Мое тело – мое дело? О телесных практиках православных христиан

Ларина Мария
Ларина Мария

Как относится Церковь к ЭКО и суррогатному материнству? Можно ли православным девушкам и юношам заботиться о красоте своего тела или же достаточно красоты душевной? 

Ответы на эти и другие вопросы предлагаем в исследовании Марии Лариной «Отношение к телу и телесные практики современной православной молодежи», выполненном на факультете социальных наук ПСТГУ.

У Причастия.jpg

Православие и биотехнологии

Русская Православная Церковь защищает человеческое тело с момента зачатия, когда душа приходит в этот мир, и до момента смерти. Каждая личность представляет собой ценность, в этом смысле отношение к телу в христианстве носит сакральный характер. Недаром тело называют «храмом Святаго Духа», внешней оболочкой души. По той же причине недопустимо использовать тело для купли-продажи, проводить различные опасные манипуляции с ним (кардинально переделывать свой внешний облик, уродовать, подвергать тело необдуманной опасности). 

В Основах социальной концепции РПЦ учтены многие современные тенденции и технологии в области лечения и изменения человеческого тела, дана их оценка. 

Отдельный параграф концепции посвящен вопросам биотехнологий. В нем отмечается, что скорость совершенствования технологий биомедицины обгоняет понимание порождаемых ими духовно-нравственных проблем и итогов для общества. 

Концепция осуждает использование абортивных методов контрацепции, трактуя их применение как целенаправленное убийство собственного ребенка. Применение средств неабортивной контрацепции супругами православная церковь не запрещает, но и не приветствует.

В данном документе дается нравственная оценка процедуры ЭКО (экстракорпорального оплодотворения, то есть искусственного оплодотворения вне тела). Если супруг(а) бесплоден(на) и лечение не приносит результатов, то разрешается только оплодотворение половыми клетками мужа, запрещено пользоваться клетками третьей стороны. Использование чужих половых клеток предполагает вмешательство третьих лиц в брак как благословленный Церковью союз мужчины и женщины. Церковь осуждает и все формы экстракорпорального оплодотворения, при которых происходит заготовка и гибель эмбрионов.

Церковь выступает против применения методов фетальной хирургии, базирующейся «на использовании тканей и органов человеческих зародышей, абортированных» на различных фазах внутриутробного развития с целью лечения заболеваний и омоложения. 

Суррогатное материнство (вынашивание оплодотворенной яйцеклетки «исполнительницей», которая после рождения ребенка отдает его «заказчикам»), также строго запрещено, так как: 1) в большинстве случаев осуществляется на коммерческой основе; 2) предполагает вмешательство третьей стороны в семейные отношения; 3) нарушает священную и нерушимую связь матери и ребенка. 

Связь матери и ребенка, которая начинается в момент зачатия, Церковь считает священной.pngСвязь матери и ребенка, которая начинается в момент зачатия, Церковь считает священной

Церковь допускает использование генной терапии при наличии разрешения пациента и по врачебным показаниям. Генетическая идентификация (так называемый наследственный «паспорт» со списком возможных генетических заболеваний) может быть полезен, поскольку открывает возможность для предупреждения болезней. Но полученная информация не должна использоваться для изменения генома человека, а также для его клонирования, поскольку право на это имеет только Творец.

Клонирование человека нарушит такую характеристику Образа Божьего, как индивидуальность, перевернет кровные отношения людей и породит множество нравственно-этических проблем.

Церковь не оставляет без внимания и проблему трансплантологии, подчеркивая недопустимость отношения к человеческим органам как к объектам купли/ продажи. При этом она не запрещает практику трансплантации органов от живого или умершего донора к реципиенту в случае данного им согласия, а также полной информированности первого о возможных последствиях. 

РПЦ строго запрещает использование эвтаназии – сознательного умерщвления страдающих и тяжело больных людей – приравнивая ее к убийству или самоубийству в зависимости от того, кто принимает решение о ее применении. Самовольно ушедших людей не отпевают в Церкви (исключением являются психическое заболевание, в таком случае человек не отдает себе отчет в своих действиях и решениях). 

Церковь запрещает смену пола, а желание изменить свою половую принадлежность трактует как вызов Богу, поскольку только Он может определить половую принадлежность человека. По той же причине осуждаются однополые отношения – они противоестественны и не соответствуют замыслу Творца. В Священном Писании неоднократно указывается на мерзость подобных связей (в Рим. 1:26-27; 1 Кор. 6:9-10 и в других отрывках).

Телесность – взгляд современных священников

Для того, чтобы узнать об отношении к телу современных священнослужителей, с ними были проведены девять глубинных интервью и две неформальные беседы. Священникам задавался вопрос о том, какие телесные практики они считают допустимыми, а какие – нет. Это явилось актуальным: концепция РПЦ была составлена 20 лет назад, поэтому не все открытия науки и техники последних лет нашли в ней отражение. 

На основе полученных данных была составлена таблица, где под дискуссионными практиками понимаются те, по которым нет единого мнения в РПЦ. Так, к недопустимым практикам единогласно были отнесены ЭКО, суррогатное материнство, аборт и абортивные методы контрацепции, эвтаназия, блуд и прелюбодеяние, однополые сексуальные отношения, смена пола. 

К дискуссионным практикам – по поводу допустимости которых нет единого мнения в священнической среде – относятся макияж, татуировки, услуги косметологов, пластические операции, трансплантация органов, профессиональный спорт, неабортивные способы контрацепции!!!

Яркий макияж является дискуссионной практикой.pngЯркий макияж является дискуссионной практикой

Все священнослужители сошлись на том, что тело не может быть использовано для получения прибыли, а также как объект для сексуального удовлетворения. Все отметили важность того, с какой целью христианин использует свое тело и какие сигналы подает с его помощью окружающим. Иначе говоря, не смущает ли и не соблазняет человек своим внешним видом, позой, мимикой и жестами, людей противоположного пола. 

Многие священники отмечали, что, хотя тело христианина не должно становиться поверхностью для определения его социального статуса, это становится неизбежным в потребительской культуре. 

Православному христианину приходится приспосабливаться к реалиям современного социума, чем-то жертвовать для того, чтобы функционировать в нем. Распространяется феномен демонстративного потребления, описанный Торстейном Вебленом: люди стараются купить вещи подороже, которые на самом деле не могут себе позволить, пытаясь показать свою принадлежность к высшему классу. 

В современном обществе распространен феномен демонстративного потребления.pngВ современном обществе распространен феномен демонстративного потребления

Дискуссионным оказался вопрос о допустимости использования так называемого телесного капитала. 

Под телесным капиталом, вслед за Бурдье, мы понимаем «телесную схему», проявляющуюся во внешности, осанке, манерах держаться на публике, говорить, потреблять пищу и т.д. Это ситуация, в которой молодой человек достаточно времени и внимания уделяет своей внешности, заботиться о фигуре, накапливает телесный капитал. 

Одни священники были категорически против данного феномена, указывая на большой риск духовного падения. Другие утверждали, что внешность в современном мире играет важную роль, поэтому улучшать ее можно и даже нужно. Часть респондентов не против того, чтобы христиане работали в таких профессиях, где внешность ставится на первое место (например, модельный бизнес). «Если определенные данные, которые мне дал Бог, я могу монетизировать, то почему бы и нет?» – рассуждал один из респондентов. Другие указали на опасность такой профессии для души, добавив, что есть множество полезных профессий, в которых православный христианин может себя реализовать. 

Молодое и старшее поколение священников и их понимание тела

Было выявлено различие в степени строгости отношения к телу священнослужителями разных поколений и оценке допустимости различных практик тела. 

Так, священство старшего поколения (в возрасте 55 лет и старше) склонно предъявлять больше требований к телу и телесным практикам. Для них характерны высказывания против татуировок, услуг косметологов, макияжа, пластических операций, в то время как молодые священники (до 55 лет) ничего не имели против этих процедур.

Последние также допускали возможность использования телесного капитала и его монетизацию, отмечали, что тело может быть инструментом для решения задач в земной жизни. В частности, молодые священники считают, что православные христианки могут и даже должны себя украшать. 

Молодые священники в большей мере подвержены влиянию процесса секуляризации. Они вынуждены адаптироваться к современным реалиям, лавируя между гедонизмом и аскетизмом. Кроме того, молодые священники находятся в поиске правильного подхода к молодым людям, зачастую боясь спугнуть резкими высказываниями недавно пришедших к вере молодых людей. И, наконец, клирики церкви продолжают формировать собственную систему ценностей, они учатся жить по-христиански вместе со своей паствой. Социолог Ольга Валерьевна Здоровцева полагает, что многие священники до 45 лет по существу еще не готовы стать пастырями для мирян, т.к. сами выросли в период перестройки – слома старых ценностей и формирования новых, в эпоху так называемого «ценностного вакуума».

Тело – инструмент для стяжания духовных или материальных благ?

Для выявления отношения православной молодежи к телу был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие 184 человека. В качестве возрастных границ выбран возрастной диапазон 18-35 лет, 61% респондентов женщин и 39% мужчин.

Интересно, что большинство (82%) считают себя воцерковленными, при этом регулярно посещают храм (3-4 раза в месяц и чаще 4-ех) – около 67%, 1-2 раза в месяц – 17%, редко (реже 1 раза в месяц) – 14%, никогда – 2%. 

Поскольку мы хотели узнать, оказывает ли влияние взаимодействие со священниками на отношение православной молодежи к телу, в анкету были включены вопросы, посвященные общению с клириками Церкви. При этом 39% респондентов сказали, что ходят к нескольким священникам, 37% сообщили, что у них есть духовный отец, который их наставляет, и 24% отметили, что у них нет определенного священника, к которому они обращаются. Около половины респондентов отметили, что священник обсуждает при необходимости телесные грехи во время исповеди, треть опрошенных ответили, что этого не происходит. 

Большинство (84%) имеют четкое представление о теле и его предназначении, 10% затруднились дать ответ, а 6% сказали, что не знают. Большая часть опрошенных осознает важность тела для духовной жизни человека и оценивает ее в 5 баллов, а треть молодых людей поставила оценку «3» и оценку «4». Наибольшее влияние на формирование представлений о телесности, по мнению молодежи, оказали Библия, родственники, труды святых отцов, современное искусство и литература и православные священники. 

Далее респондентам предлагалось распределить роли тела в современной культуре, выделенные современными социологами, по колонкам на допустимые/недопустимые. Большинство считают недопустимым использовать тело как средство для получения прибыли, а также как сексуальный символ. Большая часть опрошенных признает тело ресурсом и инструментом достижения целей в материальном мире, а также средство для самовыражения. 60% опрошенных уверены, что тело православного человека может быть маркером принадлежности к социальному статусу. 63% полагают, что тело не может быть полем для экспериментов, но при этом оно может быть «проектом», над которым человек должен работать (следить за фигурой, ухаживать за лицом и прочее).

Подавляющее большинство молодых людей (90%) утверждают, что телесные практики православного христианина должны быть умеренными, 8% - что должны удовлетворять все потребности организма, и только 2% - что нужно максимально ограничивать себя. 

Самыми важными для молодежи являются практики соблюдения личной гигиены, сон, пост, спорт и фитнес, т.е. телесные практики православной молодежи по большей части носят светский характер.

Приоритеты.png

Интересны ответы на вопрос о характере гастрономических практик: только 24% респондентов связали их с постом, около 45% правильно питаются для поддержания здоровья, 6,5% стремятся иметь красивую фигуру. 

Для того, чтобы узнать, какие практики оказались важнее для православной молодежи – светские или религиозные – был задан проективный вопрос – «Вы договорились о встрече с тренером по фитнесу, к которому очень трудно записаться, но совсем забыли о том, что в этот день празднуется великий церковный праздник. Как бы вы поступили в данной ситуации?». Половина респондентов ответили, что успели бы и в зал, и в церковь, 39% перенесли бы встречу с тренером и пошли бы в храм, 8% предпочли бы встречу с тренером, а 3% не смогли определиться с выбором.

Были заданы вопросы о том, какие из представленных в перечне телесных практик респонденты считают допустимыми и недопустимыми для православных, какими практиками они сами пользуются. Примерно 41% считают яркий макияж допустимой практикой, большинство (65%) не практикует его. 52% считают недопустимым наносить татуировки на тело и 76% не практикуют это. 40% считают косметические процедуры допустимыми, 32% - недопустимыми, при этом большинство (72%) не практикует их. Равное количество респондентов считают, что пластические операции допустимы, не допустимы и допустимы в определенных случаях (треть опрошенных). Около 4% православных молодых людей делали себе пластическую операцию и примерно 14% могли бы сделать в будущем. Подавляющее большинство считают смену пола недопустимой практикой.

В анкете присутствовали вопросы, посвященные самопрезентации и использованию телесного капитала молодежью. Что касается первого вопроса, большинство молодых людей (55%) ставят на аватарку (в качестве главной фотографии) в социальных сетях свое самое удачное фото. Ответы на вопрос о наиболее привлекательных профессиях показали, что православная молодежь в основном не стремится конвертировать свой телесный капитал. Топ самых популярных профессий – педагог, врач и ученый. 

Перестройка и понимание телесности молодежью

В результате анализа данных в компьютерной программе SPSS получились следующие результаты. 

Была подтверждена гипотеза: «Чем выше степень воцерковленности молодежи, тем понимание тела, отношение к нему и телесные практики оказываются ближе к христианским идеалам».

В частности, была выявлена корреляция между частотой посещения храма, участия в Таинствах, чтении Евангелия, молитв и пониманием феномена тела. 

Священники оказывают влияние на молодежь в основном посредством проповедей, но здесь существуют определенные проблемы. Большая часть респондентов редко слушает проповеди, что можно объяснить ее занятостью (учебой, работой, бытовыми вопросами). В проповедях, беседах с духовными чадами священники больше внимания уделяют духовно-нравственным проблемам, упуская из вида проблемы тела. 

Священники оказываются не главным агентом социализации, влияющим на отношение молодежи к телу. Но если молодые люди общаются с несколькими священниками, у них формируется наиболее верное отношение к телу, так как сила влияния других факторов снижается. 

Среди православной молодежи существует неоднородное понимание тела. Более молодое поколение в большей мере склонно к аскетизму. Подобный эффект могли дать учащиеся Духовных семинарий, диаконы, принявшие участие в исследовании. Это можно объяснить также тем, что молодежь в возрасте 18-26 лет выросла в период, когда закончилась перестройка, и произошло возвращение России к ценностям и традициям православия. У нее больше возможностей для воцерковления, источников информации: сейчас много Интернет-ресурсов, книг, телепередач, православных клубов и сообществ, строятся храмы и открываются воскресные школы и православные гимназии, чего не было в советское время, в перестроечный период и даже в 90-х годах прошлого века. Кроме того, у более молодого поколения родители начали жить церковной жизнью, а родители молодежи 27-35 лет выросли в СССР, когда многое было запрещено. 

Также было выявлено гендерное различие в отношении к телу. У девушек-христианок противоречивое понимание тела: с одной стороны они ассоциируют себя с ним, с другой – отчуждаются от него из-за того, что современная массовая культура и социальные медиа транслируют порой недостижимые идеалы красоты, с которыми они себя сравнивают. Поэтому девушки называют тело одновременно и тюрьмой для души и прекрасным творением Божиим. 

Тело-инструмент женщин направлен в большей степени на внешний мир (оно и ресурс для поиска супруга, и средство для самовыражения). В настоящее время женщины работают наравне с мужчинами, становятся финансово и экономически независимыми. Как отмечали некоторые современные социологи, контроль над внешностью женщин является новой формой господства в настоящее время. 

Тело для девушек – ресурс для поиска супруга, и средство для самовыражения?.pngТело для девушек – ресурс для поиска супруга и средство для самовыражения

Телесные практики молодых женщин носят светский, умеренный характер и направлены на улучшение внешнего вида (косметические процедуры, макияж, фитнес, диеты и т.д.). 

Отношение к телу воцерковленных и невоцерковленных мужчин отличается. Первая категория ориентируются в большей мере на православное вероучение в понимании тела, рассматривая тело как ресурс души для духовного совершенствования. Слабо воцерковленные мужчины ориентированы на светское мировоззрение в понимании тела, стремятся использовать его для достижения своих целей. Они готовы к улучшению тела с помощью современных технологий, телесные практики носят гедонистический характер. В целом мужчины более негативно понимают феномен тела и в большей мере склонны к крайностям в телесных практиках.

Таким образом, мировоззрение оказывает влияние на телесные практики: отношение к телу воцерковленной молодежи оказывается ближе к христианским идеалам, отношение «культурных православных» остается смешанным, т.к. они ориентируются как на светское, так и на православное мировоззрение.