Вы поедете на бал? Молодежные православные праздники через призму социологии

15 февраля, в праздник Сретения Господня, отмечается Всемирный день православной молодежи, по сложившейся в последние годы традиции проводятся молодежные встречи и балы. 

au-1.jpg
Мария Пучковская

Предлагаем вниманию читателей фрагмент исследования «Православный бал и его роль в удовлетворении социокультурных потребностей православной молодежи». Исследование выполнила выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Пучковская на факультете социальных наук ПСТГУ.

Сретенский бал.jpg Сретенский бал в Казани 

Сегодня Русская Православная Церковь занимает активную позицию в возрождении духовно-нравственных и культурных традиций нашего народа. Ярким подтверждением тому могут служить ежегодные Сретенские балы, которые организуются при поддержке Синодального отдела по делам молодежи РПЦ. Каждый год мероприятия проводятся в рамках Всемирного дня православной молодежи, на праздник Сретения (встречи) Господня. 

В настоящее время бальная культура вызывает неподдельный интерес исследователей, педагогов и молодежи. Бал XVIII – начала XX вв. считался неотъемлемой частью светского быта, практикой повседневной жизни аристократии, одним из важнейших обязательных элементов дворянского мироустройства. 

Согласно определению толкового словаря русского языка, бал – это «большой танцевальный вечер»[1], включающий в себя не только танцы, но и ужин, различные сопутствующие развлечения и просто общение. Балы формировали культуру досугового времяпрепровождения. 

Балы как культурное явление принадлежат европейской традиции. В Российскую империю эти вечера привнес Петр I, допетровская Россия балов не знала. 

Развлекательная, эстетическая и художественная функции бала не являются исчерпывающими его характеристиками, хотя и отражают внешнюю сторону явления. Бал традиционно выступал в качестве пространства коммуникации, которое, как отмечал исследователь Ю.М. Лотман, противостояло службе и семейной жизни. Именно на балу «реализовывалась общественная жизнь дворянина… бал – область непринужденного общения, светского отдыха, место, где границы служебной иерархии ослаблялись»[2].

Бал выступал инструментом социальной стратификации. Первоначально балы были характерны только для дворянской среды, но с течением времени бальная культура вышла за пределы столичной и дворянской, проникла в провинцию и захватила другие социальные слои общества.

Отметим также, что танец как феномен человеческой культуры имеет коммуникативное и социальное значение. Элементы танца можно рассматривать в качестве социокультурных посланий, самовыражения личности. Жест, движение, танец являют собой некий праязык коммуникаций, который возник до появления письменной речи и музыки.

Сретение. Самая главная встреча в жизни человека. Монтаж Виктории Шурпо 

Стоит отметить, что бал не прекратил своё существование в XIX веке, его история продолжается и сегодня. Этот феномен присутствует в культурной памяти людей в качестве балов выпускников, художественной интеллигенции, потомков дворянских родов, а также в среде православной молодежи. 

Последнее особенно актуально: в настоящее время православному человеку довольно сложно организовать досуг исходя из своих духовных и социальных потребностей и интересов. А для молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами личностной самореализации и социокультурной интеграции. 

Таким образом, православный бал представляет собой один из социальных институтов досуга, способных удовлетворять социокультурные потребности личности.

А что такое социальные потребности? Это прежде всего потребности в живом общении, самореализации, альтруизме, свободе, в дружбе, в одобрении... Основным источником удовлетворения социальных потребностей является деятельность. 

Культурные потребности затрагивают образование, постижение художественных смыслов и ценностей современной культуры, духовно-нравственное развитие личности. 

Явление православного бала позволяет объединить данные две области воедино. Поэтому изучение роли православного бала в удовлетворении социокультурных потребностей православной молодежи представляется нам актуальным. 

Ваш первый бал… 

Наше исследование состояло из двух этапов – на первом, качественном этапе проводились интервью с хореографами по бальным танцам и педагогами по этикету. В рамках количественного этапа опрашивались молодые люди и девушки, участники тематических групп ВКонтакте («Весенний Молодежный бал», «Студенческий бал ПСТГУ», «Сретенский бал» и другие). Количество участников данных сообществ варьировалось от 120 до 3500 подписчиков. Всего в исследовании приняли участие 115 молодых людей и девушек в возрасте от 18 до 35 лет с высоким уровнем воцерковленности. Уровень их воцерковленности рассчитывался по индексу В.Ф. Чесноковой, основанному на пяти показателях: частоте посещения храма, участия в Таинствах Исповеди и Причастия, частоте чтения Евангелия, молитв и качестве соблюдения постов.

11.jpgСтуденческий бал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) 

В ходе качественного этапа исследования выяснилось, что православный бал является механизмом, влияющим на процесс удовлетворения социокультурных потребностей православной молодёжи. Православный бал представляет собой коммуникативную практику, направленную на передачу и прием социально значимой информации. Социальная коммуникация на балах представляет собой процесс расшифровки знаков (слов, жестов, поз, мимики, поведения участников), прочтения их значений.

На этапе количественного исследования задавался открытый вопрос о сущности православного бала («Дайте, пожалуйста, определение балу православной молодежи»). 

Ответы респондентов были разбиты на 13 групп в соответствии с данными ими определениями:

1.   Характеристики бала православной молодежи были даны через имена прилагательные. Молодые люди описывали православный бал как уютный, возвышенный, целомудренный, нравственный, правильный, душевный, утонченный, романтичный.

2.   Бал описывался как возможность объединения схожих по духу и мировоззрению людей («Бал православной молодежи – возможность провести танцевальный досуг в кругу единоверцев», «встреча единомышленников»).

3.   Бал православной молодежи рассматривался как досуговое мероприятие («Альтернативное мероприятие достойного досуга для православной молодежи», «благочестивый культурный досуг»).

4.   Бал – это, прежде всего, новые знакомства («Событие для желающих завести новые знакомства», «творческое мероприятие, способствующее самовыражению, знакомству и общению молодых людей»).

5.   Бал способствует сохранению традиций русской культуры и приобщению к истории своей страны («Православный бал – это возрождение русских традиций»).

6.   Бал – это мероприятие, приуроченное к церковному празднику или историческому событию («Отличное празднование дня молодёжи в кругу прекрасных друзей»).

7.   Мероприятие, организованное православными структурами.

8.   Мероприятие, способствующее интеграции молодежи.

9.   Мероприятие, способствующее повышению уровня культуры современной молодежи («Возможность общения и времяпрепровождения на высоком нравственном, культурном и эстетическом уровне»).

10.   Мероприятие, способное перенести в прошлое, в другую эпоху («Бал – это живая музыка прошлого»).

11.   Мероприятие, ориентированное на будущее и настоящее.

12.   Мероприятие, позволяющее по-новому взглянуть на себя и других («И себя показать, и других посмотреть»).

13.   Танцы («Бал, он и есть бал – классические танцы под прекрасную музыку и очаровательные дамы и кавалеры кружатся по паркету в танце»).

Высокий бал 

В ходе опроса оценивалась степень удовлетворенности молодыми людьми функциями бала (потребность в общении, организации досуга, культурная социализация, миссионерская функция и др.).

52% опрошенных считают, что бал православной молодежи в полной мере удовлетворяет потребность в общении с единомышленниками, единоверцами, людьми, которые близки друг другу по духу, по вере. 

Коммуникативная функция православных балов позволяет участникам вступать в устойчивые межличностные отношения: атмосфера бала формирует основу эмоциональной привязанности, единства ценностных ориентаций. 

Подавляющее большинство респондентов (70%) удовлетворены досуговой функцией бала. 

59% опрошенных удовлетворены в полной мере выполнением функции культурной социализации. Отмечалось, что особое значение имеет этап подготовки и проведения православного бала (лекции по истории бальной культуры, бальному этикету, истории костюмов и созданию причесок, уроки танцев). Подобного рода занятия способствуют «погружению в тему». Проводниками в данном процессе являются хореографы, педагоги этикета и истории бальной культуры.

21.jpgПодготовка к Московскому Сретенскому балу православной молодежи 

Одной из главных целей проведения православных балов является нравственное воспитание молодого поколения через культуру исторического танца, искусство общения. 38% респондентов удовлетворены в полной мере выполнением воспитательной функции бала.

Миссионерская функция характеризуется тем, что бал способствует «созданию положительного образа православного человека». На балы приглашаются священнослужители, организаторы, как правило, сосредоточены на задаче привнесения нравственных ценностей в сценарий праздников. 

33% опрошенных скорее удовлетворены, чем не удовлетворены выполнением миссионерской функции, которая на самом деле не является явной, но напрямую связана с социальной активностью современной православной молодежи. 

Большинство молодых людей (62%) оценили уровень социальной активности современной православной молодежи как средний. 

Православный бал выступает транслятором образцов поведения, ценностей и социальных норм. Общение на балах в большей степени регулируется нормами бального и общечеловеческого этикета, отточенностью танцевальных движений, высокими требованиями к костюмам. 

Треть опрошенных скорее удовлетворена выполнением функции регуляции поведения православным балом.

31.jpgБал православной молодежи в Воскресенске, 2020 год 

Почти 90% опрошенных респондентов полагают, что проведение балов православной молодежи определенно способствует укреплению норм нравственности в обществе. 

Самыми популярными мотивами посещения православного бала стали: возможность заняться танцами, получение новых впечатлений, приобщение к искусству и общение. А наименее важным мотивом оказался поиск второй половинки – только 16% опрошенных выбрали этот вариант ответа.

Таким образом, красивый и хорошо организованный бал не только помогает удовлетворению социокультурных потребностей православной молодежи, но и способствует повышению духовно-нравственной культуры личности.



[1] Словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1978. C. 35
[2] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства / под ред. Ю.М. Лотмана. - СПб.: Искусство, 1994. С. 120