26 мая (14-го по старому стилю) 1896 года состоялась коронации последнего русского императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Вы когда-нибудь читали эти ошеломительные описания коронационных торжеств? Как высока и величава была наша Российская держава?
Принцесса Мария Эдинбургская
Тогда в Москву съехались гости со всего мира. Среди них была супруга наследного принца Фердинанда Румынского, урожденная принцесса Мария Эдинбургская, – внучка английской королевы Виктории по линии отца и российского императора Александра II – по линии матери. Торжества она описала в мемуарах «The Story of my life», сравнивая свой приезд на коронацию в Россию с выходом из темной пещеры на ослепительное солнце: «Двери жизни, казалось, внезапно распахнулись, и все прекрасное переполнило меня, как золотое сияние».
«Первой церемонией, которую мы наблюдали, – писала она, – был торжественный въезд царя в Москву. Молодая императорская пара на несколько дней уединилась в загородном монастыре, чтобы подготовиться к грядущему таинству. Какое это было чудесное зрелище, торжественный въезд в Москву, в этот легендарный город, где с древнейших времен короновались цари! Мы, гости, которые не принимали активного участия в этой церемонии, смотрели с нескольких балконов, нависающих над главной улицей, через которую проходила процессия. Вот едет царь на высоком белом коне. Он одет не в роскошную одежду, а в простую темно-зеленую форму. На его груди светло-голубая лента ордена Святого Андрея; на темном полотне на солнце вспыхивают несколько алмазных звезд. В нем нет ничего величественного, нет ничего особенно впечатляющего, но он держится с легкостью хорошего наездника. Он невысок, но его глаза так добры, а на губах мягкая, почти задумчивая улыбка.
В нем – тихое достоинство человека, который глубоко осознает всё, что он представляет в этот торжественный час, и понимает, что возлагает на себя тяжелые обязанности.
Коронация Императора Николая II
Наши взоры следуют за ним; он молод, его любят, и жизнь открывается перед ним, как неписаная книга. Две великолепные золотые кареты следуют за ним на небольшом расстоянии, они именно такие как на сказочных иллюстрациях: белые лошади, золотые украшения, пажи, свита. В первой сидит мать царя, во второй – его супруга. На вершине кареты вдовствующей императрицы сияет корона – знак того, что она уже была коронована перед своим народом. На её голове великолепная тиара; её шея – бездна сверкающих драгоценностей, её платье и мантия из сияющего золота. Всё еще очень популярная, всё еще красивая женщина, она кланяется направо и налево с присущим её семье обаянием.
На второй карете нет короны, и у дамы, которая сидит внутри, хотя она и роскошно одета, нет короны на голове, потому что только после Таинства она вступит в свои права. Гораздо красивее, чем когда-либо была её свекровь, она величественно и прямо держится, но она совсем не улыбается, и на её лице почти болезненная серьезность. Её губы нервно сжаты, что совершенно не идет такой молодой женщине. В её больших ясных глазах нет счастья, нет жизнерадостности, нет уверенности.
Она будто держала судьбу на расстоянии вытянутой руки; мрачно догадываясь, что жизнь может принести немало горя.
Она полностью осознает торжественность момента, но похоже, что это скорее пугает её, чем радует. Проезжает карета, толпа склоняет перед нею головы, царица кланяется в ответ. Она молода, красива, полна достоинства, но ни разу улыбка не касается её губ, она смотрит не в глаза, а прямо перед собой, словно устремляя взгляд на какое-то внутреннее видение…»
Церемонию коронации в старинном соборе Мария Эдинбургская описывала так: «Сама атмосфера казалась золотой; золотой свет окутывал сияющую публику, будто воздавая дань уважения этим самым молодым суверенным монархам Европы; золотым был и наряд Александры. Все глаза были устремлены на неё. Красивая женщина всегда привлекает взгляды, и тем более, когда она стоит, увенчанная короной, возвышенная над всеми остальными, окруженная роскошью, которой мало кто когда-либо достигал. И Александра была прекрасна; она была стройна, высока, она практически затмевала стоящего рядом с ней императора. Тяжелые регалии и облачение, казалось, давили на него – огромная корона его предков была слишком тяжелой для его головы; инстинктивно все вспоминали гигантский рост тех, кто правил до него; его лицо было бледным, но глаза его были наполнены мистическим сиянием.
Венчание на Царство Царя Николая II
А его молодая жена стояла прямо; корона не сокрушала её, и золотая мантия, спадающая с её плеч, будто делала её еще выше, чем она была… После церковной церемонии коронованная пара в торжественной процессии поднялась по широким ступеням лестницы, ведущей на террасу с видом на Соборную площадь. Вверх, вверх, по великолепному ковру, бегущему будто алая река. Вверх, вверх, ослепительная компания королевских гостей следовала за ними. Вверх, вверх, всегда вверх, как бы восходя к небу; и, достигнув вершины, они повернулись лицом к толпе, которая была допущена на площадь, чтобы посмотреть на новых помазанников. Бок о бок стояли две коронованные, усыпанные бриллиантами фигуры в зените славы, почти божества, и, подобно бегущим волнам, люди падали перед ними на колени, призывая Божье благословение на их венценосные головы. Великолепное зрелище, момент напряженности, почти сверхъестественные эмоции; и это было в Москве весной, когда воздух был наполнен ароматом сирени и повсюду разливалось пение птиц».
Сегодня мы знаем, что предчувствия не обманули тех, кто и будучи коронуем, не улыбался. При этом в их семье царили – любовь, нежность, но и строгость в воспитании четырех царевен, цесаревича…
Великая Княжна Ольга Николаевна
Мария Румынская, чьи мемуары мы цитировали, приедет потом еще весной 1914 года в Россию, чтобы сосватать своего сына Кароля Великой княжне Ольге. Помолвка, правда, не состоялась. Царевна была влюблена в морского офицера Павла Воронова, одного из вахтенных начальников царской яхты «Штандарт».
Этот молодой мичман уже показал себя героем, когда в 1908 году в Мессинском проливе, отделяющем Сицилию от материковой Италии, произошло страшнейшее землетрясение, – бросился спасать пострадавших, рисковал, вытаскивая жертв из-под завалов.
Роман, конечно, был обречен. Венценосные родители отреагировали жестко, но неизбежно для царственных особ. Воронов женился на графине Клейнмихель, ее тоже звали Ольгой. Великая княжна Ольга Николаевна Романова присутствовала на этой свадьбе. А вот царевну как раз и думали выдать за румынского принца Кароля. И согласись она выйти за него, могла бы, наверно, избежать расстрела в подвале Ипатьевского доме. Но помолвка не состоялась…
Пусть царевнам и не дано было простого человеческого счастья – им дана святость.
Протоиерей Артемий Владимиров
Протоиерей Артемий Владимиров: «Нас объединяет очень высокая тема, прикосновение к которой для души каждого человека бывает своего рода «лакмусовой бумажкой». Прошло более 100 лет с гибели царской семьи, Россия вступила в XXI век, однако это трагическое событие остается тем нервным узлом, без которого перестало бы биться сердце нашей родины. Это соприкосновение с царственными страстотерпцами живо возбуждает в каждом из нас понятие о том, что вне земной суеты, чехарды и спешки, остается Вечность, которая прячется в глубинах человеческого духа. Когда мы взираем на лики царской семьи, то и сами осознаем себя под знаком Вечности. И как ни страдаем мы от комплекса тревожности, панических атак, преждевременной усталости, в глубинах нашего духа мы чувствуем присутствие Божественного света, исходящего от Государя. Приходится вспоминать о долге, верности, присяге, о неизбежной кончине. Это соприкосновение благотворно. Душа начинает дышать свежим и чистым воздухом».
Отец Артемий ведет сейчас в Новом театре спектакль «Государев венец» с участием артистов Валентина Клементьева, Татьяны Шалковской, Дарьи Дуженковой.
Ближайший спектакль состоится 30 мая в 19:00 в усадьбе Салтыковых-Чертковых по адресу: Москва, Мясницкая, д. 7.
Приобрести билеты можно на официальном сайте: https://newtheatre.ru/spektakli/gosudarev-venec
16.09.2024