Как вера влияет на стратегии трудового поведения современной православной молодежи?

Современный рынок труда отличается нестабильностью в связи с ростом безработицы, уходом многих зарубежных компаний, цифровизацией. Можно наблюдать массовые сокращения, переход на «дистанционку», стартовавшие с COVID-19. 

Дарья Трифанцева.png
Дарья Трифанцева

Каково отношение православной молодежи к труду? Как трансформируются ее трудовые стратегии? На эти вопросы дала ответы выпускница факультета социальных наук ПСТГУ Дарья Трифанцева в исследовании «Влияние православной трудовой этики на стратегии трудового поведения современной православной молодежи».

Столпы православной трудовой этики

Православная этика труда опирается на основы христианской морали, помогая направить труд человека на служение Богу и людям, его самосовершенствование и воспитание души. Базовые ценности православной трудовой этики говорят об исполнении Евангельских заповедей: спасение человека является главной целью человеческой жизни. Предпочтение отдается богоугодному, общественно полезному и значимому делу, которое раскрывает человеческий талант. Действие человека и воля Божия должны быть сонаправлены. 

В отличие от протестантской этики, о которой писал Максимилиан Вебер, православная определяет качество жизни человека не материальным достатком, а внутренним ощущением «полноты». Богатство рассматривается не как самоцель, а как инструмент служения для созидания достойной жизни человека и других людей. Богатство – это своего рода испытание, когда человек должен нести еще большую ответственность и не впадать в греховное состояние. 

Исследователь И.В. Забаев говорит о том, что смысл труда состоит в избегании праздности – времени, проведенном без трудовой деятельности – и соотношении своих действий с волей Божией. 

Он уделяет много внимания смирению – важнейшей добродетели, которая связывает все категории православной трудовой этики воедино. Эксперт приводит несколько типов смирения, которые должны быть присущи верующему человеку. 

Первый тип – это послушание, подчинение – например, безропотное выполнение поручений начальства. Второй – кротость и умиротворение – для начала хотя бы просто: не злись. Так приобретается мирное расположение к коллегам, вырабатывается способность встать на место другого человека. И последний тип – «героический», принятие воли Божией, следование призванию. 

С другой стороны, человек может выполнять в силу жизненной необходимости и работу, которая не близка ему, тренируя тем самым свое смирение. А именно за такое смирение подаются человеку духовные дары. Поэтому часто на Афоне, когда в монастырь приходит кто-то новенький, у него расспрашивают, какую работу человек любит, а какую нет, и ставят его именно на те послушания, которые ему менее всего симпатичны…

Смирение помогает избегать конфликтных отношений, адекватно оценивать свои способности и достижения, признавать ошибки, недостатки, пробелы в знаниях. Предполагает самоотвержение. Делает нас открытыми новым идеям, советам, а главное всепреодолевающей и помогающей благодати Божией. 

Отличительной чертой христианской этики труда является соборность – нравственный союз верующих людей, которые действуют сообща, решая в том числе бытовые нужды каждого. 

Деньги – не главное: мотивация к труду православной молодежи

Рабочее совещание.jpg

Сегодня российское общество столкнулось с серьезными проблемами, такими как: массовые сокращения, нестабильность бизнеса, перевод работников на удаленную работу, повышение цен, рост бедности. Как же ведет себя молодежь в условиях неопределенности, в которых могут потерять уверенность даже люди с жизненным опытом? Это удалось выяснить в ходе социологического исследования.

Исследование проходило в два этапа: в ноябре 2019 года были проведены фокус-группы, в марте 2020 года – онлайн-опрос, в котором приняли участие 218 православных молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет. Были определены элементы трудового поведения православной молодежи: поступки на рабочем месте, способы достижения профессиональных целей. 

В фокус-группах было выявлено, что православная молодежь стремится обеспечивать себя финансово, чаще всего в университете с начальных курсов или с 10-11 класса – только 30% опрошенных получают финансовую помощь от родителей. Наблюдается множественная смена занятости – это не одна постоянная работа, как было в советское время. Такие частые переходы обуславливаются учебной занятостью, семейными обстоятельствами, пониманием того, что работа не удовлетворяет интереса к жизни, не приносит финансовой независимости.

Тенденции современной занятости повлияли и на православную молодежь – многие респонденты вовлечены в неформальный сектор экономики. Православная молодежь выбирает гибкий график, удалённую занятость (фриланс), что позволяет совмещать работу с учебой или несколько работ. Особенно ярко это проявляется у девушек и женщин, когда приходится совмещать семейную и трудовую сферы. 

Трудовая деятельность на начальном этапе выбирается в форме стажировок, подработок, неполного рабочего дня. В последующем многие молодые люди устраиваются работать по специальности.

При выборе работы православная молодежь ориентируется на совокупность таких факторов как коллектив, материальный достаток, честное выполнение своих обязанностей и ответственность со стороны начальства, местоположение. Среди факторов мотивации молодежь называла: интерес, раскрытие творческого потенциала, стабильную занятость, социально значимое занятие, уровень дохода. 

Самыми часто выбираемыми были три вида мотивации. На первом месте получение удовольствия от трудового процесса, работа, вызывающая интерес. Как правило на первоначальном этапе это было просто хобби, которое затем переросло в сферу оплачиваемой занятости. На втором месте – развитие творческих навыков. Третьей мотивацией выступает финансовый интерес, однако на первый план он выходит только тогда, когда жизненная ситуация не оставляет выбора. Респонденты отмечали, что полученных денег должно хватать не только на базовые нужды, у людей должны быть накопления.   

Респонденты рассуждали об удачном и неудачном трудовом опыте. Удачный опыт состоит, в частности, в помощи другим людям, а под неудачным рассматривается несправедливое отношение, недопонимание и принижение достоинств человека со стороны начальства и коллег. Также неудачной считалась работа, когда ее единственной мотивацией было денежное вознаграждение. 

Не зарывай талант в землю и век учись – трудовые стратегии православной молодежи

На основе исследования можно выделить несколько трудовых стратегий:

1. Рациональная стратегия – ответственный выбор университета и последующей трудовой занятости, активное прохождение стажировок. Человек получает на работе опыт, ответственно подходит к образованию и приобретает необходимые для профессии навыки.  

2. Стратегия творческого потенциала – трудовая занятость рассматривается в контексте реализации заложенного Богом таланта. Работа при этом носит творческий характер и не является рутинной.

3. Стратегия совмещения с семейной жизнью – работа не является самоцелью, а рассматривается как способ обеспечения потребностей семьи.

4. Стратегия "ускорения" от трудовой деятельности – избегание работы, безответственное отношение к профессиональной сфере. Респонденты стремятся к красивой жизни и пассивному доходу. Эта стратегия характерна для инфантильных лиц.

5. Стратегия предпринимательства – молодежь обращает на нее внимание уже после того, как кто-то из близкого окружения ее выбрал. Согласно качественному исследованию, у православной молодежи в основном нет собственного бизнеса. Но на количественном этапе выяснилось, что почти половина опрошенных (48%) в ближайшие 5 лет хотела бы заниматься предпринимательской деятельностью. 

6. Стратегия гедонистического интереса – трудовой процесс приносит удовольствие, интересное занятие становится «оплачиваемым хобби».

7. Стратегия собственной значимости – реализация внутреннего призвания, ощущение собственной значимости как специалиста, способного оказать помощь людям.

7. Стратегия стабильной занятости со стандартным пакетом труда. 

8. Стратегия материального достатка. 

9. Стратегия престижной занятости. 

10. Стратегия самообеспечения – работа, которая подразумевает достижение финансовой независимости от родителей.

Чаще всего православная молодежь выбирает стратегии профессионального роста (раскрытие таланта), творческую (инновационную) и гедонистическую. 

Непрерывная связь поколений

Видя перед глазами пример трудолюбивых бабушек, дедушек, родителей, респонденты отвечают, что не представляют другого пути как заниматься трудовой деятельностью. Бабушки, дедушки, родители – наиболее влиятельные агенты социализации. Респонденты отмечают также друзей, которые построили свой бизнес и отдавали ему все свободное время.

Принципы, которые прививались в детском возрасте, в большинстве случаев касались самообеспечения. С детства внушалась мысль о том, что молодые люди и девушки не должны жить за счёт родителей. Некоторые рекомендации восходят к апостольским, например: «кто не работает, тот не ест» (ср. 2 Сол. 3:10). Таким образом, происходит преемственность опыта старшего поколения. Однако стоит отметить расхождение с традиционным представлением о соработничестве, характерным для православной культуры, как впрочем, сохраняющиеся и при советской власти. У современной православной молодежи больше индивидуализма в трудовом поведении. 

Кроткие, отзывчивые и ответственные: православные молодые люди на работе

Молодые.jpg

Важнейшие принципы христианской морали не являются для верующих молодых людей пустым звуком – они стараются следовать Евангельским заповедям в том числе на своем рабочем месте. Например, большая часть опрошенных (93%) пожертвует своим личным временем, чтобы помочь коллеге выполнить то или иное поручение.

Наиболее ярко выделяется у респондентов такой тип смирения, как "принятие образа действий другого". Представители православной молодежи становятся чуткими к коллегам, способными слышать другого. Когда респонденты описывали элементы смирения в своих внутренних ощущениях, то большая часть отмечала, что рада тому, что есть на данный момент. То есть православная молодежь тяготеет к тому, чтобы не переоценивать свои достижения, не унывать, поступательно продвигаться в своем профессиональном направлении.

Стремление к справедливому отношению на рабочем месте прослеживается в ответах на вопрос о воровстве на рабочем месте. Оно, по мнению наших респондентов, неприемлемым и заслуживает порицания. 

Отличительными чертами православной молодежи в трудовом поведении являются:

1) Особенно ответственное выполнение порученных дел во всей трудовой активности. 

2) Отсутствие жесткого планирования трудовой деятельности, чтобы не ограничивать Промысл Божий. Учет рекомендаций, испрашивание благословений у родителей и духовника. 

3) Следование христианским ценностям: оказание помощи ближнему, борьба со страстями (ленью, злобой, завистью и прочими) при помощи молитвы и поста, смирение. К молитве прибегают при принятии важного решения, призывают на помощь Господа, Божию Матерь, святых в разных, прежде всего сложных, рабочих ситуациях. 

3) Обращение к совести – нравственному регулятору трудовой деятельности, что позволяет понять, правильно ли выполняется работа. 

4) Обеспечение не только собственных нужд, но и нужд старших родственников;

5) Работа для духовного блага – духовный труд понимается как специфический вид труда, выполняющий полезную функцию для души.

Изучая современные тенденции, мы увидели изменение в трудовой деятельности православной молодежи такой отличительной черты как коллективизм на приоритет индивидуализма. Ребята делают ставку на собственные силы, максимальные достижения в труде, инициативность. Мы видим, что отношения иерархичны, как есть иерархия «Бог-человек», так есть иерархия и в человеческих отношениях «родители-дети», «муж-жена», «начальник-подчиненный». 

Однако в связи с изменением форм труда, систем занятости и появлением в последние десятилетия приоритетов на самореализацию в трудовой деятельности, целостная иерархия дает сбои, а это чревато искушениями. Хорошие начальники вырастают из хороших подчиненных, и благодать Божия сходит по богоустановленную иерархию человеческих взаимоотношений.