Сказать жизни «Да!». Почему разваливаются семьи

Каменева Ольга
Каменева Ольга

Протоиерей Василий Зеньковский еще в середине XX века обратил внимание на «роковой факт нашего времени» — уход матери из семьи «на сторону» — в общественно-политическую и экономическую деятельность, науку и культуру, что, имея некоторую пользу для общества, подорвало самые основы семьи.

В XXI веке в полной мере проявилась оборотная сторона женской эмансипации — слабость (духовная и физическая) и инфантилизм мужчин.

Анна_Кузнецова_с_семьей.jpeg С Богом возможно все. Даже совмещение обязанностей мамы и депутата Государственной Думы. Семья Анны Кузнецовой

Кризис современной семьи

Сегодня институт семьи переживает тяжелейший кризис во всем мире — по сути, речь идет о вырождении человечества, когда около 40 государств узаконили однополые браки, в России только официально распадается примерно две трети семей (по данным Росстата, в 2021 году было зарегистрировано 923 553 брака и 644 207 разводов[1]), коренное население России вымирает, замещаясь мигрантами.

По данным социологов МГУ, 32% всех детей в нашей стране рождаются вне брака. Семья — некогда величайшая ценность человеческой жизни, — по словам завкафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. Ломоносова А.И. Антонова, превращается в «ночлежку, куда люди возвращаются после работы, выполняя санитарно-гигиенические функции, а утром разбегаются по разным местам»[2].

Роковой факт нашего времени – уход матери из семьи. Прот. Василий Зеньковский

Основные причины современного семейного кризиса

— общее религиозное и нравственного оскудение современного общества, постмодернистская дискредитация всех норм, смешивание самих понятий о добре и зле, ценностно-смысловая дезориентация современного человека;

— фактический уход из семьи женщины вследствие расширения ее гражданских и политических прав, успехов в разных областях политической и экономической жизни, научного и культурного творчества; слабость и инфантилизм мужчин, неспособность брать ответственность за семью;

— секулярный характер образования в России, отсутствие стройной воспитательной системы, восходящей к традиционному наследию, семейным ценностям;

— новый технологический уклад, который привел к постепенному исчезновению семейного труда; превращение семьи из трудовой единицы в единицу потребительскую;

— нарушение духовной и социально-трудовой целостности семьи, ее соборности — в том числе благодаря развитию информационных технологий. «Жизнь в чатах, в странствиях по Сети разрушает прямые личные контакты, естественные связи между людьми»[3], — отмечает доктор психологических наук А.А. Гостев;

— популяризация малодетности, идеологии childfree — в том числе под влиянием глобальных проектов сокращения населения планеты, известных со времен английского экономиста Томаса Мальтуса (1766–1834), а также современных идей трансгуманизма и «постчеловеческого будущего»[4].

В качестве «педагогических открытий» преподносятся «форсайт-проекты», предлагающие заменить «устаревшую» семью иными формами сожительства, передавая чипированных детей от «некомпетентных родителей» в некие воспитательные органы (проект «Детство–2030»).

Главные причины разводов в современной России

— алкоголизм, наркомания, игромания и интернет-зависимость одного из супругов;

— измены;

— материальные и жилищные проблемы;

— вмешательство в жизнь семьи родственников;

— проблемы со здоровьем одного из супругов, в том числе невозможность иметь детей;

— неумение строить диалог в семье.

В рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений на конференции «Биоэтика и демография» д.м.н., член-корреспондент РАН, главный внештатный специалист Минздрава России по репродуктивному здоровью O.И. Аполихин говорил о том, что главная причина низкой рождаемости в нашей стране — мужские болезни и страсти — сластолюбие (чревоугодие), сребролюбие и славолюбие. Репродуктивную функцию разрушает невоздержанность, которую, в свою очередь, питают дешевый фастфуд, табак, алкоголь, наркотические вещества. В рамках социологического исследования женщины, которые не желают иметь детей, аргументируя свою позицию, говорили, что «рожать не для кого».

В брак девушки и женщины вступают в среднем в 24–26 лет (мужчины в 26–29). То есть около 10 лет молодые люди и девушки состоят в беспорядочных отношениях без целеполагания создания семьи. В результате к родам 77,4% молодых женщин приходят с патологиями, различными инфекциями[5].

Нецеломудрие оборачивается массовым использованием контрацептивов, часто с абортивным действием, медицинскими абортами (Россия удерживает 1-е место в мире по их относительному числу на женщину детородного возраста), разводами, неполными семьями, болезнями и суицидами, в конечном счете вымиранием населения. При этом от хирургических абортов современная медицина переходит к химическим — при помощи абортивных лекарственных средств, такие аборты вообще не поддаются исчислению.

Возникшая в 90-х годах XX века демографическая проблема «русского креста» (когда естественная смертность превысила естественную рождаемость) сегодня далека от разрешения: естественная убыль населения в последние годы не восполняется даже миграционным потоком.

Так, численность постоянного населения России на 1 января 2022 года, по данным Росстата, составила 145, 5 млн. человек.

Естественная убыль населения России в 2021 году составила более 1 млн. человек.

Благодаря миграционному приросту число жителей страны сократилось не так существенно, а только на 693 тыс. человек.

Если ситуация не изменится, удерживать пустующие территории Сибири, Дальнего Востока уже в ближайшие годы России будет весьма непросто.

При этом многие сохраняющиеся семьи, внешне еще не утратившие своей целостности, во многих случаях растеряли духовную близость и единство. И тогда естественная соборность семьи, по мнению протоиерея Василия Зеньковского, становится «ядовитой» — и эти яды вырабатываются в диалектике именно общей жизни. «Оттого глубочайшие конфликты духовного порядка вырастают как раз в лоне семьи — различные извращения, душевные заболевания, преступность своими корнями восходят к тем ущемлениям детской души, которые имели место еще в семье в ранние годы»[6].

Пути преодоления кризиса

По мнению протоиерея Василия Зеньковского, возрождение семьи возможно при использовании тех духовных сил, которые скрыты в семье как таинственной малой церкви, а также в случае возвращения в семью женщины-матери — хранительницы очага. Именно от женщины зависит дух семьи, домашний уют, на ее плечи ложатся основные заботы по воспитанию детей. Сами по себе эти хлопоты способны возвышать и одухотворять, ибо, по слову апостола Павла, женщина «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2:12–15).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).png
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

«Бог, сотворивший жену после мужа, создал ее как помощницу. У женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организации, есть великое назначение, которого нет у мужчины, — деторождение и, следовательно, воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на родителях, прежде всего на матери, лежит святейшая обязанность — вырастить ребенка и дать ему воспитание. Эта обязанность — тяжелейший долг женщины. Все великое, вечное, святое всегда должно ставиться во главу угла. Поэтому необходимо, чтобы в жизни женщины эта важнейшая задача занимала первое место»[7], — писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), выдающийся врач и епископ Русской Православной Церкви.

При этом женщине необходимо снова стать «слабой половиной» — только в этом случае рядом с ней может оказаться сильный мужчина, способный взять ответственность за семью. «Да, трудно быть женственной! — отмечает д.псх.н., член РАН Т.А. Флоренская. — Но что-то надо менять: менять тональность, «удельный вес» распорядительности, перевести раздражительность в шутливую и ласковую просьбу.

Власть убивает любовь женщины, и с «волей к власти» надо бороться, чтобы сохранить гармонию супружеских отношений: совет да любовь.

Вместо распорядительного тона — советование, общее решение — во имя любви. Здесь надо потрудиться, быть внимательной к себе. Иначе легко превратиться в «сварливую бабу»[8].

Власть убивает любовь женщины и с волей к власти надо бороться, чтобы сохранить гармонию супружеских отношений.jpgВласть убивает любовь женщины и с волей к власти надо бороться, чтобы сохранить гармонию супружеских отношений

Для мужчин не менее важно научиться мужественности. По словам русского философа, некогда профессора МГУ А.С. Панарина, современный человек достиг стадии homo lundes (лат. «человек играющий»), истолковывая либеральную свободу как право жить без всякого напряжения, часто уходя в наркотики и алкоголизм (зависимости — одна из главных причин разводов в современной России).

Отрезвление, по мнению А.С. Панарина, возможно лишь на основе мотивации избранничества, осознания того, что каждая личность уникальна и несет на себе печать образа Божия и Его подобия: «Человек, по сути дела, только тогда становится личностью, когда переживает свое бытие в мире как уникальную ценность, уникальный долг и призвание»[9].

Философ Иван Ильин .jpg
   

«Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом без идеала и без цели. Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою»[10], — пишет русский философ И.А. Ильин. При этом сердцу нельзя приказывать любить, «его можно только зажечь любовью»[11].

Теория смысла как главная движущая сила выживания и развития личности выдающегося австрийского психиатра Виктора Франкла (1905–1997) прошла проверку в нацистских концлагерях. «Сказать жизни «да»! Упрямство духа» — доказанная Франклом формула и название известной всему миру книги.

По утверждению Франкла, наибольшие шансы выжить в лагерях имели не те, кто обладал крепким здоровьем, а те, кто отличался крепким духом, кто обретал смысл, ради которого жил. То, что Франкл часто слышал от заключенных в нацистском лагере Аустерлиц — «Мне нечего больше ждать от жизни», — повторяет главную проблему современных зависимых…

«Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас … Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа»[12], — пишет Франкл. Эти требования, а вместе с ними и смысл бытия, у разных людей и в разные мгновения жизни разные и могут касаться труда, творчества, любви, ответственности за других людей.

Виктор Франкл.png
 

Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас.
Виктор Франкл

В отношении семьи от нас ожидается ежедневный подвиг, труд и жертва (так как и у любви есть свой «черный хлеб», чтобы любовь возрастала — ее необходимо отдавать), взамен нам подается ни с чем не сравнимая Божественная радость и утешение. «Если человек думает о других, о нем думает Бог», — уверен святой Паисий Святогорец.

«На каждого из нас, — полагает Франкл, — кто-то смотрит сверху требовательным взглядом — друг или женщина, живой или мертвый. Или — Бог»[13].

Ученый приходит к выводу, что жить стоит ради любви в широком смысле этого слова. Выйдя в 1945 году на свободу и узнав, что вся его семья погибла, ученый не пал духом, посвятив себя служению людям: в течение пяти лет он выпустил более десятка книг, в которых изложил психологическую теорию личности и психотерапевтическую методологию, основанные на идее стремления человека к смыслу.

Советский академик Д.С. Лихачев смысл жизни видел в том, чтобы увеличивать добро в окружающем нас мире. «Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом» [14].

Таким образом, Лихачев изложил для советского читателя Евангельскую истину о «сокровищнице» сердца: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе… ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19–21).

Дмитрий Сергеевич Лихачев.png
 

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе»[15], — пишет Лихачев.

Конечную цель человеческого бытия великие мыслители видели за пределами земного пути. Так, выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский пишет, что цель человеческой жизни есть вечное блаженство с Богом: «Чтобы человек, будучи соединен с Богом, высшим пределом всякого совершенства, славы и блаженства, наслаждался с Ним славой и блаженством во веки»[16]. По сути педагог повторил мысль блаженного Августина Аврелия: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе»[17].

Архимандрит Кирилл (Павлов).png
 

«Цель нашей жизни — спасение души»[18], — пишет подвижник наших дней архимандрит Кирилл (Павлов).

Само по себе обращение к Богу — лишь первый шаг на духовном пути, который простирается по крутым тропинкам вверх среди многих опасностей, где на каждом шагу можно сорваться вниз. Чем выше взбирается человек на своем пути к горним вершинам, тем у́же, труднее путь.

Преподобный Паисий Святогорец уверен: и в наше антисемейное время с помощью Божией и по Его Благодати возможно создание здоровой православной семьи.

«Очень многие современные люди, которые живут по-мирски, не видят смысла в создании семьи и поэтому не вступают в брак или же избегают в браке рождения детей — предохраняются или делают аборты. И так сами уничтожают свой род, — пишет старец. — То есть не Бог искореняет людей — люди сами истребляют себя. А люди верующие приемлют Благодать Божию, поскольку Христос, если позволительно так сказать, обязан помогать им в эти нелегкие годы. Сейчас немало христиан, которые имеют столько детей, сколько бы Господь ни дал, и воспитывают их в благочестии. И все их дети спокойны, радостны. Такие дети — благословение Божие, они вырастают хорошими, ревностными людьми. Диавол пытается все развалить, но всемилостивый Господь тоже трудится, Он не позволит нашему народу исчезнуть с лица земли»[19].

WhatsApp Image 2022-09-16 at 12.36.59 PM.jpeg Анастасия Яблочкина и ее десять детей

Семья под Покровом

В 2013–2019 годах журнал духовно-нравственной культуры «Покров» опубликовал 20 интервью с современными православными родителями, посвященные святоотеческой традиции воспитания в наши дни. Среди семей были шесть священнических и 14 светских, в том числе: протоиерея Валериана Кречетова и матушки Наталии Константиновны (они родители семерых взрослых детей, дедушка и бабушка 35 внуков); протоиерея Андрея Юревича и матушки Ольги (семеро детей); иерея Игоря Блинова и матушки Виктории (четверо детей); протоиерея Игоря Смертина и матушки Елены (девять детей); протоиерея Вячеслава Куликова и матушки Татьяны (шестеро детей и двое внуков) и др.

Опрошенные семьи — как правило, многодетные, полнокровные. Только одна из женщин была ранее разведена, для всех остальных респондентов нынешний брак — первый. Число детей в опрошенных семьях составляет от двух до девяти, в среднем — 4,3 ребенка на одну женщину (по России реальный суммарный коэффициент рождаемости приближается к 1,7 ребенка на одну женщину детородного возраста). Рассматривая семью как малую церковь, опрошенные считают недопустимым аборт, полагая, что дети — дар Божий, и Господь, дарующий ребенка, посылает и средства на его пропитание.

На вопрос, как устраивается семейный бюджет, многодетный отец (пятеро детей) священник Антоний Соловьев из Екатеринбурга отвечает: «Все управляется по воле Божией. Порой посчитаешь все средства, которые потратил, и удивляешься: где столько взял? Бабушкины огороды, конечно, помогают. Голодными не были, а роскошь и не полезна. Есть один планшет или ноутбук на семью — и слава Богу, благодарите Господа, что у вас это есть, говорю я детям»[20].

Многодетная семья Соловьевых, несмотря на скромность доходов, участвует в годовом круге благих дел «Раскрой свое сердце»: взрослые и дети выступают с концертами в госпитале для ветеранов, пекут пирожки для одиноких стариков, вместе с инвалидами водят хороводы вокруг рождественской елки, посещают детские дома.

Опрошенные родители, включая многодетных мам, часто занимаются активной общественной, трудовой деятельностью (вопреки распространенному мнению, что многодетная мама непременно «сидит» дома), правда, так или иначе связанную с воспитанием детей и не требующую постоянного присутствия в офисе. Например, матушка Виктория Блинова преподает немецкий язык, труд для девочек. Матушка Елена Смертина — регент в храме, где служит ее муж. Матушка Ольга Юревич — писатель, наибольшую известность получила ее книга «Матушкины цветочки» — о воспитании собственных детей. Елена Силантьева — кандидат экономических наук, доцент Московского финансового университета, основатель Школы будущих мам, Сергиевского детского сада с группами раннего развития детей. Кроме того, она выпустила несколько книг, в том числе о воспитании детей по трудам святителя Феофана Затворника. Матушка Екатерина Соловьева из Екатеринбурга — швея, ее «Игрушки от Катюшки» не раз выставлялись в Центральном доме художника в Москве, на праздниках ее дети блистают в костюмах, сшитых руками мамы.

В общей сложности лишь 15% женщин из опрошенных современных православных семей занимаются исключительно собственными детьми и ведением домашнего хозяйства. 85% респондентов находят возможность вести профессиональную деятельность, связанную с творчеством, образованием и воспитанием, консультациями, проектированием и т.д.

Активная деятельность матушек и многодетных мам свидетельствует о том, что добродетель целомудрия, свойственная воцерковленным многодетным мамам, не только охраняет семьи, но и дает мудрость и силы для профессиональной деятельности и творчества — в самых разных сферах. При этом современный технологический уклад в какой-то мере помог компенсировать уход современной женщины из семьи. Многие жены и мамы работают сегодня дистанционно, сохраняя возможность больше времени проводить рядом с детьми и супругом.



[1] Официальный сайт Росстата. URL:  http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#
[2] Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Указ. соч. Там же.
[3] Гостев А.А. Психология и метафизика образной сферы человека. — М.: Генезис, 2008. С. 332.
[4] Хоружий С.С. Постчеловек, виртуальный человек и их социум // Вестник МГОУ. 2016. №3. С. 11. URL: www.evestnik-mgou.ru.
[5] Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография. — М.: Литагент ПедиатрЪ, 2014. URL: https://libfox.ru/645318-8-v-kuchma-mediko-sotsialnye-problemy-vospitaniya-podrostkov-monografiya.ht... (дата обращения: 5.04.2019).
[6] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. М.: Книга по требованию, 2013. С. 146.
[7] Лука (Войно-Ясенецкий), свт. О семье и воспитании детей. — М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 9–10.
[8] Антоний Сурожский, Пестов Николай, Белорусов Сергей и др. И будут двое она плоть // Сб. ст. о христианском браке. — М.: Образ, 2005. С. 40–41.
[9] Панарин Александр. Философия истории. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Panarin/index.php.
[10] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–1954 гг.: в 2 т. Том 1. — М.: МП Papor, 1992. С. 324.
[11] Там же.
[12] Франкл Виктор. Сказать жизни «да»! Упрямство духа. URL: https://e-libra.ru/read/141928-skazat-zhizni-da-upryamstvo-duha.html (дата обращения: 20.07.2019).
[13] Франкл Виктор. Указ. соч. Там же.
[14] Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. — М.: АСТ, 2019. С. 18.
[15] Там же. С. 189.
[16] Коменский Ян Амос. Великая дидактика. — М.: Книга по требованию, 2016. С. 80–81.
[17] Аврелий Августин. Исповедь. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/. (дата обращения 14.08. 2019).
[18] Кирилл (Павлов), архим. О грехах и добродетелях. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2018. С. 96.
[19] Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. URL: https://litmir.me/br/?b=313825&p=38.
[20] Ситникова М. Где найти счастье, или Почему в многодетной семье жить хорошо? // Покров. 2015. №2. С. 31.