Русская идея. Информация из первоисточников

Вечная Россия, 1988, Илья Глазунов Русская идея – условный термин, введенный философом Иваном Ильиным и обозначающий историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Говоря об истоках русской идеи, обратимся к материалам XVI века, где явственно выступают три ее важных составляющих: необходимость сильной государственной власти, державной воли и православной веры.

Мария Захарова
Буданов Николай

Хотя споры об историческом предназначении России впервые появляются в общественном пространстве в XIX веке, корнями они уходят вглубь столетий. Предполагается, что русская идея сформировалась задолго до появления самого термина, ещё в XVI веке, и в качестве ее основы приводят послания насельника Спасо-Елеазаровского монастыря старца Филофея, знаменитого автора философско-религиозной парадигмы Москва – Третий Рим.

Каковы же представления о власти старца Филофея? Являются ли они логическим продолжением идеологем предыдущих мыслителей?

sm-1.jpgМоление монаха Филофея о Третьем Риме. Картина в Спасо-Елеазаровом монастыре

Рассмотрение условно называемой «Русской идеи XVI века» в контексте представлений о власти невозможно без знаменитых Малой и Большой Челобитных Ивана Пересветова, русского политического философа и писателя. В чем состоят эти представления по мнению Ивана? Находятся ли они в логической взаимосвязи с предыдущими сочинениями идеологического характера?

Разберем сначала послание старца Филофея «О неблагоприятных днях и часах». В основном в нем говорится о вреде гадания по звездам. Вполне может быть, что великий князь Василий Иванович (через своего дьяка Михаила Григорьева, которому и адресовано послание) запрашивал старца, можно ли государю пользоваться астрологией. История знает немало примеров, когда и благочестивейшие византийские василевсы (к примеру, Мануил Комнин) обращались к этой псевдонауке с целью получить некоторые известия о будущем своих держав. Филофей довольно четко отвечает словами самого Христа: «Нѣсть ваше разумѣти врѣмен и лѣт, яже Отецъ положи своею областию». Когда старец говорит о разрушении государств, то он ясно указывает, что падение таких держав, как Византия, вызвано человеческими грехами, в первую очередь – отступлением от православного вероучения: «Девятдесят лѣт, како греческое царство разорися и не созижется: сия вся случися грѣхъ ради наших, понеже они предаша православную гречскую вѣру в латынство».

iliin.jpgФилософ Иван Ильин использовал понятие "русская идея"

Этот фрагмент послания находится в прямой логической связи с более ранними документами (когда Византийская империя еще существовала), к примеру, о становлении епископа Ионы русским митрополитом. «Православие изрушилося», «Царь не таков, а ни патриарх не таков, иномудръствующу, к латыном приближающуся».

Отсюда вытекает вывод о том, что залог сохранения государства прежде всего в сохранении чистоты православной веры.

Далее Филофей говорит об отклонениях католического вероучения, к примеру, об опресноках.  «Глаголют о опрѣсноцѣ, яко за чистоту и безстрастие, но сие лжут, съкрывающе внутрь себе диавола». Об неприятии Русской Церковью католических обычаев и традиций, в том числе опресноков, писал ранее митрополит Иона патриарху Константинопольскому Митрофану.

Особенный интерес (с точки зрения выбранной темы) представляет собой последний фрагмент послания. Все более поздние размышления о русской идее находят опору в следующей знаменитой цитате: «Вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть Ромеиское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии». Русское государство (и государь как его олицетворение) – не просто духовный наследник православной Византии, это – легитимный (в отличие от уклонившегося в ересь Запада) преемник универсальной монархии.

Таким образом, русский государь – наследник универсальных монархов прошлого – римских императоров и византийских василевсов.

Филофей не был здесь новатором. Эта универсальная идея еще раньше приобрела свои (весьма своеобразные) очертания в Сказании о князьях Владимирских, где доказывалось родство Рюриковичей с «всечестным корнем кесаря Августа» через его родича Пруса. Но если составители сказания подкрепляют претензии русских государей на вселенское царствование генеалогическими изысканиями, то Филофей действует гораздо тоньше: во-первых, опирается на Священное Писание Ветхого (пророков) и Нового (апостола Павла) Завета, во-вторых, формулирует геометрически четкую трехчастную концепцию вселенской истории: Рим – Константинополь – Русское Царство (примечательно, что о Москве именно в этой схеме не говорится ни слова). Если Сказание опирается на легенды, то Филофей опирается на факты. В завершение Филофей еще раз говорит о важности сохранения чистоты веры, ведь только верой стоит Русское государство: «Воду же глаголют невѣрие, видиши ли, избранниче Божий, яко вся христианскаа царства потопишася от невѣрных, токмо единаго государя нашего царство едино благодатию Христовою стоит».

В Большой Челобитной Ивана Пересветова, одного из многих подданных государя (уже Ивана IV), также содержится намек на универсальную монархию русских государей: «Пишут о тебе, государь, о благоверном великом царе, мудрые греческие философы и латинские докторы, что будет о тебе, государь, великая слава вовеки — как о цезаре Августе или о царе Александре Македонском. Так и о тебе, государь, пишут мудрые эти философы, и о твоем государевом войске, и о мудрости твоей».

Основное содержание Челобитных Ивана Пересветова – не только просьбы устроить его на службу, но и его советы по управлению государством, написанные в очень живописной форме: в Малой Челобитной автор ссылается на личный опыт (служба у венгерского и чешского короля), в Большой Челобитной совет дается от имени молдавского воеводы Петра.

Согласно Большой Челобитной, главное фундаментальное условие сохранения Русского Царства – это опять-таки сохранение чистоты православной веры.

Как и старец Филофей, Иван Пересветов в качестве примера нарушения этого необходимого для православного государства условия приводит гибель Византии. Но в отличие от старца Пересветов видит причины гибели империи не только в вероотступничестве. «Велможи греческия при царе Констянтине Ивановиче царьством обладали и крестное целование ни во что же ставили, и изменяли, и царьство измытарили своими неправедными суды, от слез и от крови християнския богатѣли и богатство свое наполнили нечистым собранием. А сами обленивели, за вѣру християнскую крѣпко не стояли и царя укротили от воинства своими вражбами, и прелестными путми, и ерестными чародѣйствы. И тѣмъ царьство греческое, и вѣру християнскую, и красоту церковную выдали иноплемянником турскимъ на поругание». 

Здесь мы плавно переходим ко второй фундаментальной идее Ивана Пересветова, которой не было ни у старца Филофея, ни в более ранних документах. Идея эта состоит в необходимости опоры государя на служилое дворянство, чьим представителем и выразителем мнений является автор. Именно вельможи, которые фактически незаконно обогащались, нарушали клятвы и тем самым отошли от чистоты православной веры, привели, по мнению Ивана, империю к гибели.

И чтобы не допустить такой же гибели Руси, царю, по мнению Пересветова, следует быть более внимательным к нуждам служилого дворянства, ведь они проливают свою кровь ради него. Ему также следует опасаться боярства. «Боже, поблюди и буди милостивъ над руским царем благовѣрным и великом княземъ Иваном Васильевичем всеа Русии, и над царством его, да не уловили бы его тако же велможи его вражбою от ереси своей и лукавъством своим, да не укротили бы его от воинства, бояйся смерти, чтобы имъ, богатым, не умирати».

111.jpgСочинения Ивана Пересветова

Пересветову также известно, что «будет на тебя на государя уловление, яко на царя на Констянтина царяградскаго от вражбы и от кудес, то знаменуется у них укрочение воинству твоему мудрому. Будут доходити велможи твои любви твоея царския с вражбами, и с кудесы, и с прелестными путми ни по роду, ни по вотчине, ни по воинству, ни по мудрости, которая бы мудрость пригодилося тебѣ, государю, и славе твоей царьской, и в твоем царстве государеве».

Сочинение Ивана Пересветова находится в преемственности с предыдущими трудами идеологического характера. Существование Руси не мыслится без сильного православного государя, не мыслится без сохранения чистоты православной веры. Однако в дополнение к этим компонентам т.н. «Русской идеи XVI века» Пересветов приводит новую деталь.

Инновация состоит в решающей роли служилого дворянства в сохранении царства.

Таким образом, в XVI веке впервые были сформулированы положения, которые спустя три столетия получили общее название «Русская идея». Двумя главными составляющими этой идеологемы стали сохранение чистоты православной веры и наличие православного и самодержавного монарха, воспринимаемого как Помазанника Божьего. По мнению многих русских мыслителей (братьев Аксаковых, Киреевского, даже Герцена (!), именно эти постулаты определяли русскую национальную и культурную идентичность. Сегодня адекватных современных альтернатив «Русской идее» нет. И в условиях идеологического вакуума осмысление подобного исторического опыта становится актуальной задачей.