Сто ворот радости. О воспитании дошкольников

Каменева Ольга
Каменева Ольга

Дошкольники.jpg

Дошкольный возраст (от трех до шести лет) обладает поразительной глубиной духовной жизни. По мнению выдающегося психолога и богослова протоиерея Василия Зеньковского, «в раннем детстве дитя уже свободно, но еще не ответственно — это как бы прообраз святости».[1]

Продолжаем цикл публикаций о возрастном духовно-нравственном развитии ребенка «Педагогика святости».

Как говорить с ребенком о Боге?

Ребенок задает множество вопросов, ему можно просто и свободно говорить о Боге. Что рассказать малышу о Создателе?

Вот что советует по этому поводу святитель Филарет (Дроздов): «В сем возрасте (до вступления в школу) надлежит развить в нем (ребенке. — Авт.) чистое, простое верование в могущество, святость и благость Бога, создавшего все, любящего все доброе, осуждающего грех и спасающего грешников, раскаивающихся и желающих исправления. Доводите ребенка до мысли о Божестве постепенно, скажите ему языком понятным: ты видишь вокруг себя разные вещи и знаешь, что каждая из них кем-нибудь сделана: дом построен архитектором; картину написал живописец; цветы посадил и вырастил садовник; итак, надобно тебе знать, кто сделал светлое солнце, небо, звезды, — все сие сотворил Бог, общий Отец наш, отец всех людей; Он везде, хотя мы Его и не видим; Он знает все, что мы делаем; слышит все, что мы говорим, даже все, что мы думаем; без Него ни трава, ни хлебный колос, ни цветы не могли бы вырасти; животные бы не жили; ничто не существует без Его воли; твоя мать добра, любит тебя, но Бог бесконечно больше благ и больше любит тебя; твой отец трудится, чтобы пропитать тебя, но Бог бесконечно больше делает для всех людей, нежели все люди вместе могут сделать. <…>

Когда будете учить его молиться с крестным знамением, когда во время молитвы обратите взор его на образ Господа Иисуса, распятого или как Младенца, носимого на руках Пресвятой Девы, детская любознательность потребует у вас отчета: что это значит? Тогда начинайте питать юную душу христианством, только умейте применяться к возрасту, предлагайте простое словесное млеко младенцу. <…> Скажите, что Бог невидимый, именно Сын Божий, любя человеков, восхотел быть видим и жить с ними; для того родился от Пресвятой Девы и жил на земле как человек, чтобы научить нас свято жить; что Он восхотел даже пострадать и умереть на Кресте, чтобы очистить нас от грехов; но умерши как человек, как Бог в третий день воскрес, вознесся на небо и царствует на небе и на земле, и спасет нас, когда мы молимся, угождаем Ему, веруем в Него и во грехах просим у Него прощения. Передавайте сие не как непостижимый догмат, но как чудесный рассказ; и он возбудит внимание и возвысит душу детища, и ваше благоговение и любовь к Спасителю отразится в ней и приготовит ее к высшему разумению в свое время».[2]

Уже в три года происходит идентификация ребенка полу. Психологи советуют родителям малышей сделать соответствующие акценты: ты — девочка, а ты — мальчик. В этом случае закладывается правильное психофизиологическое, гормональное, общечеловеческое понимание места ребенка в жизни.[3] У девочки должны появиться «женские» игрушки — коляска, кукла-малышка, посуда, она с удовольствием играет в дочки-матери, в прекрасную принцессу, в повара. У мальчика — машинки и кораблики.

К пяти годам родители начинают вкладывать: мальчик — будущий защитник своей семьи и Отечества. А какой должна быть девочка? На эту тему размышляет заслуженный учитель России, педагог-психолог высшей категории Т.В. Воробьева: «Девочка должна быть самой терпеливой. Семья во многом зиждется на терпении женщины. Сумеет ли она все преодолеть, пройти бедность, подчас падение супруга, не самого талантливого, не самого перспективного, предприимчивого? Если сумеет любить того, кто дан Богом, — семья будет сохранена.

Девочка, прежде всего, это — чуткость, это — забота, внимание. Это — умение действительно делать все.

Не тогда, когда спохватываются: а как бы мне яичницу пожарить или постирать мужу рубашку, которая полиняла в машине… Всему этому надо учить — с самого раннего детства. И это — не гендерное воспитание, а воспитание девочки, девушки, жены и матери».[4]

Период от трех до шести лет — дошкольный возраст — время, когда закладывается модель будущих отношений в семье, программа семейной жизни человека. Уважительное, трепетное отношение членов семьи к Богу, к богослужению, друг к другу — залог благополучного развития ребенка. В этом возрасте дети должны увидеть, прочувствовать иерархию в семье, авторитет отца и смирение матери.

Помощь по дому.jpgДошкольники охотно помогают по хозяйству, и надо поддержать их в этом стремлении

В дошкольном возрасте начинается активное трудовое воспитание малышей. Девочки, как правило, охотно помогают по хозяйству — они уже могут помыть посуду, подмести пол, пропылесосить комнату, прополоть грядку, убрать за собой игрушки и т.д. Мальчики в состоянии вынести мусор, пропылесосить комнату. В этом возрасте у детей должны быть определенные постоянные обязанности — поливать цветы, протирать пыль, убрать свою постель и игрушки и др.

Но все же ведущий вид деятельности в этом возрасте — игра. В моделях, играх закладывается будущая личность, образ жизни, мировоззрение человека. Поэтому очень важно — во что и чем играет ребенок. «Игра — это подражание жизни, как ее понимают дети. Они отражают здесь то, что усвоили, заметили из окружающего. И значит, направляя их жизнь в играх, родители направляют линии их нравственной жизни. Честный в играх станет честным и в жизни. Лживый в игре и в жизнь перенесет ложь. Уступчивый, снисходительный в игре будет таким же и в жизни. Себялюбивый, с захватническими замашками ребенок и в жизни будет эгоистом и хищником», — пишет педагог и богослов Гермоген Иванович Шиманский (1915–1970).[5]

В житии Паисия Афонского приводится случай, когда святой, будучи ребенком и играя с детьми, оказывался быстрее всех, и дети называли его за это беженцем. Мальчик пожаловался маме, но та сказала: «Зачем тебе бегать быстрее всех? Ты должен быть смиренным человеком».[6]

Игра – дело серьезное

Как правильно организовать игру ребенка, на что обратить его внимание в первую очередь?

Г.И. Шиманский продолжает: «Из детских развлечений и забав следует исключить все, что может быть вредным и опасным для их здоровья и жизни: не дозволять лазить по высоким заборам и домам, взбираться на высокие деревья, слишком быстро ездить и бегать, долго плавать в глубокой реке, заходить в опасные места — словом, охранять их от всего, что сопряжено с бо́льшим или меньшим риском".

Христианские родители должны стараться глубже запечатлеть в душах детей убеждение, что если они иногда и могут ускользнуть от глаз родителей, то никогда не укроются от глаз Бога Вездесущего и что святой Ангел Хранитель их наблюдает за ними во время игр.

"Наконец, родители должны ограничивать чрезмерное увлечение играми подрастающих детей, устанавливая для них надлежащую меру и ограничивая определенным временем. Сперва труд и занятие, потом уже развлечения — вот что должно быть неизменным правилом»,[7] — советует Гермоген Шиманский.

Дети не должны участвовать в тех увеселениях, которые приличны только взрослым. «Недобрый это обычай, если матери носят своих малюток в гости, если отцы своих четырех–пятилетних детей сажают с собой за гостиный стол и заставляют иногда при этом пить вино. Что хорошего почерпнут малые дети из разговоров подвыпивших разгулявшихся взрослых гостей? <…>

Укажем и на второе правило: не следует выдавать детям на руки деньги для самоличного употребления. Давать деньги на различные развлечения, на покупку лакомств и прочего надо весьма нечасто. Родители всегда должны знать, на что употреблены полученные деньги. Нельзя приучать детей к расточительству, но необходимо, чтобы они с раннего детства учились ценить родительские трудовые деньги и быть бережливыми»,[8] – пишет Шеманский.

Здоровые телом и душой дети пребывают в радости. Древнегреческий мудрец Демокрит говорил, что если бы сердце малюток имело, подобно городу Фивы, сто ворот, то пусть входит радость во все эти ворота, чтобы они из сада юности как можно больше добра вынесли на поле будущей деятельности.

Христианские педагоги указывают на то, какие именно радости полезны для детей. Вот как об этом пишет Гермоген Шиманский: «Самые благородные и чистые радости, какие родители могут доставлять своим детям, — это радости религиозные, связанные с церковными праздниками и обрядами, например, пасхальные яйца и куличи, вербы на Вербное воскресенье и цветы в Маковей и т.п.

Радость таинств.jpgСамые чистые радости связаны с церковными праздниками и обрядами

Но чтобы дети из этих символических предметов и обрядов могли извлекать для себя пользу и чтобы эти предметы облагораживающим образом действовали на их религиозные чувства, им необходимо объяснять высший смысл и значения их. Определенный религиозный смысл и значение имеет участие детей в паломничествах к святым местам, украшение могил своих дедушки или бабушки, собирание цветов для украшения икон дома и в храме и др. Религиозные радости самые чистые и светлые.

Они близки тем радостям, которые доставляет детям природа.

Дети и природа.jpg

Если родители замечают, что их дитя радуется цветам, пению, если оно с особенным любопытством наблюдает за жизнью птиц, зверьков и насекомых и вообще обнаруживает склонность находиться ближе к природе, надо стараться не погасить этой любви ко всему живому, ибо чувство красоты природы есть признак неиспорченного сердца.

В детских сердцах надо воспитывать жалость ко всему живому — как премудрому творению Божию, бережное и любовное отношение к цветам, деревьям, ко всяким букашкам, собакам, птичкам и прочим живым тварям, которые всем своим существом славят Творца и Господа, оживотворяющего их Своей живительной силой. Дети, жестокие к животным, когда вырастают, становятся такими же и к своим ближним».

Радости семейного очага

«Как на третий вид детских радостей следует указать на тихие радости семейного очага. Необходимо с раннего возраста возбуждать в детях чувство любви к родительскому дому. Крещение ребенка, именины родителей или кого-либо из членов семьи, продолжительные осенние и зимние вечера и т.п. суть благоприятные случаи делать для детей приятным провождение времени в родном семейном кругу и привязывать их к семье и дому.

Если, к сожалению, в наше время многие из юношей и девушек, из мужей и жен, вместо того чтобы искать себе удовольствий в недрах семьи, ищут их вне ее, на зрелищах, танцплощадках, в клубах, кинотеатрах и других местах общественного развлечения, то причина этого чаще всего заключается в том, что в детстве в них было мало развито чувство любви и привязанности к семье и дому».[9]

Еще один важный вопрос: чем играют дети? Полки современных магазинов игрушек засорили бесполые существа, куклы Барби с атрибутами легкой и красивой жизни и странными пропорциями, монстры и уроды — многие из них являются героями мультфильмов и компьютерных игр. Родители и психологи бьют тревогу и даже выдвинули инициативу запретить продажу игр и игрушек, которые негативно влияют на психику детей, запечатляясь в детском сознании, приучая его к жизни в окружении подобных темных существ. То же самое касается изображений на детской одежде — футболки малышей украшают монстры и покемоны, девицы легкого поведения под видом принцесс.

Доктор педагогических наук, академик РАЕН архимандрит Георгий (Шестун) вспоминает случай: к батюшке из его прихода обратилась благочестивая семейная пара с просьбой освятить дом — их ребенок по ночам плохо спал и кричал. По пути муж и жена рассказывали, что помогают храмам и сами они — люди православные. На пороге дома батюшку встретил мальчик, который взял его за руку и сказал: «Пойдем, я покажу тебе моих гостей из ада». В детской комнате на столе стояли персонажи самого мерзкого вида. «Пойдем лучше со мной, — предложил священник, — будешь держать чашу со святой водой».

«Рыбалка с отцом, ночевка у костра, рассвет над рекой, красота природы, любящие глаза матери, Божественная литургия, свет свечи и благоухание ладана, первая любовь — все это и многое другое запечатлевается в сердце на всю жизнь», — пишет архимандрит Георгий (Шестун).

Сердце чистое

По мнению психолога Т.В. Воробьевой, «до семи лет детям необходимо заложить понятие о чистоте и целомудрии, потому как в 15–20 лет будут «кричать» гормоны. Сумеем заложить — сможем противостоять внешнему миру. Не сумеем — падут наши мальчишки, падут наши девочки. Сегодня дети больны, в наше время очень много поврежденных детей.

Наши родители из любопытства лезут то в хатха-йогу, то в блаватских. Потом говорят: «Мы покаялись». Но «бесплатно» детей не отпускают.

И когда начинаешь разговаривать, беседовать — чем вы увлекаетесь, интересуетесь, куда ходите, каков круг ваших знакомых и т.д. — и слышишь подобные вещи, я горько констатирую: не проходят они бесследно для детей. Дети либо идут в страшные психические патологии, либо происходит, к сожалению, очень рано потеря целомудрия и чистоты. На опыте я невольно пришла к такому выводу. Никакого бесконтрольного поведения у родителей быть не должно».[10]

«Древние христиане с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к Таинствам Церковным, учили их грамоте по книгам Священного Писания, никогда не позволяли ребенку сесть за стол без молитвы, — пишет свт. Лука Войно-Ясенецкий (1877–1961), архиепископ и врач. — Они заботились не только об общем образовании детей своих, не только о приобретении ими мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: того почитали несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того — блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого».[11]



[1] Зеньковский В.В. Педагогические сочинения. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Саранск: Красный октябрь, 2002. С. 47.
[2] Хрестоматия по истории педагогики. Т. 1  / сост. Л.Н. Беленчук, Е.Н. Никулина. М.: Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров», 2016. С. 222.
[3] Воробьева Т.В. Слово «мама» дорогое // Покров. 2015. №3. С. 37.
[4] Воробьева Т.В. Слово «мама» дорогое // Покров. 2015. №3. С. 37.
[5] Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997. С. 496.
[6] Исаак, иером. Житие старца Паисия Святогорца. М.: Святая Гора, 1913. С. 35.
[7] Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997. С. 497.
[8] Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997. С. 497.
[9] Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению святых отцов и подвижников Церкви. М.: Даниловский благовестник, 1997. С. 534–536.
[10] Воробьева Т.В. Слово «мама» дорогое // Покров. 2015. №3. С. 40.
[11] Слезы матери. О великой силе материнской молитвы за детей / сост. Г.П. Чиякова. М.: Ковчег, Параклит, 2004. С. 173.



Анастасия

07.09.2022 10:44:2022

Очень интересно!