[9].

Педагог и психолог протоиерей Василий Зеньковский уверен: одна из ключевых причин кризиса современной семьи состоит в том, что из трудовой единицы она превратилась в потребительскую. В современных городских условиях, когда даже для приготовления пищи из полуфабрикатов не требуется особых усилий, а дети часами сидят за компьютерами и гаджетами, довольно сложно воспитать трудолюбие.

Но многие православные семьи стараются находить способы потрудиться всем вместе — не только интеллектуально, но и физически. Так, протоиерей Вячеслав Куликов (к.ф.-м.н., выпускник МФТИ), отец троих сыновей и троих дочерей, в целях трудового воспитания своих детей организовал несколько лет назад строительство дома в подмосковной деревне.

Во многих православных семьях традиционной является заблаговременная генеральная уборка дома к Пасхе, Рождеству Христову, другим церковным и семейным праздникам. К торжеству девочки во главе с матерью накрывают стол, перенимая у старшего поколения секреты кулинарного мастерства — приготовления блинов, пирогов, куличей, пасхи и прочих «традиционных блюд».

ДЕВОЧКА НА КУХНЕ.png

В целом дети с удовольствием копируют поведение взрослых. Поэтому, чтобы воспитать трудолюбие у детей, родителям и самим необходимо потрудиться. Психолог Л.В. Выготский подчеркивает: надо говорить о развитии системы «ребенок–взрослый», а не просто о развитии ребенка.

Недавно почивший д.п.н архимандрит Георгий (Шестун) рассказывал в одной из своих лекций: дети в дореволюционной России росли среди взрослых, получая знания и умения по роду занятий своей семьи, в разновозрастных многодетных семьях — под приглядом старших братьев и сестер (а не в одновозрастных сообществах, где царят шалости и опасные игры)[10].

Протоиерей Василий Зеньковский отмечает также положительное значение спортивных занятий, которые сегодня иногда заменяют труд в городских условиях. По его мнению, связь тела и души, все возрастающая напряженность и нервность нашей жизни придают телесным возбуждениям особую влиятельность. «Если в прежнее время, время физического здоровья и нервной устойчивости, функция аскетики в духовном возрастании заключалась в «обуздании тела», то в наше время аскетика получает почти всегда значение укрепления тела, то есть освобождения его от той аритмии, от того расстройства, какие вносятся чрезвычайной нервностью (особенно сильной в больших городах). В этом лежит духовно ценная сторона спорта, который влечет к себе как чисто телесное наслаждение, но имеет то огромное оздоровляющее духовное значение, что сбрасывает томление, вызываемое обилием нервных раздражений".

Поход в горы всей семьей.jpgСпорт в современной семье часто заменяет совместный физический труд 

"Спорт ныне заменяет физический труд, каким он был раньше (каким остается лишь в деревне): и те, кто вовсе не знает физического труда, и те, кто работает в нервно истомляющих условиях заводов и фабрик, хоть и по-разному, но находят в спорте радость освобождения от нервного утомления. Спорт оказывается, таким образом, интимнейше связан с духовной жизнью в нас»[11].

Не запутаться в Сети

При правильной организации семейный отдых есть естественная часть трудового и духовно-нравственного воспитания детей. Архимандрит Георгий (Шестун) писал: «Если вы хотите, чтобы у детей был полноценный отдых, надо придумать такое занятие, в котором они могли бы участвовать. А в процессе помощи взрослым они осваивают какие-то трудовые навыки, манеру поведения. Вот папа машину чинит, встал усталый, и сынок рядом стоит — вздохнет так же, сядет так же — папа с сыночком рядом»[12].

Поход с палаткой или сплав по реке на лодке, рыбалка, приготовление ухи, купание, песни у костра — позволяют совмещать приятное с полезным: физические нагрузки, овладение новыми навыками и отдых на природе. «В противном случае, отсылая от себя детей куда-нибудь подальше, родители организуют не детский отдых, а свой отдых от детей»[13].

Душеполезен отдых рядом со святыней, когда родители вместе с детьми (а иногда сразу несколько семей) изучают родной край или посещают мировые центры христианской культуры, при этом дети имеют возможность искупаться в реке или в море, порезвиться на природе, поиграть друг с другом и с животными, побывать в красивых местах.

Православная семья Игоря и Натальи Ященко о своей малой церкви и паломничествах вместе с детьми 

Православные психологи и педагоги советуют поберечь детей от раннего и близкого знакомства с гаджетами, стараться ограничивать время их пребывания в Интернете. Известно, сколь негативно влияет виртуальный мир на социализацию детей, их умение общаться, как разрушаются у компьютера возможности образного мышления, интеллектуальные способности, как быстро формируется детская интернет-зависимость.

В то же время невозможно отгородить детей от современного мира, «давосской культуры», которая ворвалась в наши дома вместе с ветром глобализации, захлестнула в том числе взрослых. Поэтому ребенку необходимо объяснить элементарные правила поведения в Интернете, рассказать, что глобальная Сеть — место общественное, где все «тайное» сразу же становятся явным, известным всему миру, причем информация остается в бездонной памяти Интернета навсегда. Есть вещи, о которых рассказывать не принято, сайты, на которые заходить смертельно опасно, граница, после которой начинается болезнь — зависимость. Наконец, ребенок в Интернете — вольно или невольно — представляет свою семью, свой род, а потому несет ответственность не только за себя, но и за папу с мамой, своих братьев и сестер.

Подросткам, которые не расстаются с гаджетами в путешествиях, можно предложить использовать их для сбора фото- и видеоматериалов для семейной летописи: фильмов, презентаций, слайд-шоу. Важно, чтобы в подобных детских работах присутствовали смысловые акценты, были показаны достопримечательности, святыни, запечатлены ключевые (в том числе старшие) участники событий, подведены итоги путешествия (что нового узнали, чему научились). В фильмах должен соблюдаться принцип достоинства, своего рода этикет: лучше обойтись без сленга, вызывающих музыки, движений, одежды и пр.

Тихие радости семейного очага

ece924a9-8c85-4eb2-8ff1-cfdb032bd11b.jpg Самые чистые радости связаны с религиозными праздниками. На фото: святочные калядки на Рождество Христово

Добродетель радости естественна для здоровых детей и здоровой семьи. Христианские педагоги указывают на то, какие именно радости полезны для православных детей. В первую очередь это светлые религиозные традиции: колядки с Вифлеемской звездой на Рождество Христово, выпечка «жаворонков» на день сорока Севастийских мучеников, выпуск голубей на Благовещение Пресвятой Богородицы, окрашивание пасхальных яиц и приготовление куличей к Светлому Христову Воскресению, посещение могил на Радоницу, яблочные пироги на Яблочный Спас (Преображение Господне) и т.д. При этом детям необходимо объяснять высший смысл и значение тех или иных традиций.

Далее идут радости, связанные с красотой, живительной силой природы. Богослов и педагог Г.И. Шиманский пишет: «Если родители замечают, что их дитя радуется цветам, пению, если оно с особенным любопытством наблюдает за жизнью птиц, зверьков и насекомых и вообще обнаруживает склонность находиться ближе к природе, надо стараться не погасить этой любви ко всему живому, ибо чувство красоты природы есть признак неиспорченного сердца. В детских сердцах надо воспитывать жалость ко всему живому».

Тихие радости семейного очага — еще одно важное воспитательное средство и элемент православного уклада семьи. «Необходимо с раннего возраста возбуждать в детях чувство любви к родительскому дому. Крещение ребенка, именины родителей или кого-либо из членов семьи, продолжительные осенние и зимние вечера и т.п. суть благоприятные случаи делать для детей приятным провождение времени в родном семейном кругу и привязывать их к семье и дому» [14].

Принципы семейных праздников:

 — общее участие;

— совмещение труда (подготовки к празднику) и отдыха;

— трезвость;

— фиксирование в семейной летописи (видео, фото и пр.);

— завершенное действие (совместная уборка после праздника).

К семейному празднику можно выпустить стенгазету, снять фильм, организовать показ слайд-шоу, фотовыставку, концерт детей, устроить песенные посиделки, настольные игры. Во многих православных семьях есть набор добрых мультфильмов, сказок, фильмов, которые можно посмотреть и обсудить всей компанией (например, «Призрак» Александра Войтинского, «Гордость и предубеждение» Саймона Лэнгтона, или «Мой маленький ангел» Джонатан Ньюман и др.).

Некоторые семейные праздники предваряет исследовательская работа взрослых и детей. Например, можно записать воспоминания представителей старшего поколения ко Дню Победы — найти старые фотографии или наградные листы своих родственников — участников войны (сегодня многие документы выставлены в Интернете в открытом доступе на сайтах Центрального архива Минобороны «Память народа» и «Подвиг народа»). Можно организовать экспозицию детских рисунков (вспомним привычку Царственных страстотерпцев обмениваться короткими записочками — какой нежностью и любовью дышат послания великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии — своей матери — Александре Феодоровне!).

Все эти материалы пригодятся для создания летописи семьи, выявления выдающихся представителей рода, тружеников, может быть, святых, для осознания того, какими добродетелями обладали наши предки, где находимся мы сами, какие страсти необходимо нам изжить, к каким идеалам стремиться…

Основные элементы православного уклада:

— рождение семьи в Таинстве Брака (когда супругам подается благодать, освящающая их семейную жизнь, благословение на рождение и воспитание детей);

— исполнение супругами Таинств Исповеди и Причастия;

— посещение супругами, а затем и детьми церковных богослужений в воскресные и праздничные дни, а по возможности и накануне праздников;

— общая атмосфера любви и уважения между членами семьи, прежде всего между отцом и матерью; иерархия, послушание младших старшим;

— ежедневная семейная молитва;

— периодическое чтение всей семьей Евангелия, Псалтири, житийной и нравственной художественной литературы;

— соблюдение постов — гастрономических и супружеских;

— совместный труд, наличие обязанностей у каждого члена семьи;

— совместные семейные трапезы, праздники, игры, творчество (создание семейных видео- и кинофильмов, семейных стенгазет, фотовыставок, организация литературных гостиных, песенных «посиделок», кулинарных конкурсов на Масленицу, Пасху и пр.);

— дела милосердия семьи;

— совместный спорт, путешествия, паломничество;

— совместный просмотр и обсуждение нравственных кинофильмов (семейный киноклуб);

— создание семейных интернет-групп для обмена сообщениями, интересными статьями, кинофильмами («Семья», «Ближний круг»);

— сохранение и приумножение семейных традиций; выявление родовых добродетелей; создание летописи семьи, генеалогического древа.


[1] Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4. — М.: Педагогика, 1983. С. 235.
[2] Макаренко А.С. Книга для родителей. — М.: ИТРК, 2014. С. 189.
[3] Каледа Глеб, прот. Домашняя церковь. — М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2001. С. 35–36.
[4] Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. — М.: Сибирская Благозвонница, 2013. С. 244.
[5] Пестов Николай. Свет совершенной радости. — М.: Сибирская Благозвонница, 2008. С. 316.
[6] Кречетов Валериан, прот. Еще раз о пользе поста. — М.: Покровский сад, 2018. С. 72.
[7] Каледа Глеб, прот. Домашняя церковь. Указ. соч. С. 42.
[8] Ушинский Константин. Моя система воспитания. О нравственности. — М.: АСТ, 2018. С. 233–234.
[9] Сухомлинский В.А. Письма к сыну. — М.: Концептуал, 2016. С. 45.
[10] Георгий (Шестун), архим. Отдых с детьми или отдых от детей? // Покров. 2016. №3. С. 64.
[11] В.В. Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. — Париж: YMCA PRESS, 1934. С. 130.
[12] Георгий (Шестун), архим. Отдых с детьми или отдых от детей? Указ. соч. С. 62.
[13] Там же. С. 63.
[14] Там же.