Как не стать жертвой «злого» рока?

Злотников Михаил, священник
Злотников Михаил, священник

Увлечение рок-музыкой может привести человека к Богу, а может обернуться погибелью души: грань между добром и злом здесь весьма тонка, часто завуалирована, последствия такого увлечения кардинально разнятся.

Предлагаем исследование «Рок-музыка в молодежной православной среде» выпускника факультета социальных наук ПСТГУ Михаила Злотникова, ныне священника Михаила.

Часть I

scale_1200.jpg Признак времени: проповеди на рок-концертах и байк-фестивалях 

«Драйв» и переворот души

Истоки рок-музыки (от англ. гock — качать) лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл и рокабилли. Отличительная черта классической рок-музыки — неизменный ритм, поддерживаемый ритм-секцией. Однако уже начиная с 60-х годов ряд направлений рока использует композиции с усложнёнными структурами и ритмами. Солирующим инструментом является обычно электрогитара.

Исследователь Джереми Паскаль в своей книге «История рок-музыки» писал: «Для тинейджера 50-х XX века рок-н-ролл был переворотом буквально во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей. Но самое главное  — переворотом во взглядах человека на самого себя»[1]. Достаточно вспомнить историю американской группы «The Beatles», получившей мировую известность в середине 1960-х годов.

Рок — рупор молодёжи, музыкальное воплощение раздирающих её противоречий, конфликтов. С другой стороны, это один из инструментов шоу-бизнеса, направленный на извлечение коммерческой прибыли.

На концерте.jpg

Эта двойная природа рок-музыки во многом обуславливает противоречия жанра. По сути дела, вся история рока состоит из схожих циклов, в начале каждого из которых — бунт, протест, рождение новых стилей и новых ценностей, возникновение групп и исполнителей-основоположников стиля, а затем — постепенный процесс «приручения», коммерциализации, порой — упрощения, возникновения вторичных рок-групп.

Рок-музыка обладает большой захватывающей энергией («драйвом»). Она может дать личности свободу от устоявшихся общественных принципов и стереотипов, от окружающей действительности.

Хорошо это или плохо – попробуем разобраться.

«Секс, наркотики, рок-н-ролл»

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких танцевальных жанров, таких как рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп до брутальных и откровенно агрессивных — death metal (от англ. «смерть»), grindcore (от англ. «молоть», когда музыка сопровождается скрежетом, низкими тонами гитар, быстрыми ударными) и других. В 60-х года в Западной Европе и Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелесе) возник так называемый психоделический рок: сложная, экспрессивная музыка, связанная с употреблением наркотических средств (психоделиков) как слушателями, так и музыкантами. Психоделический рок со временем стал имитировать действие галлюциногенов. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты.

Американские коллективы Possessed, Morbid, Angel Acheron, Deicide известны откровенной антихристианской и сатанинской направленностью текстов, группы используют соответствующую символику (перевёрнутые крест, пентаграмма, «число зверя» и др). Суть таких экзерсисов разнообразна: от эпатажа и пиара у Possessed и Morbid Angel до погружения в культ Люцифера и антихристианскую риторику у Acheron и Deicide.

Анатолий Артюх в своей статье «Православный рок — вымысел врагов Церкви» приводит некоторые из высказываний современных западных рок-музыкантов.

«Я, Джин Симмонс (басист группы «Кисс» — Ред.) — бог рок-музыки. Тот, кто топчет лицо Земли. Тот, кем пугают ваших детей».

«Рок-концерты — это современные церкви» (Крэйг Чаквико, гитарист «Джефферсон Эйрплэйн»).

«Секс, наркотики, рок-н-ролл — это не просто лозунг, это образ жизни… Рок — это полное прославление физических инстинктов» (Тэд Ньюджент, «Роллинг Стоун»).

«Рок-музыка — это секс. Жёсткий ритм соответствует ритмам тела» (Фрэнк Заппа, «Mothers of Invention»).

Такой рок, безусловно, можно назвать вредным для души хотя бы потому, что он передает эмоции, страсти своих исполнителей, которые могут касаться слушателей.

И не случайно апостол Павел пишет в своем послании к Колоссянам так: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,  за которые гнев Божий грядет на сынов противления (Кол. 3:5-6)».

Возможен ли православный рок?

В Русской Православной Церкви идет жесточайшая полемика по поводу отношения к рок-музыке. Большинство экспертов (в том числе М.М. Дунаев, протоиерей Максим Козлов, Григорий Седых, иеромонах Адриан (Пашин) и др.) считают ее негативным явлением.

Другие (игумен Сергий (Рыбалко), протоиереи Сергий Киселёв и Олег Скобля, диакон Андрей Кураев, координатор СПБратств РПЦ Юрий Агещев и др.) говорят о том, что рок-музыка может быть проводником православных и нравственных ценностей.

Вячеслав Бутусов.jpg Русский рок может быть проводником православных и нравственных ценностей. Основатель группы «Наутилус Пампилиус» Вячеслав Бутусов 

Известно множество примеров вовлечения воцерковленной молодежи в данное направление, проповедей священнослужителей со сцен на рок-концертах, байк-фестивалях, организация собственных рок-групп православной молодежью: «E.T.C.», «Asteroid», «Steel Fade» и множество других.

М.М. Дунаев .png

М.М. Дунаев в книге «Преступление перед будущим» возможность проповеди православия в среде "рокеров" не отрицает, но видит ее не в том, чтобы разговаривать с публикой на ее языке, опускаясь "до бесовского уровня", а в том, чтобы "поднимать упавших до подлинных высот культуры".

Но в чем опасность рока даже высокого уровня? Это страстность и «душевность» такой музыки, воздействующей на чувства.

Иеромонах Адриан (Пашин) в одной из своих статей пишет: «Всякая музыка душевна. Даже когда замечательный церковный хор исполняет песнопения партесные, все равно присутствует некая душевность, некая, так сказать, страстность в той или иной степени, в меньшей, конечно же, чем во многих других произведениях музыкального искусства. Вот почему древние русские гласы, перешедшие к нам из Византии, особенно знаменный распев, как можно более отделяются от этой страстной человеческой природы. Ну а уж что касается рок-музыки, то это, конечно, разрушительное явление XX века»[2].

Позитивная черта рок-музыки: фанат или рок-музыкант на пути своего становления искренен.

Юрий Шевчук.png Многие рок-группы и музыканты имеют проблемы в отношениях с государственными структурами. Юрий Шевчук и «ДДТ» - не исключение 

На наш взгляд, это действительно так, можно проследить тенденцию рок-музыкантов говорить искренне, то, что они думают, а не то, чего от них требуют. По этой причине многие рок-группы имели и имеют проблемы в отношениях с чиновниками и государственными структурами.

А. Артюх считает, что «…самая большая опасность рока заключена не в его внутреннем содержании, а в его попытках проникнуть в Церковь»[3]. «В самом понятии - «православный рок» есть опасность обмирщения Православной Церкви. Ничего плохого нет в том, что священник идёт проповедовать на рок-концерт или дискотеку. Если на сцену выходит священник в облачении, а не в клёпаной кожаной куртке и говорит не о пиве, а о Христе - это апостольская миссия. Но если священник уже не в облачении, а в рок прикиде берёт гитару или микрофон, лихо втыкает шнур и начинает петь про «любовь к ближним», то это уже антимиссия»[4].

Так же он говорит, что сама рок-музыка является бесовской по происхождению: «Главная опасность рока в том, что это духовная музыка, но духи, которые её наполняют, это падшие ангелы - бесы».[5]

Еще одна яркая личность в борьбе с «оцерковлением» рок-музыки - Григорий Седых в своей статье «Рок-группа на клиросе?» размышляет о проповеди православия на рок концертах: «Современная «рок-проповедь» обращена, как декларируется ее сторонниками, к тем, кто от Церкви еще очень и очень далек. К тем, для кого христианство и Церковь — это как бы другая планета. По мысли отца Сергия Рыбалко и его единомышленников, рок-площадка — вполне подходящее для такой проповеди место. А поклонники рока — очень подходящая аудитория. На первый взгляд, в этом есть своя логика: думающий молодой человек, услышав живое слово священнослужителя, может заинтересоваться услышанным, а в перспективе — обратиться к Богу и прийти в Церковь. И, как свидетельствуют сторонники отца Сергия, многие молодые люди приходят ко Христу благодаря року и той проповеди, которую они услышали на рок-концерте… Но даже если таковое и происходит, встает вопрос: прочен ли фундамент (курсив мой), на котором сегодня созидается подобное обращение к Богу?»[6]

Как видно из цитаты, автор заботится о «почве», «фундаменте», говоря о прочности веры в Бога вновь пришедших христиан. Но вспомним Евангельскую притчу о сеятеле: «И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!» Разве Господь не предупредил нас, что «фундамент» каждого человека различен. И Слово Божие принесет свои плоды далеко не в каждом из людей.

Далее Г. Седых затрагивает тему языка известных нам проповедников (речь идет о миссионерах на рок-сцене), говоря: «Язык проповеди — это язык Священного Писания. Но никогда еще в истории Православной Церкви язык музыкальной культуры, тем более субкультуры, не объявлялся «языком христианской миссии»[7].

В качестве контраргумента можно привести слова апостола Павла: «…для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых 1 Кор. (9:18-22)».

Безусловно, и в русском роке есть группы, которые оказывают негативное духовное влияние на своих фанатов, этот рок достоин осуждения. Но далеко не весь русский рок таков.

Эту мысль подтверждает Юрий Агащев в своей статье «Рок-миссия и ее "критика"», говоря: «Рок, конечно, может вести (и привести), не только к Богу, но и к суициду и к погибели души. Грань здесь весьма тонка. Но сие не повод, отцам "ревнителям" огульно очернять и "все и вся" и навешивать ярлыки на весь рок в целом!»[8]

Отец Сергий (Рыбко) заявляет: «Никакого противоречия между религией и рок-музыкой нет; вся моя жизнь об этом свидетельствует».

Отец Сергий открыл на своем приходе рок-клуб, где регулярно проходят выступления начинающих рок-групп.

Отец Сергий и отец Андрей Кураев сотрудничали с представителями русского рока: Константином Кинчевым («Алиса»), Юрием Шевчуком («ДДТ»), Борисом Гребенщиковым («Аквариум»), Вячеславом Бутусовым («Наутилус Помпилиус») и другими.

Проповедь в среде думающей рок-молодежи приносит свои плоды. И это не может быть негативным явлением.

В подтверждении можно привести слова Святейшего Патриарха Кирилла: "Мы убедились в том, что слово Церкви, вдохновенная христианская проповедь, если она разумно построена, изложена живым и понятным языком, уместна и в концертном зале, и на открытии спортивных состязаний"[9].

Продолжение следует…




[9] Что общего между Рок-музыкой и Православием? http://mlado.org/modules/myarticles/print_storyid_19.html