"Бандера боролся с Польшей и благодарил Гитлера"

Об истоках украинского национализма рассказал протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории.

1111.jpg
Доктор церковной истории протоиерей Владислав Цыпин

– Отец Владислав, что можно сказать об исторических предпосылках раскола на Украине на сторонников и противников России?

– До татаро-монгольских времен Киев, мать городов русских, находился почти на самой границе со степью. Местное население страдало от печенегов и половцев. Жилось неспокойно, и основные силы, сосредоточенные здесь во времена святых князей Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, стали перетекать в двух основных направлениях от Киева. Одно – северо-восточное, в Ростово-Суздальские земли. Другое – на запад, на Волынь и Галицию (столицей этого государства был город Галич).

Когда татаро-монгольское иго обрушилось на Россию, русскими князьями были выбраны две ориентации, которые оказались исключительно важными для всей последующей истории Руси.

Митинг украинских националистов в Киеве, посвященный дню рождению Степана Бандеры.

Святой благоверный князь Александр Невский на северо-восточной Руси считал, что надо уживаться с веротерпимыми татаро-монголами, при этом главный враг находится на Западе, он несет угрозу окатоличивания Руси. Даниил Галицкий искал союзников на католическом Западе.

Но в результате таких действий Даниила Галицкого территории современных Украины и Белоруссии (и даже немного больше) оказались одна в великом княжестве литовском, а другая (галицко-волынская Русь) – под Польшей. Потом Польша соединилась с Литвой, и все это стало Речью Посполитой. Местная русская знать, принимая католичество, ополячивалась (если иметь в виду аристократию, магнатов, то на три четверти польская высшая знать имела русские корни).

11Без имени-2.jpgДаниил Галицкий искал союзников на католическом западе. Святой Александр Невский считал, что надо уживаться с веротерпимыми татаро-монголами

Униатство на Украине – продукт Брестской унии 1596 года, когда под прессом польской королевской власти и Ватикана несколько епископов, изменивших православию, перешли в Католическую церковь, но с сохранением восточных обрядов. Любопытно, что особенно долгое сопротивление унии оказывала Галичина, где окончательно задавить православие удалось лишь в начале XVIII века.


– Отец Владислав, каковы истоки украинского национализма?

Они имеют многовековую историю.

После татаро-монгольского погрома западная Русь была оторвана от северо-восточной Руси, оказавшись, как уже было сказано, сначала в пределах Великого княжества Литовского, а потом Речи Посполитой.

Вследствие этого через несколько столетий, уже в другую имперскую эпоху складывались определенные особенности украинских, или малороссийских, губерний России, что и порождало в некоторых кругах сепаратистские настроения.

В XIX веке эти настроения не представляли никакой реальной угрозы целостности российского государства и единству русского народа, включавшего как великорусов, белорусов, так и малороссов, или украинцев. Прямая угроза исходила с внешней стороны, а именно – из Австро-Венгрии. Дело в том, что в Галиции, Закарпатье и Буковине, вошедших в разное время в состав империи Габсбургов, присутствовало русинское или, употребляя современную терминологию, украинское население. Австро-венгерские власти, чтобы держать под контролем Галицию, старались противопоставить господствующий там польский элемент русинскому, и когда большая война была не за горами, в недрах австро-венгерского генерального штаба родилась идея образования украинского квазигосударства за счет отрыва малороссийских губерний от России под протекторатом Австро-Венгерской империи с возможностью назначения гетманом представителя династии Габсбургов. Окончательно этот замысел сложился в канун Первой мировой войны, а реализовываться стал в ходе этой войны.

Местная же русинская элита стремилась опереться на австро-венгерские власти, чтобы противостоять польскому элементу, господствовавшему в Галиции, – помещикам-полякам, крупным землевладельцам, горожанам (Львов был польский город). В то же время этот украинский элемент был пророссийским.

Отношения русин, то есть местных галичан, с Россией испортились во время короткой оккупации этой территории в Первую мировую войну российской армией.

Им казалось: раз заняли, то и присоединение произойдет. Местные круги активно поддержали российское присутствие. Но Россия вынуждена была отступить. И тогда начался жестокий австро-венгерский террор – обвинения в измене родине, расстрелы.

У народа сложилось впечатление, что на Россию опереться нельзя, и тогда местное галицийское движение, как и планировали в генеральном штабе Австро-Венгрии, стало превращаться из русофильского в русофобское – антимоскальское.

Важно заметить, что изначально название «Украина» относилось к географической, а не к этнической номенклатуре. И по-польски, и по-русски «Украина» – это окраина. Поэтому мы и говорим «на Украине» (нельзя же сказать «в окраине»). Это то, что сейчас пытаются вытеснить из русского и украинского словоупотребления, поскольку последовательно и окончательно стараются придать этому слову характер названия страны.

В Москве Украиной в XV-XVII веках называли не только юго-западные окраины – это понятие распространялось, скажем, на Псковские земли, граничившие с Ливонией, а потом со Швецией, и юго-восточные территории. Словом, все, что вдоль границы, – то Украина, но главной «Украиной» Руси были Курск, Воронеж и Харьков. Украиной же для Польши являлись пограничные территории – Киев, Чернигов, Полтава.

Галицию (на территории современной Украины – это Львовская, частично Ивано-Франковская, Тернопольские области. – Ред.) в Речи Посполитой никто Украиной не называл. Это была просто Русь, и польский король носил титул великого князя русского. Это означало, что он владеет Львовом и Галичиной, или Галицией.

В польских исторических романах Генриха Сенкевича один и тот же человек – шляхтич местного русского происхождения – мог называть себя в разных смыслах поляком, русским и украинцем. Украинцем – по месту родины, поляком – по государственной принадлежности и русским – потому что у него русские корни.

Мысль о том, что украинцы – отдельная национальность, появилась в XIX веке, а затем превратилась в политический проект Австро-Венгрии.

Традиционно малороссы, или украинцы, считали себя русскими, так же как поморы или донские казаки. Но среди части интеллигенции, которая говорила по-русски (лишь некоторые ее представители, в основном литераторы, такие как Леся Украинка, хорошо знали народный язык), то разгорались, то затухали сепаратистские настроения. В конце концов, в разгар Первой мировой войны, в том числе при содействии этих кругов, появилась идея украинского государства, Украинской Автокефальной Церкви. И с крушением в 1917 году Российской империи, при Временном правительстве, ситуация взорвалась.

В 1918 году, после крушения Российской и Австро-Венгерской империй было три украинских государства: Донецко-Криворожская Советская Республика, Украинская Народная Республика, Западноукраинская Народная Республика. Что происходило с украинским национализмом после 1917 года?

– В новых обстоятельствах подходы к устройству отношений Украины и России были разные. Один – кардинально-радикальный – полная независимость и самостоятельность. Во время гражданской войны эта идея не принималась ни красной, ни белой Россией. Это позиция Петлюры и стоявших за ним сил (Семен Петлюра – главный атаман войск Украинской Народной Республики (1918) и глава Украинской Директории (1919). В советско-польской войне 1919-1920 годов выступил на стороне Польши. – Ред.).

Но была и более умеренная позиция, которой, с одной стороны, придерживалось правительство германского, а заодно и австро-венгерского, ставленника – гетмана Скоропадского. Павел Скоропадский был русским генералом (свободно украинским языком он овладел лишь в эмиграции) и потомком того самого гетмана, которого Петр I поставил на место предателя Мазепы. Скоропадский не был антироссийским политиком. Известно, что к Деникину через Украину перебирались русские офицеры из Москвы и Петербурга. У них была возможность находиться на Украине под негласным покровительством Скоропадского. Хотя их лозунг «единая и неделимая Россия» – шел вразрез с украинской самостийностью.

Но как только власть в Киеве на относительно короткое время захватил Петлюра, офицеры, которых он там застал, были расстреляны. Скоропадский не был самостоятельной фигурой – и эмигрировал. Красная Москва (советское правительство) тоже проводила умеренную линию, но другого рода, а именно – подавление крайнего украинского сепаратизма, с поощрением стремления к автономии и федерализации, что привело к образованию СССР, одной из республик которого стала Украина.

В 20-х годах XX века государственное единство уже было реальностью, но в противовес традициям старой России советское правительство поощряло украинизацию на Украине, то есть вводило украинский язык в школах, газетах. Правда, на рубеже 1920-1930-х курс переменился и появился лозунг борьбы с украинским буржуазным национализмом.

Но это зигзаги советской политики. Что до австро-венгерской Украины, то после распада Австро-Венгрии в 1918 году, в результате поражения и местных революций в Вене, Будапеште, Праге – Галиция оказалась в восстановленной Польше: Закарпатье, или Карпатская Русь отошла к Чехословакии (Закарпатьем мы ее называем по отношению к России и Украине), а Буковина к Румынии.

В польской Галиции процветал украинский сепаратизм, заостренный против польского господства. С польской властью местные украинские националисты боролись разными способами, в том числе и террористическими. Вот эта Украина в 1939 году и вошла в состав советской Украины./

– Странно, что героем нынешних националистов является Степан Бандера, боровшийся отнюдь но за вхождение в Европу, а против Польши...

– Бандера в то время был молодым политиком, причастным к террористической деятельности в Галиции против польской власти. Через несколько дней после начала Великой Отечественной войны, когда немцы оккупировали Львов, он издал воззвание несколько парадоксального характера. Он провозглашал образование украинского государства и украинского правительства, которое обещал возглавить, и в качестве главы украинского государства и правительства благодарил Гитлера за «освобождение» Украины, называя его своим союзником. Понятно, что реальные отношения были совсем не союзнические. Украина была оккупированной территорией с полной и абсолютно неограниченной властью оккупантов. И поскольку манифест Бандеры шел вразрез с планами немецкого правительства, в течение всей войны он находился под домашним арестом у немцев но его сторонники-бандеровцы действовали по-разному. Одни из них оказались в дивизии «Галичина», являвшейся частью войск СС.

Другие же сторонники Бандеры действовали в лесах как партизанские взводы или бандитские отряды, которые главным врагом считали красных и польских партизан. Но также они устраивали погромы и избиения евреев, поляков и местных украинцев, заподозренных в пророссийских или пропольских настроениях; много было убито православных священников канонической Церкви, отвергших автокефалию. Своими для бандеровцев, если иметь в виду церковную жизнь, были униаты и украинские автокефалисты.

– Что стало с униатами после войны?

– Униатские общины прекратили существование на территории Западной Украины, то есть Галиции, в 1946 году. Тогда состоялся Львовский собор униатов, присоединявшихся к Православной Церкви, который постановил упразднить унию. Иными словами, произошло воссоединение униатов с канонической Православной Церковью. Львовскому собору предшествовал арест всех епископов-униатов, обвиненных в коллаборационизме с немцами, и униаты оказались без епископов. Среди воссоединившихся значительную часть составляли те, кто пошел на это охотно.

Важно сказать, что бандеровцы продолжали воевать еще лет 10 после окончания Великой Отечественной войны и Второй мировой войны – до середины 1950-х годов. Но уже в самой Униатской Церкви появилась инициативная группа по воссоединению с канонической Православной Церковью во главе с протопресвитером Гавриилом Постельником, которого бандеровцы убили.

Воссоединились не все, некоторые ушли в подполье, однако легальной Униатской Церкви с тех пор на Украине не существовало. Но когда разваливался Советский Союз и сепаратизм обнаружил себя, в том числе на Украине, особенно в Галиции – очаге украинского сепаратизма и униатских настроений, униаты добились от Михаила Горбачева легализации своей Церкви. Встал вопрос: а где они будут собираться? Захватили примерно половину православных церквей.

Затем другое церковное бедствие обрушилось на Украину – на западные епархии. Сначала на рубеже 1980-1990-х локальный автокефалистский раскол в Галиции, а затем филаретовский раскол в 1992 году, потрясший всю Украину. Бывший митрополит Филарет возглавлял самоуправляемую Украинскую Православную Церковь в составе Московского Патриархата – и в 1992 году объявил, вопреки каноническим нормам и процедурам, об учреждении автокефалии.

Значительное большинство украинского епископата, духовенства и православного народа отвергло филаретовскую автокефалию. Законной церковной властью он был лишен сана, а позже анафематствован.

В последние несколько лет в Галиции примерно четверть приходов – канонические, половина – униатские, а еще четверть – раскольники разных ориентаций.

– Какие регионы традиционно поддерживают Россию?

– Определенно пророссийски настроены (либо хотят в Россию, либо настроены на союз с нашей страной) Харьков и южные области – Луганская, Донецкая, Запорожская, Днепропетровская, Херсонская, Николаевская, Одесская и Крым. Говорят они преимущественно по-русски. Восточная и центральная Украина, судя по всему, колеблется – это Сумская, Черниговская, Полтавская, Черкасская, Кировоградская и Киевская области. Киев, видимо, сильно заражен бандеровским галицийским сепаратизмом. Области к западу от Киева не совсем бандеровские, по крайней мере, здесь нет серьезной почвы для унии, это более или менее укорененные православные территории. Но там сильны раскольники. Это Житомирская, Ровенская, Волынская, Хмельницкая, Винницкая области. Здесь очень заметно украинское сепаратистское в классическом смысле влияние, но это все-таки православные территории. И наконец, очаг – три галицийские области: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. В Почаеве и вокруг Почаева уния под собой почвы не имеет.

На Буковине и в Закарпатской области ситуация особенная. В Закарпатье сильна антиукраинская русинская тенденция, поскольку до 1945 года они и вообразить себе не могли, что они украинцы. Специфика украинского языка, отделяющая его от русского, в основном связана с польским влиянием, а в Закарпатье его нет.

Они никогда не были под Польшей, но входили в состав Венгрии. Австро-Венгрии, короткое время между Первой и Второй мировой войнами – Чехословакии, после разгрома Чехословакии их опять оккупировали венгры, затем они вернулись в Чехословакию, которая передала их Украине. Северная Буковина была под Австрией, но вместе с Южной Буковиной и Трансильванией составляла румынский компонент Австро-Венгрии и оказалась после Первой мировой в Румынии, а в 1940-м году Румыния вынуждена была передать Северную Буковину, как и Бессарабию, Советскому Союзу. Бессарабия вошла в состав Молдавской Республики, а Северная Буковина составила область Украины. Но с точки зрения церковной Буковина – определенно православная территория. Там униаты влияния не имеют. Закарпатье же напряжено и динамично, поскольку противостояние украинского и русинского элемента наблюдалось здесь в течение всего XX века.

– Получается, что поляки используют своих же врагов бандеровцев?

– Для традиционной Польши бандеровщина – это, конечно, враг. А для Соединенных Штатов все равно: поляки, русские, украинцы – лишь объект манипуляции.

– В планах националистов был захват всей Украины?

– Конечно. Более того, самые горячие головы говорят не только о той Украине, которую сейчас представляет современная страна, но и о «соборной Украине», подразумевая под этим значительную территорию современной Польши – Холмщину, Прикарпатье. Восточную Словакию они тоже считают своей (когда-то там было русинское население). Так же – юг Белоруссии. Белорусское Полесье. Брест (напирая на то, что во время оккупации Белоруссии немцы включили Брестскую область в территорию Рейхскомиссариата Украина). Ну а дальше – Волгоград, Кубань, Краснодарский край, Воронежская, Курская области...

До границ Казахстана мыслили они «соборную» Украину.

Беседовала Ирина Воробьева