Общество без героев нежизнеспособно. Кинематограф призван являть образы личностей, способных стать примерами для подражания. Предлагаем материалы исследования, выполненного на факультете социальных наук ПСТГУ «Православное кино в российском кинематографе как феномен постсекулярного общества» Евгением Каргиным, студентом, а ныне преподавателем факультета, аспирантом философского факультета МГУ.
Кинематограф является самым массовым видом искусства. От содержания кинопродукции во многом зависит картина мира его зрителей, их культурный уровень. В новейшей истории глобализация подмяла отечественный кинематограф под каток американского ширпотреба, ориентированного на рейтинги и захват внимания, демонстрируя «экшен» и спецэффекты, не говоря уже о пропаганде разврата, жестокости, насилия и т.п.
Отечественный зритель давно уже скучает по настоящим героям.
Наша отечественная культура искони отстаивает возможность подвига и активной созидательной деятельности своих героев. Об этом отечественные кинокартины последних лет: «Сталинград», «Экипаж», «Движение вверх», «Белый тигр» и многие другие.
Запрет с мая 2022 года проката голливудских фильмов в российских кинотеатрах и частичный уход с рынка нашей страны международных гигантов киноиндустрии Warner Brothers, Walt Disney и др. призван способствовать развитию отечественного кинематографа.
Фильм «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко
Вышедший в прокат 1 января 2023 года фильм «Чебурашка» Дмитрия Дьяченко стал самым кассовым в истории отечественного кинематографа (сборы составили 6,6 млрд. рублей) и превзошел даже разрекламированный «Аватар-2: Путь воды». Пусть Чебурашка и не «настоящий герой», но то, что деньги остаются в стране и идут на развитие нашей российской киноиндустрии, это уже плюс.
Впрочем, многие из отечественных кинокартин также ориентированы на коммерческий успех, выхолащивая содержание ради спецэффектов. Конечно, кинематограф – это преимущественно коммерческое предприятие, и работы, поднимающие серьезную проблематику, будут тонуть в море развлекательного кино. Но это не значит, что они обречены, что их влияние будет нивелировано. Как раз наоборот, именно такие фильмы запоминаются, к ним возвращаются, их пересматривают, цитируют и обсуждают.
К таким серьезным работам относятся фильмы, снятые православными авторами. Это уже, как признаются кинематографисты, «территория честности», – тут ты ответственен не только и не сколько перед продюсером, коллегами, аудиторией, но и в первую очередь – перед Богом.
Здесь работа режиссеров, операторов, актеров идет от содержания к подаче, – как сказано «дух творит формы», а не наоборот. Именно так возможно создать что-то принципиально новое в искусстве.
Без идеала жизнь пуста. Только ориентируясь на высокие цели, человек способен преодолевать свою лень, косность, безразличие, трусость. Но как этот внутренний поиск и подвиг показать зрителю? Это и есть вызов авторам. «О духовной жизни в кинокартинах можно рассказывать интересно, – уверены режиссеры, – если быть предельно искренним с самим собой».
Кинофестиваль «Лучезарный Ангел»
Для продвижения доброго кино на широкий экран был создан кинофестиваль «Лучезарный Ангел», который в 2023 году празднует свой 20 юбилей. В прошлом году в нем участвовали кинематографисты из 17 стран. Успешно работают десятки других православных площадок в столицах и регионах России («Радонеж», «Покров», «Вечевой колокол» и др.), сплачивая людей доброй воли, поддерживая и воодушевляя кинематографистов, устраивая праздники для зрителей.
Для многих участников фестиваля основой их кинокартин в то или иное время становится их личный духовный опыт. Так были, например, отсняты фильмы «Чудо веры» Анастасии Дадыко о ее обращении к Богу в трудный для нее период; «Государь Император Николай Второй. Возвращение» Елены Козенковой, душу которой особо тронула мироточивая икона убиенного государя; «Прочитать Евангелие ножками» Натальи Копыловой, совершившей перевернувшее ее жизнь паломничество по Святой земле, и другие.
Через кинотворчество можно делиться, в том числе и своим духовным опытом, считают режиссеры. Ты помог себе, растиражируй это, если владеешь профессией.
Режиссер Сергей Дебижев получает приз на фестивале «Лучезарный Ангел», 2022 год
Многие из режиссеров после воцерковления резко меняют вектор всей своей профессиональной деятельности. Так произошло и с Сергеем Дебижевым. Он, ранее снимавший культовые художественные фильмы такие, как «Два капитана 2», «Брат», переориентировался на документалистику о великих русских обителях, сняв замечательную картину-фреску о Соловецком Спасо-Преображенском монастыре «Святой Архипелаг».
Мы попыталась выяснить, что значит добро в представлении наших режиссеров?
Елена Козенкова ответила, что «добро – это почти что любовь… это всегда свет, это всегда Бог и это всегда преображение того человека, который делает добро, и того, кому это добро адресовано».
Анастасия Дадыко сказала: «Человек – образ Божий, и когда он соответствует своему призванию быть таковым, это и есть добро». А еще добавила: «Понимаете, Господь вдохновляет. Мир Божий, когда видишь Господа в поворотах своей судьбы, что Он тебя ведет, и ты понимаешь, что Господь тебя не оставит».
Наталья Копылова отметила, что «добро – всё, что Господь создал… это ощущается где-то в районе грудной клетки, когда что-то происходит по воле Божией».
Режиссеры также указали на такие источники вдохновения, как востребованность их творчества аудиторией, внутреннее желание и личный интерес разобраться в теме фильма.
Исполнительный директор продюсерского центра «Фронт ХХI век», актер и режиссер Алексей Рымов отметил, что его вдохновляют Церковь, молитва, чтение духовных книг. И обязательной составляющей работы называет аскетику, внутреннюю работу над собой: «Она обязательна, потому что все те внутренние болячки, греховные наклонности, что есть у человека, будут видны на экране независимо от сюжета, если ты со своими страстями не борешься. … Я не отделяю доброе от духовного. Потому что доброты без духовности не бывает, если только внешняя доброта – это не совсем доброта…».
Доброе кино создают те, кто сам над собой много работает.
А что такое доброе кино в представлении зрителей?
Во-первых, это кино, определенным образом влияющее на человека: «были злые и стали добрые. … А следующий шаг – это уже и Христа принять в идеале».
Во-вторых, отмечается, что у зрителей могут быть разные представления о благе, но так или иначе доброе кино говорит о главном и углубляет представления зрителя об области духовной жизни.
И в-третьих, доброе кино всегда православное по своей сути, но это необязательно внешне подчеркивать. Например, великий режиссер XX века Андрей Тарковский, признававшийся: «Моя задача как художника привести человека в храм», – разговаривал со зрителем яависключительно притчами. Собственно, также к слушающим Его, читающим Его Евангелие обращается и Господь.
Фестивали бывают раз в год, а потом? Вот как, например, решила проблему распространения фильма о святом Царе Николае в конце 90-х годов прошлого века режиссер Елена Козенкова: «…То, что мы сейчас называем православной видеопродукцией или православными книгами – тогда все только начиналось… фильм мы выпустили в кассете и стали распространять среди православных людей».
Несмотря на изначальную некоммерческую направленность фильма, он оказался успешно принят аудиторией: «Во-первых, фильм стал хитом, может быть потому, что тогда еще ничего не было … Во-вторых, ... это совпало с движением за прославление Царя, … с возвращением к нашим истокам, пониманием трагедии 17 года. Он рассказывал об иконе, возвращал к той России – исконной, православной России, к русской цивилизации. И, таким образом, этот фильм был очень популярен».
Однако этот же режиссер отмечает:
«Пока у нас не будет национальной идеи, не будет ни доброго кино… у нас не будет телевидения, которое бы работало на собственный народ, а не против него… Сегодня мы наблюдаем… возрождение духовности при полном отсутствии нравственности».
Кинематограф как самое влиятельное сейчас из искусств мог бы способствовать духовно-нравственному оздоровлению нашего общества, его потенциал помощи человеку в поиске смысла жизни огромен, но… На телеэкраны фильмы православных авторов попадают редко.
Режиссер Наталья Копылова отмечает, что секулярное киноискусство имеет ряд ограничений: «Телевидение – это для тех, кто пока живет еще в том мире, и телевидение для него – норма в том мире. Его надо из того мира зацепить и подтянуть, задача, чтобы он в храм пришел, и это решит все его внутренние проблемы».
Елена Козенкова: «Когда драматургия держится на африканских страстях, крови, убийстве… зритель удерживается не за счет сценарного таланта, а за счет технологий… А на самом деле сложнее научить человека чувству любви, сострадания, доброте. Можно сделать это интересным… и душа обязательно откликнется, особенно душа ребенка».
Православное кино обладает колоссальным потенциалом пробуждения интереса зрителя к духовной жизни. А значит, к жизни вечной, когда этот мир погаснет, как в конце киносеанса, будучи всего лишь демоверсией…
26.04.2024