Историки видят и могут объяснить многое из того, что от нас при чтении Священного Писания остается сокрытым. При пристальном взгляде специалиста не только оживают вечно актуальные сакральные смыслы, но и выходит из тени реальность человеческого бытия первых лет распространения христианства на Земле. И это чрезвычайно интересно.
Ф.А. Моллер. Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на о. Патмос во время вакханалии. 1856 г.
Первый век ознаменовался для Римской империи переменами, которые коснулись всех сфер жизни римского общества. Смена политического режима сопровождалась двойственностью экономического положения, социальной нестабильностью – то и дело вспыхивали кровопролитные восстания и мятежи. Простиравшиеся от Рейна и Дуная до Британии, охватывающие всё Средиземноморье, границы империи с трудом поддавались контролю. Составляющие её провинции находились на различных социально-экономических и культурных уровнях развития, что значительно усложняло их подчинение. Изменения не обошли стороной и повседневную жизнь населявших провинции народов – наметившееся укрепление центральной власти означало потерю для них возможности независимого существования.
Подобные противоречия между внешними формами и реальным положением вещей, неуверенность в будущем, невозможность перемен, другими словами «нестабильная стабильность», были сопряжены с распадом гражданских связей, моральным упадком. Это привело к активному религиозному поиску и, как следствие, к объединению людей в различные религиозно-философские группировки в целях компенсации «духовного голода». Именно в этих условиях происходило зарождение и распространение христианства, формирование христианских общин.
Кем были люди, входившие в их состав? Какими видами деятельности они занимались? Существовала ли в общинах иерархия? Наконец, как решался в них пресловутый «женский вопрос»? Ответы на эти вопросы сокрыты в недрах книг Нового Завета, а именно в «Деяниях» и «Посланиях» святых апостолов.
Границы Римской империи в I-II вв. н.э.
Уже в первых главах книги «Деяний» наблюдается перечисление слушающих слова апостола Петра народов: «Парфяне и Мидяне и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфлии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне…» (Деян. 2:9-11). Насколько можно судить по данному отрывку, в общины входили иудеи, греки, представители народов Палестины, Малой Азии, Египта.
В шестой главе «Деяний» упоминаются Еллинисты, у которых «произошёл ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). «Еллинистами» назывались евреи, говорившие на греческом языке, а собственно «евреями» – христиане из палестинских иудеев, изъяснявшиеся на арамейском языке.
Не менее интересно определить приблизительный состав христианских общин по неоднократно встречающимся именам. Так, в посланиях апостола Павла наиболее часто упоминаются греческие имена. В 1-ом послании к Коринфянам заметно латинское имя – Фортунат (1 Кор. 16:17), имя того же происхождения Гай встречается в Третьем соборном послании апостола Иоанна Богослова (3 Иоан. 1). В послании к Колоссянам акцентируется внимание на Марке (племяннике Варнавы) и Иисусе (прозываемом Иустом) – оба являлись обрезанными (Кол. 4:10-11). Эллином назван один из учеников апостола Павла – Тит, которому посвящено одно из посланий (Гал. 2:3). Нередки такие имена, как Мариам (Рим. 16:6), Симон (Деян. 8:9), Акила (Деян. 18:2), что подтверждает наличие иудейского элемента в общинах. В целом, можно говорить о преобладании в числе первых христиан греков и эллинизированных иудеев.
Однако евреи, вероятно, имели в них значительный вес – это доказывает масштабность проблемы принятия в общины язычников, описанная в книге «Деяний». Согласно ей, весьма остро стоял вопрос о необходимости не-иудеям проходить стадию прозелитизма прежде крещения. Апостол Лука пишет так: «Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники (имеется в виду римский сотник Корнилий) приняли слово Божие. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними» (Деян. 11:1-3). Тогда состоялся первый церковный собор, постановивший освободить язычников от обрезания.
Тем не менее, несмотря на пестроту национального состава, в раннехристианских общинах соблюдался принцип, провозглашённый апостолом Павлом – «здесь нет различия между Иудеем и Еллином» (Рим. 10:12), «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа» (Кол. 3:11). Христианство становилось «космополитической религией», вселенской, стирающей национальные различия.
Количественный состав первых христиан не был постоянным, о чём не раз упоминает апостол Павел, говоря о «возлюбивших нынешний век» (1 Тим. 4:10) и отпавших последователях (пример с Димасом).
Изначально христианские общины пополнялись за счёт представителей низших сословий, чужестранцев, бедняков. Как пишет апостол Павел в 1-ом послании к Кориянфинам: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных… И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1:26-28). Однако такой эпизод, как, например, призвание центуриона Корнилия, или призыв Павла «увещевать богатых в настоящем веке» (1 Тим. 6:17) свидетельствует о том, что постепенно социальный состав общин расширялся, принимая в свои ряды состоятельных и имеющих общественный вес людей.
Христос – Добрый Пастырь. Скульптура. Ок. 225 г. Париж, Лувр В «Посланиях» часто можно встретить упоминания рабов. Так как знатные христиане не могли не быть рабовладельцами, должны были возникать некоторые противоречия между принципами духовного братства и требованиями социальной среды. Предвидя таковые, апостол Павел призывает рабов «почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение» (1 Тим. 6:1), «не обращаться с ними небрежно» (1 Тим. 6:2), «повиноваться своим господам, угождать им во всём, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность» (Тит. 2:9-10). На первый взгляд подобные поучения входят в явное противоречие с постулатами, отражёнными в послании к Галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Однако целью христианства не были ни социальные преобразования, ни восстания рабов, напротив, оно находило все возможные способы уживаться с той средой, в которой существовало, не выходя за рамки заповедей.
Что касается рода деятельности первых христиан, то здесь действовало требование апостола Павла: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7:20). Христиане вышли из определённого общества, обладали уже сложившимся мировоззрением и трудились наравне с окружающими их людьми. К этому призывает и апостол Павел, изрекая фразу, ставшую афоризмом, – «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10).
Агапа. Фреска, II в., катакомбы св. Присциллы, Рим
Очевидно, столь многообразное по составу объединение включало и представителей разнообразных профессий (в их среде были бывшие волхвы, разбойники, блудницы). В «Деяниях святых апостолов» упомянуты иудей Акила, изготовлявший палатки (Деян. 18:3), благочестивая торговка багряницей Лидия (Деян. 16:14), сотник Корнилий и т.д. Однако христианам было запрещено обслуживать языческие храмы или заниматься иным видом не соответствующей их религии деятельности.
При расширении состава христиан очевидной становится необходимость организации процесса принятия в свои ряды новых членов, духовного руководства, распределения между нуждающимися средств, поступавших от состоятельных братьев. Апостол Павел пишет: «и Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4:11-12). Помимо духовных функций, у этих избранных существовали обязанности материального характера.
Церковь Христова. Икона
. Сообразуясь с запросом общества, со временем сформировалась трёхчленная иерархия (епископ-пресвитер-диакон) с делением, помимо прочего, на клир и мирян. Эта система определяет не только положение каждого в общине, но и круг прав и обязанностей. Так, любой представитель духовенства должен быть «непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив; хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякой честностью» (1 Тим. 3:2-4) и не должен был принадлежать к новообращённым. В этом же послании упоминается и способ посвящения в иерейский сан – то есть путём «возложения рук» вышестоящего пастыря.
Помимо перечисленных выше должностей, в источниках упоминаются «диакониссы»: «представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1). При существовавшем разделении полов этот институт был необходим для просвещения и поддержки, наставления в вере женщин, а также для присутствия при таинстве Крещения.
Христианский брак. Рисунок золотого донца стеклянного сосуда. Ill—IV вв. Римские катакомбы
Здесь мы переходим к теме «женского вопроса» в раннехристианских общинах. Христианами из обращенных жителей Римской империи остро ощущалась неприемлемость прежних норм и ценностей, пропагандировавших вседозволенность и направленных на удовлетворение самых низменных человеческих желаний. Коснулось это и внутрисемейных отношений, в которые ворвалось право на развод, что не могло не унижать достоинства супругов и, в первую очередь, женщин.
Христианство же, проповедуя верность, целомудрие и равенство – «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» – (Гал. 3:28), возвращало женщинам высокое призвание, достоинство, дарило идеал. Это отразилось в привлечении в ряды первых христиан как юных дев, так и почтенных матрон.
Богородица, кормящая Младенца Иисуса, с пророком Валаамом. Фреска, конец II в. Рим, катакомбы св. Присциллы (древнейшее изображение Богородицы)
Согласно указаниям апостола Павла, для женщин существовал определённый набор правил. Во-первых, им предписывалось покрывать голову во время молитвы или пророчества (1 Кор. 11:5-6). Данный жест был атрибутом добропорядочности в римской культуре, и слова эти были направлены в адрес замужних женщин, появление которых без головного убора могло восприниматься как оскорбление мужа. Более того, апостол призывает женщин, не желавших покрывать голову, стричься. В античном обществе остриженные волосы – символ причисления таких женщин к уличённым в измене.
Во-вторых, у апостола говорится: жёны обязаны «повиноваться своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22) и бояться своих мужей (Еф. 5:33). В этой Богом установленной иерархичности, а также в трепетном отношении последних к своим жёнам апостол видит основу семейной гармонии.
В-третьих, в 1-ом послании к Коринфянам женщинам заповедано молчать в церквях и быть в подчинении (1 Кор. 14:34-35).
В-четвёртых, молодым вдовам настоятельно рекомендуется выходить повторно замуж, чтобы сохранить себя от соблазнов: «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступили в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14).
На первый взгляд кажется, что положение женщин в общинах было весьма стеснённым, однако факты говорят об обратном. В книге «Деяний святых апостолов» приведён эпизод о наставлении апостолом Павлом в Филиппах собравшихся в молитвенном доме женщин (Деян. 16:15-16), а также говорится о проповеди Павла и Силы в Верии, где уверовали «многие из почётных женщин и их мужчин немало» (Деян. 17:12). Судя по всему, такие женщины имели значительное влияние.
Обратимся вновь к повелению апостола Павла покрывать женщинам голову во время пророчества, а также вспомним институт диаконисс. Не говорит ли это о наличии у женщин прав проповедовать новое учение в своей среде? Думается, что говорит. Более того, в 1-ом послании к Коринфянам встречаем следующие слова: «И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 7:13-14). Это служит лучшим подтверждением наших предположений.
***
Изображения креста из римских катакомб
Таким образом, можно говорить о том, что национальный состав раннехристианских общин изначально был неоднородным. То же справедливо и для религиозной принадлежности их членов (до принятия таинства Крещения, разумеется). Кроме того, в общинах присутствовали как социальные, так и имущественные различия, так как эти, отличающиеся сложным составом, объединения включали в себя представителей разнообразных социальных слоёв и профессий. Не стоит забывать и о процессах формирования определённой иерархии, отделения клира от мирян, что было необходимо для упорядочивания общинной жизни. Что касается «женского вопроса», то кажущееся весьма ограниченным положение женщин в общинах и христианских семьях на самом деле вовсе таким не было. Проповедуемое христианством смирение открывало широкий спектр возможностей для деятельности как мужчинам, так и женщинам. Несмотря на все различия, основным принципом общинной жизни оставалось единство в духе, к чему призывали стремиться святые апостолы.
Мария Аль-Сальхади, студентка исторического факультета МГУ
Список использованной литературы
04.11.2024