Таинство брака. О творении нового человека в соработничестве с Богом

Сегодня мы вспоминаем родителей преподобного Сергия Радонежского – Кирилла и Марию, этих удивительных святых, благодаря подвигу которых мир получил светоча Православия, а народ русский своего Игумена. Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) – о родительском подвиге. 

Семья .jpg
Памятник семье Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде

Вот есть такие пословицы: «яблоко от яблоньки недалеко падает», «от осинки не родятся апельсинки»…

В Библии, в житийной литературе мы находим прекрасные подтверждения тому, что от святых родителей рождаются святые дети. Вот и от преподобных Кирилла и Марии произошел великий Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский.

Современная жизнь предлагает нам множество примеров противоположного свойства. Мы наблюдаем, что полоса безбожия в истории народа породила целые нравственно ущербные поколения с ослабленной жизнеспособностью, что привело к демографическому кризису. По слову Псалмопевца, семя нечестивых потребляется (Пс. 36:27)…

Конечно, Богу все возможно – Он может вдруг пробудить совесть у разбойника лютого и из камней создать чада Авраама…

Но это сопровождается многими трудами, скорбями и болезнями покаяния.

На примере родителей Иоанна Крестителя (святой пророк Захария и святая праведная Елисавета) и Пресвятой Богородицы (святые праведные Иоаким и Анна) мы видим образец того, как человек осуществляет таинство брака, сущность которого состоит в соработничестве с Богом в деле творения нового человека... Мы видим здесь родителей, освободившихся от страстей и находящихся в состоянии благодатного Богообщения, – они и порождают благодатное потомство, которое содействует обожению всего человечества.

Иоанн Креститель дает мощный импульс всемирному покаянию. Пресвятая Богородица порождает и питает Жизнь нашу. Того, Кем мы и живем, и движемся, и есмы, с Кем мы, предочищенные покаянием, соединяемся в святом Причастии и становимся богами по благодати.

Конечно, родители святого Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородицы – это эталон, вершина. Но к этому идеалу могут приближаться супружеские пары, которые не превращают брачное ложе в ложе блуда, но стремятся подвижнически, с Божией помощью, спасаясь чадородием, освобождаться от страстей и греха с тем, чтобы порождать святое потомство.

«Егда крестили отроча пророчество о нем услышали».jpg «Егда крестили отроча пророчество о нем услышали»

То, что воспитание начинается еще от материнской утробы, было подтверждено примером преподобного Сергия. Благочестивая Мария, прилежавшая молитве и церковному Богослужению, уже в период чревоношения оказывала благоприятное воспитательное действие на младенца. Это даже имело свое внешнее проявление: однажды во время церковной службы два особенно важных момента литургии были сопровождены небывалым чудом: ребенок во чреве святой Марии троекратно вскричал. Этим он еще прежде своего появления на свет как бы воздал честь Пресвятой Троице, которой впоследствии будет посвящена созданная им обитель.

Это напоминает евангельский случай, когда святой Иоанн Предтеча, «взыграся радощами во чреве» (Лк. 1:44), то есть возрадовался, еще находясь во чреве святой Елисаветы, в ответ на приветствие Пресвятой Богородицы, которую Елисавета пришла навестить …

Между прочим, повествующее об этом событии место из Евангелия от Луки (4-е зачало), которое удостоверяет, что младенец, созревающий в материнской утробе, – не бесчувственный предмет, включено в чинопоследование покаянного молебна для женщин, допустивших преступное умерщвление плода.

Кто и о чем молится святым Кириллу и Марии?

Преподобным супругам Кириллу и Марии молятся об устроении семьи, даровании чад и спасении рода. А еще к ним за помощью обращаются беженцы. Потому как этому святому семейству довелось в свое время испытать на себе тяготы этого статуса, когда они вынужденно бежали из родного княжества от, как бы сейчас сказали, коррумпированного наместника.

«Святые Кирилл и Мария со чады из Варниц во градъ Радонежъ преселишася».jpg «Святые Кирилл и Мария со чады из Варниц во градъ Радонежъ преселишася»

Произошло это вскоре после того, как князь Константин Васильевич (из младшей ветви ростовских князей) в 1328 году венчался с Марией, дочерью московского князя Ивана Калиты. Ростовское княжество присоединилось к Москве. Теперь этот регион имел подчинение центру, откуда приехал наместник великого князя московского боярин Василий Кочева. У него был разбитной помощник Миняй – вместе они с вновь прибывшей командой начинают наводить свои порядки. Возглавлявшего ранее Ростов боярина Аверкия при всем честном народе вешают на площади вниз головой, отпускают едва живого. При этом у всех «недовольных Москвой» начинают захват имущества, используя пытки, шантаж…  

«Святый Кирилл советник был еси князю».jpg «Святый Кирилл советник был еси князю»

Оказавшиеся под прицелом элиты бегут, – в их числе святая семья Кирилла и Марии. Убежище эти благочестивые люди находят в городке Радонеж. Он был отдан великим князем Иваном Калитой в удел его младшему брату Андрею. Там новым поселенцам рады: нужно поднимать хозяйство, подати и повинности сокращены – создан, что называется в наши дни, «благоприятный налоговый климат».

В Ростове прп. Кирилл входил в боярскую думу. У него трое детей: Стефан, Варфоломей (преподобный Сергий Радонежский) и Петр. Ранее семья была зажиточной, но со временем – возможно, из-за неурожаев и татарских набегов – их состояние истощилось. Собственно, поэтому их и выпустили из Ростова – с них нечего было брать. К тому же они и очень щедрыми были на милостыню.

«Святые милостыне и страннолюбию прилежаху».jpg «Святые милостыне и страннолюбию прилежаху»

На новом месте семья обжилась быстро, но жили скромно. Все помногу работали. Петр и Стефан женились. Варфоломей жаждал монашества, но родители его упросили подождать и упокоить их старость. Сын послушался и до смерти отца и матери заботился о них.

Чувствуя приближение кончины, Кирилл и Мария, жившие праведно, приняли постриг в Хотьковском монастыре, что недалеко от Радонежа. Раньше в некоторых монастырях уживались мужская и женская общины.

«Святый отрок испросише благословение родительское на житие иноческое».jpg «Святый отрок испросише благословение родительское на житие иноческое»

Похоронив своих святых родителей, Варфоломей отправился на Маковец – здесь его молитвами, трудами и ходатайством пред Господом и Пресвятой Богородицей со временем поднимется Свято-Троицкая Лавра – символ единения Руси.

А объединялась Русь вокруг Московского княжества…

Варфоломей, которому во время переселения из Ростова было лет 15, а значит, он видел все бесчинства представляющих московскую власть «нуворишей» в Ростове, не помнил зла.