Виктор Волохов: «Богородица спасла Россию»

Волохов Виктор
Волохов Виктор

Сегодня, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, предлагаем воспоминания Виктора Николаевича Волохова – почетного работника правоохранительных органов Москвы, советника города Москвы I класса, человека, который в трагические октябрьские дни 1993 года привез чудотворную Владимирскую икону из Третьяковской галереи Святейшему Патриарху Алексию II…

Спаси и утверди православие молитвами к Сыну Твоему!

Владимирская икона Божией Матери Владимирская икона .jpgОсобое место в истории муниципальной милиции Москвы и в моей жизни занимают события осени 1993 г., поставившие нашу страну на край пропасти гражданской войны. 

21 сентября 1993 г. Борис Ельцин подписал Указ № 1400, в соответствии с которым Верховный Совет и съезд народных депутатов Российской Федерации распускались. Прекращалось осуществление ими законодательной, распорядительной и контрольной функций. Всем уровням власти предписывалось руководствоваться только указами Президента и распоряжениями Правительства. 

Руководство Верховного Совета Российской Федерации решило сопротивляться. Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов подписал постановление об отрешении Б.Н. Ельцина от должности Президента России. Исполняющим обязанности президента был избран А.В. Руцкой. Вокруг Белого дома, где располагался Верховный Совет, стали собираться его защитники. Сторонники Ельцина сконцентрировались в здании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). На крыше гостиницы «Мир», напротив Белого дома, они установили громкоговоритель, откуда постоянно шли сообщения и раздавались угрозы неминуемой и суровой расплаты с защитниками Верховного Совета. К Белому дому были стянуты значительные силы спецназа, подразделений МВД. Напряженность в столице с каждым часом нарастала.

Я постоянно получал информацию от автопатрулей муниципальной милиции о скоплениях людей на улицах города, о их настроениях. Меня предупреждали о том, что Москва постепенно превращается в бочку с порохом и от любой искры может произойти взрыв огромной силы.

Моя задача, в то время командира муниципального милицейского подразделения, была не дать вовлечь своих сотрудников в разгорающийся конфликт, не пойти против своих сограждан. Команд «сверху» мы получали предостаточно, и возможностей попасть в мясорубку истории было немало. 

1993 год. Москва 1993 год. Москва.jpgТелефон в кабинете на Баррикадной улице много раз связывал меня не только с прямыми начальниками с Петровки и Житной, но и с теми, кто был тогда в Белом доме – Панкратовым, Огородниковым, Руцким, Дунаевым. Постоянно шли команды: подбросить бойцов на тот или иной напряженный участок. 

Однажды ночью – а у нас тогда было казарменное положение, то есть мы находились безвыездно на рабочем месте, – мне позвонили коллеги из Краснопресненского УВД и попросили срочной помощи. А случилось вот что: группа неустановленных лиц напала на забаррикадированную дежурную часть и попыталась изъять оружие и боеприпасы. Не задумываясь, я направил резерв на помощь коллегам. Успели мы вовремя.

Вспоминая те события, я с большим удовлетворением отмечаю, что ни один мой сотрудник не выпустил ни одной пули в сторону своих сограждан.

Встреча В.Н. Волоховым Святейшего Алексия II.png Встреча В.Н. Волоховым Святейшего Патриарха Алексия II

Но особое чувство пронизывает меня в связи с выполнением поручения Святейшего Патриарха Алексия II.

Остро чувствуя напряженность того времени, Патриарх горячо молился, просил Господа Бога не допустить гражданской войны. Обращаясь к противоборствующим сторонам, он призывал всех – и кто находился в Белом доме, и кто собрался вокруг него – к примирению.

Однако слова Патриарха не были услышаны. В час ночи 4 октября Борис Ельцин приехал в Министерство обороны и поставил перед военными боевую задачу – штурмовать Белый дом. К рассвету к зданию были подтянуты 185 единиц боевой техники Кантемировской танковой и Таманской мотострелковой дивизий. Страшное кровопролитие становилось неизбежным. 

Развязка наступила около 7 часов утра: по защитникам баррикад, которые окружали по периметру все здание, был открыт автоматный огонь. В 10 часов начался обстрел из орудий тяжелых танков Т-80. Огонь велся с расстояния 500 метров. Танки стояли в линию п3оперек Калининского моста и вдоль набережной Москвы-реки.

1993 год. Москва .jpg

В эти трагические минуты со мной связались начальник Государственно-правового управления мэрии Москвы С.Е. Донцов, а затем Патриарх Алексий II. Патриарх попросил меня привезти Владимирскую икону Божией Матери из Третьяковской галереи в Богоявленский собор в Елохове, чтобы там провести молебен о мире и согласии. Для того чтобы лучше представить цель и смысл этой акции, позволю себе более обстоятельно рассказать о самой иконе…

Защитница земли русской, русского народа

Этот исторический экскурс, по моему глубокому убеждению, крайне важен в наше непростое время, полное общественных противоречий, социальных и межнациональных конфликтов и пока еще, слава Богу, относительно мирного противостояния разных политических партий, движений и объединений. Исторический опыт учит: при принятии стратегических решений прежде всего надо обратиться в прошлое, сопоставить его с настоящим и будущим.

...По преданию, Владимирская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой на доске от того стола, на котором во времена юности Спасителя совершало трапезу Святое Семейство. Когда Лука показал Пресвятой Богоматери свою работу, то Богородица ее благословила.

До 450 г. икона находилась в Иерусалиме, потом в Константинополе, в XII в. она была привезена на Русь, в Киев. А когда князь Андрей Боголюбский решил основать на северо-востоке Руси владение, независимое от Киева, он взял икону с собой. Целью путешествия князя был Ростов. Но в десяти верстах от Владимира, в местечке Боголюбове, лошади, которые везли икону, внезапно остановились, не желая идти дальше. Тогда князь начал молиться перед иконой. Во время молитвы он получил от Богоматери повеление поставить икону во Владимире. Немедленно здесь был заложен храм Успения для пребывания чудотворной иконы. С тех пор икона стала называться Владимирской.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Худ. С. Ивлева.jpg Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Худ. С. Ивлева

Владимирская икона Пресвятой Богородицы всегда пользовалась особым почитанием на Руси. Перед ней совершали молебны во время бедствий и нашествий врагов, просили избавить от «междоусобной брани».

Князья брали ее с собой в походы. К иконе с молитвою прибегали в самые драматические времена для государства. И она всегда помогала: против Мамая (1380), Тамерлана (1395), хана Едигея (1408), царевича Мазовши (1451) и во многих других случаях, даже в наше атеистическое время.

Из всех этих событий наиболее полно летописи описали те, что были связаны со спасением Русского государства от полчищ Тамерлана, грозного покорителя Востока. В 1395 г. его многотысячное войско дошло до Дона и направилось к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич вышел со своими полками к Коломне и остановился на берегу Оки. Силы русских были гораздо малочисленней армии Тамерлана. Москвичи, устрашенные вестью о его несметном войске, молились Богу и Его Пресвятой Матери об избавлении от иноземного нашествия. Великий князь повелел доставить из Владимира в Москву чудотворный образ Божией Матери, которая не раз спасала Русь. За святой иконой отправилось духовенство Успенского собора Кремля. 

В день Успения (28 августа по современному календарю) началось перенесение иконы. К Москве с иконой подошли через десять дней. Вдоль дороги стояли коленопреклоненные толпы народа. Люди со слезами взывали: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» Из Москвы навстречу иконе двинулся крестный ход. Шло все духовенство Первопрестольной в сопровождении великокняжеского семейства, шли бояре и простые люди. Икону торжественно встретили за городом и проводили до Успенского собора, где были продолжены моления о спасении Руси.

И решающая битва не состоялась. В то время как в Москве встречали Владимирскую икону Божией Матери, Тамерлан, задремав, увидел сон: на вершине огромной горы в лучезарном сиянии стояла Жена в окружении множества ангелов. Взглянув грозно на Тамерлана, Она приказала ему оставить пределы России. Тамерлан в страхе проснулся и, созвав мудрецов, спросил их, что значит это видение. Те отвечали, что Жена – это Матерь Божия христианская. Заступница земли русской. «Тогда мы их не одолеем», – сказал Тамерлан и велел войскам поворачивать обратно в степь.

Выдающийся русский историк С.М. Соловьев в своей многотомной «Истории России с древнейших времен» писал:

«Тамерлан вышел из русских пределов в тот самый день, когда москвичи встретили образ Богородицы, принесенной из Владимира».

В память об избавлении Руси от нашествия полчищ Тамерлана на месте, где чудотворная икона была встречена при перенесении ее из Владимира в Москву, основали Сретенский монастырь. А икону поместили в Успенский собор в Кремле, где она находилась до Октябрьской революции 1917 г.

В честь Владимирской иконы Божией Матери были установлены следующие празднества:

21 мая (по старому стилю) – в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.;

23 июня (по старому стилю) – в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 г.;

26 августа (по старому стилю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.

«Ради грехов наших бедствует царство»

…Со смертью царя Федора Ивановича в 1598 г. пресеклась династия московских государей Рюриковичей. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Боярство, недовольное политикой нового царя, по сути, развязало гражданскую войну. Начались волнения, которые постепенно переросли в страшные события, потрясшие государство. Кровавая междоусобица охватила многие русские земли. В смуту были втянуты все сословия: бояре, дворяне, казаки, крестьяне, посадские люди и т.д. Бандитские шайки, появившиеся в результате безвластия в огромном числе, грабили и терзали народ.

Воспользовавшись междоусобными распрями, на нашу землю вторглись иноземные захватчики. Их целью стало разрушение Русского государства, присоединение исконно русских земель к Польше. Дело дошло до того, что на московский престол был приглашен польский королевич Владислав, воцарение которого способствовало бы гибели Русского государства, без того уже обескровленного и отброшенного на целую сотню лет в прошлое.

Русская Православная Церковь, ее патриархи возглавили борьбу за прекращение междоусобицы и изгнание с русской земли иноземных захватчиков.

Вот как об этом говорится в фундаментальном труде Н.Д. Тальберга «История Русской Церкви»: «Патриарх Иов, понимавший, какая опасность грозит от Польши церкви и государству, как только дошел до Москвы слух о появлении самозванца, со всей твердостью восстал против него и употреблял все средства остановить зло в самом начале. Он посылал грамоты в Польшу и в разные места России с увещанием не верить Лжедмитрию, предал его анафеме, велел во всех церквах читать особую грамоту о прежней жизни Отрепьева и предавал проклятию всех, кто будет стоять за него... Бояре, единомышленники приближавшегося к Москве самозванца, принесли ему присягу. Тщетно Патриарх Иов обличал их в Успенском соборе. Сторонники Лжедмитрия вторглись в храм и совлекли с Иова святительские одежды.

Патриарх, сложив с себя панагию к образу Владычицы (Владимирской иконы Божией Матери. – Авт.), с твердостью произнес: “Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею исправлял я слово Сына Твоего и Бога нашего… Ныне ради грехов наших, как вижу, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди православие молитвами к Сыну Твоему!”»

За православную веру всем велел стоять

После смерти Иова патриархом был избран митрополит Казанский Гермоген. Он продолжал священную борьбу со смутой и иноземными захватчиками. Именно Патриарх Гермоген благословил русских людей на создание народного ополчения. В декабре 1610 г. он стал рассылать грамоты по городам, в которых призывал собираться ратным людям и идти «к Москве на литовских людей». Народ так говорил о нем: «...Святейший Патриарх Гермоген стал за православную веру неизменно и, не убоясь смерти, призвавши всех православных христиан, говорил и укрепил, за православную веру всем велел стоять...»

Враги схватили Патриарха Гермогена и заключили под стражу. Даже из плена он сумел обратиться к нижегородцам с призывом быть во главе «ополчающихся за Родину, приказывал посылать во все города послов и говорить везде от его патриаршего имени». Так Нижний Новгород стал центром народного ополчения. Патриарх Гермоген мученически скончался в плену от голодной смерти 17 февраля 1612 г.

Прекращение кровавой междоусобицы, изгнание иноземных захватчиков и в конечном итоге спасение Русского государства в который раз было связано неразрывными духовными узами с Владимирской иконой Божией Матери.

Вновь обращаюсь к страницам «Истории Русской Церкви» Н.Д. Тальберга: «27 ноября 1612 года Нижегородское ополчение, пополненное за год коломничанами, рязанцами, из “украинских” (пограничных с Речью Посполитой) городов, костромичами, ярославцами, казанцами и др., от церкви Иоанна Милостивого на Арбате и казаки от храма Казанской Богородицы за Покровскими воротами двинулись двумя крестными ходами в Китай-город в сопровождении всех московских людей. Оба крестных хода сошлись на Красной площади у Лобного места, где архимандрит Дионисий начал служить молебен. В это время из Кремля показался третий крестный ход, выходивший через Спасские ворота. Архиепископ Архангельский Арсений... с кремлевским духовенством вынесли икону Владимирской Божией Матери. При виде ее чудотворного лика многие не удержались от радостных слез...»

На Красной площади перед Владимирской иконой Божией Матери духовенство, ратные люди и простые жители Москвы возносили молитвы Пресвятой Богородице и Ее Сыну Богу с благодарностью за окончательное избавление Русского государства от междоусобицы, иноземного нашествия и за единение народа.

Смутное время окончилось со вступлением на московский престол в 1613 г. первого царя новой династии – Романовых – Михаила...

Упразднение безбожников и восстановление Патриаршества

После Октябрьской революции Успенский собор был закрыт для богослужений, а икону отреставрировали и передали на хранение в Третьяковскую галерею.

Владимирская икона Божией Матери помогла спасти Москву от фашистских полчищ во время Великой Отечественной войны.

Елоховский собор.png Елоховский собор

10 августа 1941 г. в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове состоялся молебен в защиту Отечества от врагов. 

Митрополит Ленинградский Алексий (будущий Патриарх Алексий I) во время литургии произнес такие слова: «Как во времена Дмитрия Донского, св. Александра Невского, как в эпоху борьбы русского народа с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу; как тогда и русское воинство, и весь русский народ осенял покров Взбранной Воеводы, Матери Божией, и сопутствовало благословение угодников Божиих, так и теперь мы веруем: вся небесная рать с нами».

По преданию, в декабре 1941 г. по приказу И.В. Сталина именно Владимирская икона находилась в самолете, совершавшем облет столицы перед началом контрнаступления советских войск. В результате успешных действий Красной Армии войска Германии были отброшены на сотни километров от Москвы. Тем самым было положено начало изгнанию фашистских захватчиков с нашей земли.

В годы Великой Отечественной войны начался процесс возрождения Православной Церкви, отход от тотального атеизма.

Как-то работая в Государственном архиве РФ по поиску материалов для кандидатской диссертации, я обнаружил любопытный документ – письмо члена ЦК ВКП(б), редактора журнала «Безбожник», ярого противника христианства Е.М. Ярославского (Губельмана) от 23 июня 1942 г. Он просил Совнарком выделить средства на увеличение штата «Союза воинствующих безбожников». На письме была следующая резолюция: «В дело. Указание т. Чадаева (управляющего делами Совнаркома СССР. – Авт.) снять вопрос». Вскоре журнал был закрыт, «Союз воинствующих безбожников» распущен. Вне сомнения, что решение данного вопроса было согласовано с И.В. Сталиным.

4 сентября 1943 г. состоялось поистине историческое событие. В связи с этим отсылаю читателя к информации, опубликованной в газете «Известия» 5 сентября того же года:

«4 сентября с.г. у председателя Совета Народных Комиссаров СССР товарища И.В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины, Киевским и Галицким митрополитом Николаем. Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения председателя Совнаркома, что в руководящих кругах Православной Церкви имеется намерение созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода.

Глава Правительства товарищ И.В. Сталин сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий.

При беседе присутствовал заместитель председателя Совнаркома СССР товарищ В.М. Молотов».

В последующее время были проведены Поместные соборы, восстановлено патриаршество, избран Патриарх Московский и всея Руси, образован при Патриархате Священный Синод, созданы Академия и семинарии для подготовки кадров священнослужителей, открыто 22 тыс. приходов в епархиях, стал издаваться ежемесячный церковный журнал, проведено празднование 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и т.д. 

Можно прямо сказать, что в период с 1941 по 1953 г. было настоящее церковное возрождение. Видимо, не случайно при редакционной правке собственной биографии И.В. Сталин подчеркнул: закончил «православную» семинарию.

Здесь я должен сделать небольшое, но чрезвычайно важное отступление для осознания судьбоносного значения восстановления патриаршества. Известно, что в период своего правления император Петр I отменил институт патриаршества в России. До него патриарх был вторым лицом в государстве, сидел рядом с царем. Это было несовместимо с абсолютизмом, который установил Петр I. Он учредил Синод, подчинявшийся только императору и управлявший церковными делами по его указанию. Таким образом, вся церковная власть перешла к назначаемому императором обер-прокурору и чиновникам синодской канцелярии.

Для того чтобы Православная Церковь вновь могла стать духовным руководителем народа, необходимо было освободить ее от опеки государства, ликвидировать подчиненный ему Синод и восстановить патриаршество. С трудом верится, но до И.В. Сталина идея восстановления патриаршества не возникала не только у представителей царской власти, но и у высших иерархов Православной Церкви. А ведь в лице Патриарха концентрировалось и обеспечивалось духовное единство российского народа.

Думаю, что восстановление патриаршества и мирный исход противостояния в октябре 1993 г. имеют прямую и непосредственную связь…

Более четырех часов Святейший Алексий II просил Богородицу защитить страну от гражданской войны

После хрущевских гонений на Православие при Л.И. Брежневе отношение к Церкви стало постепенно меняться. В 1980 г. в Москве проходили Олимпийские игры. По Уставу Международного Олимпийского комитета в Олимпийской деревне должен быть храм или часовня, чтобы спортсмены имели возможность молиться перед соревнованиями. 

2 июля 1980 г. в столице была освящена часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери, где среди других икон находился один из списков (копия) святыни. Не исключено, что молитвами Пресвятой Богородицы советские спортсмены одержали победу на Олимпиаде-80.

Вновь возвращаюсь к событиям 4 октября 1993 г. 

Моей основной задачей по выполнению поручения Патриарха Алексия II и мэра Москвы Ю.М. Лужкова стало формирование группы надежных и профессионально подготовленных сотрудников из Управления муниципальной милиции. Времени было чрезвычайно мало, если не сказать, что не было совсем. Предстояло обеспечить акцию соответствующим транспортом, договориться с ГАИ, проинструктировать людей.

Майор милиции Н.И. Щетинин.pngМайор милиции Н.И. Щетинин

Из воспоминаний старшего оперативного дежурного УММ подполковника милиции Н.И. Щетинина (в то время майора):

«4 октября заканчивалось мое дежурство в здании Управления муниципальной милиции на Баррикадной улице.

Неожиданно по внутреннему телефону – а было еще утро – позвонил начальник УММ В.Н. Волохов. Как всегда, спокойно и в то же время с определенной долей твердости и уверенности в голосе он сказал: “Николай, срочно собирайся, едем на ответственное задание”. У нас не принято уточнять команды. Я быстро переоделся в гражданскую одежду, расписался за вынос оружия и стал ждать.

Ждать пришлось недолго. Вскоре к подъезду подошел бронированный микроавтобус “Юность”. В него сели В.Н. Волохов и другие наши сотрудники. Уже по дороге В.Н. Волохов объяснил нам поставленную задачу. А минут через 15-20 мы были уже в Третьяковской галерее. Пришлось подождать еще некоторое время, пока Виктор Николаевич решал какие-то вопросы в здании Третьяковки. Вскоре и нас пригласили вовнутрь галереи.

Со своим напарником я осторожно взял за утлы икону. Она оказалась довольно тяжелой. Удивительно, но никакого волнения я не испытывал. Все мысли и движения были сосредоточены на одном – быть предельно осторожным, не уронить!

Сотрудники УММ доставляют Владимирскую икону из Третьяковки в Елоховский собор. Октябрь 1993 года .jpg

 Сотрудники УММ доставляют Владимирскую икону из Третьяковки в Елоховский собор. Октябрь 1993 года  Мы внесли икону в автомобиль и через некоторое время прибыли на площадку перед папертью Богоявленского собора, или, как мы его привыкли называть, – Елоховского. Первое, что мы увидели, – это большая толпа людей. Многие из них стояли на коленях, целовали асфальт, слышались громкие голоса: “Спаси и помилуй!”

Началась служба, возглавляемая Святейшим Патриархом, коленопреклоненный молебен. Я видел рядом с Патриархом Ю.М. Лужкова, кажется, еще С.М. Шахрая, остальных не помню. Служба продолжалась где-то до 14-15 часов.

После окончания молебна мы тем же путем возвратились в Третьяковскую галерею».

Моление о мире

На меня как начальника Управления муниципальной милиции и руководителя группы сотрудников по выполнению задания Патриарха Алексия II и мэра Москвы Ю.М. Лужкова была возложена огромнейшая ответственность за успешное проведение этой святой миссии. Все время, пока шла служба, я неотлучно находился в храме, рядом с иконой. 

Более четырех часов Святейший Алексий II просил Богородицу защитить страну от гражданской войны, дать ей мир и спокойствие. Я видел, как Святейший предавался молитве, порой теряя сознание, – он совершал гражданский подвиг.

Могло бы случиться непоправимое

При вручении Святейшим Патриархом Алексием II мне ордена Святого благоверного князя Даниила Московского я обратился к нему с вопросом:

«Ваше Святейшество, Вы горячо молились, просили Богородицу остановить кровопролитие, чтобы не гибли люди. А все-таки многие были убиты…» «...Виктор Николаевич, – сказал Патриарх, – могло бы случиться непоправимое. Богородица спасла Россию от гражданской войны и развала. Жертв могло быть огромное количество».

Беседа со Святейшим Алексиием II.png Беседа со Святейшим Алексиием II

После этих слов ко мне пришло осознание того, какая катастрофа грозила не только России, но и всему миру. Вот почему это событие я считаю одним из самых ярких в моей жизни. 

За годы работы по охране Патриарха как в его московской резиденции в Чистом переулке, так и в загородной – в Переделкино, а также во время его поездок по городу, стране и за рубеж у нас было много встреч, которые духовно меня очень обогатили и которые я ценю безмерно. Ранее у Патриарха не было государственной охраны. Все обращения Патриарха, связанные с обеспечением его безопасности, с честью выполняла муниципальная милиция Москвы.

Это иллюстрирует письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мне как начальнику УММ ГУВД г. Москвы:

«Уважаемый Виктор Николаевич!

В период моего пребывания в Казахстане (г. Алма-Ата, Кустанай) с 15 по 18 июня прошу откомандировать трех сотрудников Вашего Управления для выполнения своих обязанностей; в Женеве с 24 июня по 4 июля 1995 г. – одного сотрудника; в Твери с 8 по 10 июля 1995 г. – трех сотрудников; в Белоруссии с 22 по 26 июля 1995 г. – трех сотрудников; в Краснодаре с 11 по 14 августа 1995 г. – трех сотрудников; на Соловках с 19 по 24 августа 1995 г. – трех сотрудников; во Владимире с 9 по 10 сентября 1995 г. – трех сотрудников; в Серпухове 25 сентября 1995 г. – трех сотрудников».

Много часов я размышлял о том, каким же чудесным и непостижимым образом Владимирская икона Божией Матери на протяжении веков покровительствует нашему народу и России. Общепризнанно, что Богородица избрала своей постоянной и неусыпной заботой историческую судьбу православного русского народа. И не случайно Ее иконописный образ хранится в самом сердце России – Москве.

Как православный человек и непосредственный участник событий осени 1993 г. я пришел к убеждению, что 4 октября достойно быть еще одним Днем Празднества в честь Владимирской иконы Божией Матери – в память спасения России от угрозы кровопролитной гражданской войны...




Анна

08.09.2022 03:08:2022

Спаси Вас, Господи, Виктор Николаевич! Потрясающе интересный материал. Вся наша история как на ладони и близка к сердцу. Божия Матерь, храни нас!