Воспитание по первому классу. О младшем школьном возрасте

Семь лет — важный рубеж в жизни ребенка: он становится школьником. Начинается жизнь, опосредованная умом, у человека появляется абстрактное мышление, значительную часть времени ребенок проводит в коллективе сверстников и учителей в школе.

Мария Захарова
Каменева Ольга

Продолжаем цикл «Педагогика святости» о возрастных особенностях духовно-нравственного развития ребенка.

В младшем школьном возрасте совесть начинает говорить внятно, ребенок уже может анализировать свои поступки. По традиции, примерно в семь лет дети начинают исповедоваться, более активно приобщаться к церковной дисциплине и посту.

Впрочем, на практике возраст первой исповеди и первого поста очень индивидуален. Некоторые дети, глядя на своих сверстников в храме, старших братьев и сестер, по собственной воле подходят к священнику на первую исповедь в 5-6 лет. Другие (если мы говорим о воцерковленных семьях) могут начать исповедоваться и в 7, и в 10 лет.

WhatsApp Image 2022-11-04 at 03.42.34.jpeg

Важно, чтобы первая исповедь оказалась позитивным опытом доверительного общения со священником как представителем (свидетелем) Бога на земле. А не мероприятием из-под палки.

Первая исповедь для ребенка естественна и даже почетна (теперь как взрослый!), если исповедуются его родители, братья и сестры. И является исключением из правила, если к Таинству не прибегают взрослые.

В младшем школьном возрасте дети очень восприимчивы к знаниям о вере, легко усваивают Священное Писание, церковную историю, многие житийные тексты. Сегодня в воскресных школах можно встретить ребят, которые наизусть цитируют отрывки Евангелия. Однако, выбирая воскресную школу для ребенка, на наш взгляд, в первую очередь стоит обратить на ее атмосферу – праздника (встречаемся ведь в воскресение!) и доброго общения. Такую школу ребенок должен полюбить, ее программа не может быть перегружена. Тогда и полученные в 7-10 лет знания останутся надолго.

WhatsApp Image 2022-11-04 at 03.57.24.jpeg Праздник в воскресной школе 

«Это возраст начального сознательного богословия. Если ребенок выучил слова Евангелия в этом возрасте, они могут быть у него в сердце до конца жизни»,[1] — говорит кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).

Для младших школьников важно услышать рассказы о христианских добродетелях и о покровителях семьи — Прп. Сергии Радонежском и его родителях Кирилле и Марии, свв. благоверных Петре и Февронии, святых царственных страстотерпцах, прмц. великой княгине Елисавете и др.

«Некоторые места Писания могут оказаться подходящими для того, чтобы приохотить ребенка к чтению. Таковы истории Иосифа и его братьев, Давида и Голиафа, Давида и Ионафана и т.п., а также другие места, которые следовало бы давать ему читать ради поучения, например: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»,[2] — такой совет преподавателям и родителям через века дает английский философ и педагог Джон Локк (1632–1704). «В качестве основы добродетели в душе ребенка следует очень рано запечатлеть истинное понятие о Боге как независимом Высшем Существе, Творце и Создателе всех вещей, от Которого мы получаем все блага, Который любит нас и дарует нам все. Поэтому вы должны поселить в ребенке любовь и почтение к Высшему Существу», — пишет Джон Локк.[3]

Участие в богослужениях и Таинствах Церкви, краткая молитва утром и вечером, перед едой, в автомобиле или же перед дальней поездкой, когда все на минуту присаживаются, замирают и молчат, а затем крестятся, дает ребенку возможность почувствовать присутствие Божие в нашей жизни.

Церковные праздники, именины для детей с исполнением «Многая лета» — настоящее торжество, если их отмечают и дома.

«Праздничная литургия совершается в храме, значение праздника объясняют в школе, но праздником для детей он становится дома», — полагает педагог С.С. Куломзина и приводит в пример одну бабушку, которой очень хотелось, чтобы дети почувствовали праздничное настроение 21 сентября, в день Рождества Богородицы.

WhatsApp Image 2022-11-04 at 04.14.16.jpeg

klm1.jpg
Педагог С.С. Куломзина

«Родители внуков были на работе, сами дети — в школе; в храм пошли только бабушка и дедушка. К возвращению детей из школы бабушка заменила икону на кухне иконой Богородицы, зажгла перед ней лампаду, испекла пирог с надписью «С днем рождения!» и поставила его на стол. Удивленные дети спросили, у кого день рождения, и этот вечер стал для них настоящим праздником».[4]

Современные младшие школьники прекрасно осведомлены о новых технологиях, подчас имеют свои страницы и каналы в социальных сетях. Однако педагоги и психологи советуют поберечь маленьких детей от раннего погружения в виртуальный мир, по возможности ограничивая или полностью ограждая их от взаимодействия с экраном.

Школа в современной России унаследовала секулярное устройство советского периода, дополнив его псевдосвободой новейшего времени. Важно, кто является первым учителем ребенка, верующий и благочестивый педагог или же атеист. Влияние учителя в этом возрасте на нежную душу ребенка очень велико.

WhatsApp Image 2022-11-04 at 04.01.20.jpeg

Поэтому, выбирая школу для первоклассника, духовники, как правило, советуют выбирать прежде всего учителя.

В то же время родителям младших школьников уже сейчас стоит начать присматривать то учебное заведение, в котором окажется ребенок в средней школе в подростковом возрасте, когда авторитет взрослых снижается, и на первый план выходят сверстники. От их влияния очень многое будет зависеть.

«Школа — это то место, где люди портятся, — говорил в одном из своих интервью протоиерей Димитрий Смирнов (1951-2020), педагог по своему первому образованию, несколько лет исполнявший обязанности председателя Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ. <…> Социализация в школе — это социализация к тюрьме. Там ребенок получает все соответствующие навыки. Что такое школа? Курево, наркотики, блуд, воровство. А первые слова матом я узнал еще в детском саду, и они крепко втемяшились в голову: сорняки прививаются легче, чем культурные растения».[5]

Все больше православных родителей сегодня выбирают православные школы или же домашнее образование.

Надо отметить, что в США примерно 5% детей находятся именно на домашнем обучении, демонстрируя более высокие показатели успеваемости, нежели обычные школьники. При этом семейные клубы при храмах могут, считал отец Димитрий, стать альтернативой детскому школьному коллективу: «Здесь ребенок видит, что есть люди, которые живут иначе, чем в школе, что их цель — не подавить, не унизить, не посмеяться. Наоборот, сверстники могут защитить. Человек из малодетной семьи, где один-два ребенка, приобретает сразу много защитников, братьев и сестер. Вспомним, что дети из большой семьи обычно все умеют, ничего не боятся, вырастают храбрыми, приспособленными, чувствуя себя в безопасности».[6]

В некоторых православных школах сегодня введено раздельное обучение мальчиков и девочек — как правило, это положительно сказывается на дисциплине и успеваемости, а кроме того, способствует правильному воспитанию девочек, которые взрослеют быстрее и привыкают смотреть на мальчишек-сверстников свысока. Мальчики постепенно теряют инициативу, приспосабливаясь к тому, что девочки верховодят.

WhatsApp Image 2022-11-04 at 04.04.08.jpegИгумения Евгения (княгиня Мещерская)

Впрочем, христианские добродетели скромности и стыдливости у девочек не стоит путать с робостью. Об этом пишет основательница Борисоглебского Аносина женского монастыря в Московской области княгиня Евдокия Николаевна Мещерская-Тютчева (1774–1837, родная тетка поэта Ф.И. Тютчева), в монашестве Евгения — в наставлениях своей дочери Анастасии: «Скромность — добродетель и украшение женщины, а неуместная робость — подобие глупости. Такая робость происходит часто от самолюбия, которое внушает тебе желание казаться лучше, чем ты есть на самом деле».[7]

Оставшись в 22 года, через два месяца после свадьбы, вдовой, Евдокия Мещерская посвятила свою жизнь воспитанию родившейся дочери, а выдав ее замуж, приняла монашество в основанном ею же Борисоглебском монастыре (в память о муже Борисе).

Свидетельством ее литературного и педагогического дара стала тетрадь «Беседы с моей дочерью», в которой Евдокия Николаевна внушает дочери быть скромной, бережливой, во всем хранить порядок, рекомендует вести себя особенно приветливо с теми, кого почитает ее мать. Такое воспитание станет залогом счастливой семейной жизни Анастасии, выданной замуж довольно рано, в 17 лет. В браке родится 10 детей, одна из дочерей Анастасии продолжит дело бабушки — станет игуменьей Борисоглебского монастыря.

Родители школьников должны усилить молитву о детях.

Мария Захарова
Протоиерей Валериан (Кречетов)

Протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Акулово Московской области говорит: «Если Господь не поможет, ничего не сделаешь, никого не вырастишь. Дети где-то ходят, с кем-то общаются. И что им на сердце ляжет, как Господь их отведет от чего-то — все в руках Божиих. Поэтому самое главное — нужно молиться, приучать детей к молитве с детства и самим молиться о них. А дети, будучи в школе, должны быть христианами, с плохими товарищами не общаться. «С преподобным преподобным будеши, и с мужем неповинным неповинным будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:25–26). И быть, естественно, послушными, неленивыми. <…>

Так что в школе дети должны слушаться, не лениться и с плохими друзьями не водиться. Вот и все».[8]


[1] Киприан (Ященко), игум. Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания. М.: Благотворительный фонд «Покров», 2012. С. 107.
[2] Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 560.
[3] Там же. С. 560.
[4] URL: http://azbyka.ru/deti/nasha-tserkov-i-nashi-deti-kulomzina-s-s.
[5] Смирнов Димитрий, прот. Пост — это удовольствие // Покров. 2016. №2. С. 73.
[6] Там же.
[7] Женская Оптина / сост. С. и Т. Фомины. М.: Паломник, 2005. С. 276.
[8] Кречетов Валериан, прот. Живый в помощи Матери Божией // Покров. 2016. №5. С. 11–12.