В ожидании. О внутриутробном периоде развития ребенка

Каменева Ольга
Каменева Ольга

Как святые относились к этому важному периоду жизни младенца, его матери, всей семьи? Что говорит о непраздной женщине Священное Писание? Продолжаем цикл публикаций для молодой семьи из серии «Педагогика святости».

Беременность.jpg Во внутриутробный период начинается активное духовное развитие младенцаПсалтирь Царя и пророка Давида говорит о каждом человеке как о создании Божием, лично известном Ему еще в материнской утробе: «Имена всех внесены в книгу Твою; и никто, даже во чреве матери, не забыт Тобой» (Пс, 116, 4).

Особенность внутриутробного периода развития ребенка состоит в том, что внешний мир, духовный и физический, воздействует на малыша главным образом через его родителей. И если мать, отец младенца живут благочестиво, ведут здоровый образ жизни, пребывают в мире, это сказывается на ребенке наилучшим образом. И наоборот, еще древнегреческий мыслитель Плутарх писал: «Пьяница не родит ничего годного». Не менее губительными для младенца могут оказаться и другие родительские страсти – гнев, сребролюбие, нецеломудрие и т.д.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит.png
Преподобный Порфирий Кавсокаливит

Однажды к старцу Порфирию Кавсокаливиту, который жил на Афоне в конце XX века, пришел за духовным советом отец беспокойного малыша. «В этом целиком и полностью виноваты вы сами. Еще когда он находился во чреве матери, вы своим плохим отношением друг к другу нанесли ему душевные травмы, следы которых он будет носить на себе всю жизнь», – сказал мужчине старец.[1]

Дабы не повредить ребенку в утробе – и физиологически, и духовно – Церковь предписывает по возможности и взаимному согласию супружеское воздержание в период беременности матери.

Мы переживаем непростые времена, когда многие медики убеждают беременных женщин отказываться от рождения детей.

Довольно часто диагностический скрининг ошибочно показывает отклонения в развитии ребенка. При этом духовники благословляют молиться и носить младенца до конца.

Людвиг ван Бетховен.jpg Отец композитора Людвига ван Бетховена страдал алкоголизмом, мать была больна туберкулезом 

Более того, прекрасные здоровые малыши иногда появляются у совершенно больных и зависимых людей.

Известно, что матери немецкого композитора Людвига ван Бетховена врачи категорически запретили рожать: она сама страдала туберкулезом, отец композитора – алкоголизмом, во младенчестве умерли два их ребенка. И женщина, вопреки всем медицинским предписаниям, родила замечательного младенца, будущего гениального композитора.

Общая святоотеческая рекомендация и традиция по внутриутробному периоду развития ребенка состоит в том, чтобы носящая мать часто прибегала к Таинствам Покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн, пребывала в покое, в мире, по возможности чаще бывала на лоне природы.

По церковным правилам, на период беременности и кормления малыша женщина освобождается от строгого соблюдения гастрономических постов, однако посильный пост возможен и даже необходим – как супружеский, о котором было сказано выше, так и гастрономический – его меру определяет духовник исходя из состояния здоровья и духовной зрелости будущей мамы.

В ожидании.jpg Частое причащение Святых Христовых Тайн, чтение Евангелия вслух освящает и маму, и малыша

Внутри утробы начинается духовное воспитание младенца. Во многих храмах проводятся молебны для будущих мам и их близких. Непраздные женщины молятся покровителям супружеской жизни, святым праведным Иоакиму и Анне – родителям Пресвятой Богородицы, святым праведным Захарии и Елисавете – родителям Иоанна Предтечи, святым благоверным Петру и Февронии Муромским – покровителям супружества, иконе Матери Божией Феодоровская.

Игумен Киприан (Ященко).png
Игумен Киприан (Ященко)

Частое причащение Святых Христовых Тайн, чтение Евангелия вслух освящает и маму, и малыша. «В целом, период внутриутробного развития очень схож с нашей земной жизнью, – говорит кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко). – Внутри утробы ребенок телесно и духовно подготавливается к тому, чтобы жить в этом земном мире. А мы в земном мире готовимся к жизни в Вечности, в Ангельском, духовном мире. И мы здесь тоже как бы пребываем в утробе матери, в некоем ограниченном пространстве (Господь нас оберегает, например, от падших Ангелов), имея ограниченные духовные возможности, которые раскрываются, когда душа выходит из бренного тела. К чему душа здесь, на Земле, подготовилась, тем она и продолжит жить в Вечности. Так же и внутриутробный период: какой душа созрела внутри утробы, такой она и продолжит жить в Земной жизни. Это – два подготовительных периода для рождения в жизнь Вечную».[2]

Изгоняя Адама и Еву из Рая, Господь повелел женщине рожать в муках: «умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3, 16). Сегодня и женщины, и медики стараются уменьшить эти болезни, а часто - просто "обезопасить" себя при помощи кесарева сечения, анестезии родящей женщины, в том числе эпидуральной.

Духовники, а также опытные многодетные мамы советуют не злоупотреблять обезболивающими, а операцию кесарева сечения делать исключительно по медицинским показаниям: если мама относительно здорова, она должны пройти это первое испытание в жизни ее сына или дочери вместе с младенцем. Из Священного Писания известно: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но, когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21).

Ждем.jpgК таким важным событиям, как беременность и роды, женщине лучше подготовиться: в том числе, исповедовав совершенные грехи. 

В агиографической литературе описан случай чтеца Евстафия из Кесарии Палестинской, оклеветанного беременной женщиной. Епископ созвал церковный совет, который стал расспрашивать Евстафия – он ли соблазнитель. Чтец ответил, что невиновен, но по смирению добавил: «Если же вам хочется, чтобы я сказал то, чего на самом деле не было, то — виноват». Его отстранили от должности чтеца, после чего Евстафий затворился в келии и стал молиться. Тем временем женщина не могла разрешиться. На седьмой день, будучи при смерти, она во всем созналась: «Мне, отягченной двумя грехами — клеветой и блудом, предстоит погибнуть». После того, как епископ пришел в келию к Евстафию и попросил его молитв о несчастной, она родила, наконец, младенца и стала просить всех, чтобы простили ее по молитвам праведника, которого с тех пор за мужество почитали как мученика.

Святоотеческая традиция рассматривает семью как малую церковь. И когда на свет появляется ребенок, зарождается своего рода приход в этой церкви.

Поэтому некоторые священники считают: при желании муж может присутствовать при родах. «Психологи обнаружили: 85 или 90% мужей, присутствовавших при родах, сопереживавших, видевших, в каких муках появляется на свет их дитя, никогда не бросают семью – какие бы ни складывались обстоятельства и отношения между супругами, – говорит игумен Киприан (Ященко). – В крайнем случае, муж может помолиться, почитать Псалтирь или Евангелие где-нибудь в соседнем помещении»[3].

Венцы, которыми украшают головы жениха и невесты во время Таинства Венчания, символизируют мученичество.
Беседа игумена Киприана (Ященко) со старшеклассниками. 

Продолжение серии «Педагогика святости» о возрастных особенностях духовно-нравственного становления ребенка в православной семье читайте на нашем сайте.



[1] Старец Порфирий Кавсокаливит, Цветослов советов, Святая Гора Афон, 2014, с.339
[2] Киприан (Ященко), игумен. Непраздный разговор. Покров, N7, 2015, с. 20
[3] Киприан (Ященко), игумен. Приход в мир тленный. Покров. N8, 2015, с. 24