Старец Кирилл о смысле испытаний в годы Великой Отечественной войны

Для архимандрита Кирилла (Павлова, 1919-2017), старца, духовника трех Русских Патриархов, фронтовика, прошедшего Сталинград и всю Великую Отечественную войну, это время было трудным даже для воспоминаний. «Страшная большая война», – говорил батюшка. Милостью Божией остался он жив, обратившись на войне к вере Православной, найдя Евангелие в развалинах дома в Сталинграде.  

Встреча родных в Макове. .png Встреча родных в Макове. Внизу сестра батюшки Анна, отец Кирилл, его старший брат Адриан, внучка Анастасия, верху дочь Анны Антонина и её муж Валерий, между ними дочь двоюродного брата батюшки Александра

…Отчий дом Павловых в с. Маковские выселки Рязанской области, крытый соломенной крышей, до наших дней не сохранился – он сгорел в 1957 году. В 1980-е годы сестра батюшки Анна Дмитриевна Павлова, выйдя на пенсию, купила домик у церкви в соседнем Макове, где радушно принимала всех, кто приезжал помолиться в храм Рождества Богородицы. 

Духовник Свято-Троицкой Сергиево Лавры архимандрит Кирилл бывал здесь со своими духовными чадами каждую весну в период от Пасхи до Вознесения, когда в полную силу цвели сады. 

Панихида на кладбище в Маково.png Панихида на кладбище в Макове 

Панихиды на Маковском кладбище постепенно превращались в особый «жанр» соборного моления, радостного и трепетного общения с Богом и друг другом – живыми и усопшими. После молитвы обласканные и одаренные батюшкой односельчане садились за трапезу, пели духовные канты – о Матери Божией, Самарянке, житейском море и материнской молитве: 

«Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле

Есть кому, переживая, помолиться о тебе».

Эти слова по-особому звучали в устах бывших фронтовиков – тех, кто на себе испытал силу материнской молитвы во время войны. 

Рассказывали, что Прасковья Васильевна, не отличаясь крепким здоровьем, ежедневно делала сотни поклонов за своего сына – солдата Ивана Павлова. 

Елизавета Федоровна Чуйкова, мать командующего 62-й армией Василия Чуйкова.jpgЕлизавета Федоровна Чуйкова, староста Никольского храма, вымолила восемь своих сыновей. Никто из них не погиб во время войны 

А всего в 70 километрах от Макова, в тульском поселке Серебряные пруды молилась староста Никольской церкви Елизавета Федоровна Чуйкова, мать командующего 62-й армией Василия Чуйкова. 

После Победы восемь ее сыновей встретились в родном доме живые и невредимые. Рукописную молитву матери прославленный генерал, герой Сталинграда, так и хранил всю жизнь в своем военном билете. 

Эта страшная война со всей своей беспощадностью внесла ясность и в мироощущение будущего лаврского духовника архимандрита Кирилла (Павлова).

Время героизма и предательства

О войне отец Кирилл, как и многие фронтовики, вспоминал неохотно. Эпизод с Евангелием, найденным в сталинградских развалинах, единственное, что он подробно рассказывал о том времени. А однажды батюшка сказал: «Кто там не был, тот ничего не знает. Порой это было хуже ада. Пережить такое крайне тяжело...»[1]

Архимандрит Кирилл (Павлов) с архимандритом Алексием (Поликарповым). Старец рассказывает о войне.png Архимандрит Кирилл (Павлов) с архимандритом Алексием (Поликарповым). Старец рассказывает о войне

Ведь война – это не только массовый героизм, это еще и предательство, и сотрудничество с Особым отделом и стремление скрыться с передовой в тыловые службы. И человек все время словно в круговой обороне – без чувства надежного тыла: «Враг был прямо перед тобой, но рядом все время появлялись новые люди, и ты не знал, не был уверен в них. Это и было хуже ада»[2].

Будущий архимандрит Кирилл, а тогда просто Иван Павлов встретил начало войны на границе с Маньчжурией, в селе Барабаш Хасанского района – солдатом-срочником в 96-м саперном батальоне 92 стрелковой дивизии 1-й Краснознаменной армии[3]

Автобиография Ивана Павлова.png Автобиография Ивана Павлова

В армию его призвали 14 сентября 1939 года Катав-Ивановским РВК Челябинской области. По осени 1941 года ожидали демобилизации. Мечты о жизни на «гражданке» развеялись 22 июня, когда Церковь вспоминала всех русских святых и пришло известие о начале войны.

Опасаясь нападения со стороны Японии, которая в 1931 году захватила китайскую Маньчжурию, советское командование укрепляет дальневосточные рубежи. «Нас к самой границе японской доставили и приказали окопы рыть, землянки, заготавливать топливо, пищу»[4], – рассказывал отец Кирилл. 

В сентябре 1941 года советская разведка получает сведения о решении японского императора отложить вступление в войну как минимум до начала 1942 года. Десятки дивизий Дальневосточного фронта в срочном порядке, по «зеленому семафору» перебрасываются под Москву и Ленинград, где складывается критическое положение. 

Отец Кирилл вспоминал: 18 октября 1941 года вышел приказ о передислокации, а 1 ноября их часть уже была на станции Хвойная, под Тихвином[5].

«А местность там болота да леса, – рассказывал батюшка. – И надо сказать, очень лютая зима была, уже снег выпал, и стояли сильные морозы. Поскольку приехали все в летнем обмундировании, то было очень много обмороженных»[6].

Волховский фронт, куда попал Иван Павлов, формировался для прорыва блокады Ленинграда. 

Волховский фронт 1941 год.jpg Волховский фронт 1941 год

По воспоминаниям отца Кирилла, труднопроходимые сырые леса были нашпигованы немецкими дотами и дзотами, наполнены смертельными ловушками минных полей[7]. Продвижение наших войск к Ленинграду со стороны Волхова захлебнулось, большая группировка советских войск оказалась отрезанной от основных сил и попала в окружение. 

24 апреля 1942 года в ходе боев под Волховом Иван Павлов получил осколочное ранение в ногу и два с половиной месяца провел в военном госпитале в селе Кай Кировской области[8], на берегу Камы. Это госпитализация, видимо, спасла солдату жизнь. Старец много лет спустя вспоминал: после его ранения батальон отправили разминировать некие поля, и большая часть его однополчан с задания не вернулась... 

«За Волгой для нас земли нет!» 

После тяжелых поражений под Ленинградом, в Крыму и под Харьковом советские войска отступали в сторону Дона. Лето 1942 года выдалось сухим и жарким, несколько недель не было дождя. Дым горящих пшеничных полей смешивался с запахом смерти.

Вермахт стягивал силы на юг России, намереваясь уничтожить группировку советских войск в районе Дона, занять Сталинград и начать захват нефтеносных районов Кавказа. Немцы планировали перерезать железнодорожное и автомобильное сообщение центра страны с югом, а также главную водную транспортную артерию – Волгу. По ней страна снабжалась кавказской нефтью и хлебом Кубани и Ставрополья. 

Началась битва, которую назовут крупнейшей в истории Второй мировой войны по значимости, количеству вовлеченных сил и потерям. Можно сказать, что исход боев в Сталинграде решал судьбу не только России, но и всего мира. Сталин издает приказ № 227 «Ни шагу назад!», который предусматривает карательные меры вплоть до расстрела за отступление без приказа. Крылатая фраза «За Волгой для нас земли нет!» становится самой подлинной реальностью для защитников Сталинграда. 

После госпиталя Иван Павлов пробирается на юг: сначала в Нижний Новгород (тогда город Горький), а затем в Камышин[9], где формируются части для обороны Сталинграда.

Боевая характеристика Ивана Павлова.png Боевая характеристика Ивана Павлова

Как следует из архивных документов, в начале Сталинградской битвы он служит в 9 мотострелковой бригаде[10].

Спустя полвека, в 1993 году, архимандрит Кирилл (Павлов) снова приедет в те края – на празднование 50-летия Сталинградской битвы в составе делегации, сопровождающей Святейшего Патриарха Алексия II. В студии Волгоградского телевидения батюшка будет вспоминать о первых днях сражения на Волге[11]: «Мы стояли в обороне Сталинграда, примерно в километрах 20-25 от города. В один из воскресных дней августа месяца 1942 года, когда немецкие бомбардировщики в количестве около тысячи самолетов налетели на город, картина была очень-очень страшная. Город был весь охвачен пожаром, огонь, клубы черного дыма поднимались до облаков. Нас сняли с обороны. Я в это время был ранен…». 

В 1942 г. случилось непостижимое: легко пройдя тысячи километров по русской земле, гитлеровцы в Сталинграде не смогли преодолеть последние десятки метров до Волги. И, как отмечал военный корреспондент и писатель Василий Гроссман, «чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» 

О том, что советские воины были смертными, напоминает множество братских могил на Мамаевом кургане и по всему Волгограду. 

Эвакуацию мирных жителей в городе в 1942 году провести не успели, в результате чего во время авианалета погибли тысячи сталинградцев. Потоки горящей нефти и бензина из разрушенных нефтехранилищ устремились к Волге. Горела поверхность реки, пылали пароходы на сталинградском рейде, страшно дымились изуродованные скелеты сталинградских домов. 

Тем временем передовые части 6-й немецкой армии Паулюса, форсировав Дон, продвигались к Волге и к северной окраине Сталинграда. 23 августа они прорвались к реке в районе поселков Ерзовка-Рынок. С юга на город наступала 4-я армия Гота, планируя соединиться с северной группировкой Паулюса и захватить разрушенный бомбардировкой город.

9-я мотострелковая бригада, в которой служил Иван Павлов, получила приказ контратаковать противника и перекрыть дорогу на северных подступах к Сталинграду в районе села Орловка (Городищенского района)[12]

Сам батюшка в одном из своих послевоенных интервью вспоминал подробности боя на берегу Волги на подступах к Сталинграду: «Мы так головы приподняли, а уже в метрах семидесяти от нас немецкие танки и автоматчики – и стреляют. Такое состояние неописуемое, тут уже просто на волю Божию полагаешься. Лежишь, а там грунт песчаный, и вижу, как пули падают в песок и пыль поднимается. Любая пуля заденет – и все. И кто со мной бежали – падали как снопы. Бежали по этой балке прямо по берегу»[13].

В сентябре 1942 года защитники Сталинграда получат приказ отходить в город. После этого в новостных сводках всего мира замелькают такие названия, как Мамаев курган, завод «Красный Октябрь», элеватор, Сталинградский тракторный, железнодорожный вокзал, 13 раз переходивший из рук в руки, площадь 9 Января и дом Павлова. 

В середине сентября 9-ю мотострелковую бригаду после боев уже в самом городе – в районе завода «Красный Октябрь» и на Мамаевом кургане – из-за тяжелых потерь выведут с переднего края на отдых и переформирование[14]

В сентябре 1942 года имя Ивана Павлова почти на два месяца исчезает из списков бойцов действующих частей…  

Личное дело Ивана Павлова

Воин Иван Павлов сестрами Марией и Анной .png Воин Иван Павлов сёстрами Марией и Анной

Проследить путь солдата на войне непросто – порой единственным документом, свидетельствующем о его пребывании в той или иной части, являются раздаточные ведомости на выдачу денежного содержания. 

Именно такие документы с подписями рядового Ивана Павлова были найдены в архиве 254-й танковой бригады за период с ноября 1942-го по декабрь 1943-го[15]. К этому времени в Сталинградском котле оказывается огромная группировка немецких войск общей численностью более 330 тысяч человек. На помощь терпящей бедствие армии генерал-фельдмаршала Паулюса идут танковые части генерала Манштейна. 

254-я танковая бригада продвигается к Сталинграду с юга, делает марш-бросок в 60 км и в районе колхоза имени 8-го Марта входит в состав 57-й армии Сталинградского фронта. В конце 1942 года она занимает «подвижную оборону» с целью не допустить немцев к Сталинграду[16].

Сам отец Кирилл вспоминал, как брали они в кольцо Сталинград и мерзли в заснеженных окопах: «Два метра снег. Вкапывались лишь на метр, так и мерзли, закутавшись в шинели, да еще в трофейные, немецкие. Еду подвозили только ночью, остывшую, мерзлую. Как выжили?.. Чудом Божиим!»[17]

Рассказывал батюшка, как молился он в холодных траншеях под звездным небом: уходил немного в сторону и читал «Отче наш». И это не вызывало ни смеха, ни удивления – на передовой неверующих не бывает. Ни курить, ни разводить костры тогда не разрешалось. Чтобы как-то согреться, полагалось немного спирта, но его Иван отдавал товарищам. А ночью вражеские грузовые самолеты сбрасывали провизию немецким солдатам, и иногда эти «посылки» залетали в наши окопы, что вызывало ликование бойцов. 

В таких сверхчеловеческих условиях они и воевали, не обращая внимания на простуженные легкие, которые напомнили о себе уже после войны. А тогда даже мечтали: «Заболеть бы… Чтобы в госпитале отдохнуть». Но никакая хворь не брала. «Бежишь, – вспоминал батюшка, – у тебя оружие тяжелое наперевес, прыгаешь через какие-то широченные балки, рвы, канавы. И хоть бы что-нибудь переломал себе или вывихнул». 

А сразу после окончания Сталинградской битвы – 6 февраля 1943 года – за боевые заслуги Ивана Павлова примут кандидатом в члены ВКП(б). «Они наметили нас пять человек – дескать, победили под Сталинградом, молодые, дисциплинированные – политрук поручился, прошение написал…» – рассказывал отец Кирилл об этом эпизоде своей военной биографии.

Личное дело кандидата в члены ВКП (б) Ивана Дмитриевича Павлова было найдено в Центральном архиве Минобороны уже после кончины архимандрита Кирилла (Павлова) летом 2019 года (на нашем сайте оно опубликовано здесь.)

Сталинградское Евангелие

Освобожденный Сталинград встретил советских воинов скелетами разрушенных зданий и улицами, заваленными телами погибших. До конца жизни батюшка не мог забыть странную и страшную тишину и трупный запах, делавшие Сталинград совершенно мертвым городом, вселявшим ужас. 

Освобожденный Сталинград.jpg Освобожденный Сталинград

Там, в развалинах одного из разбитых бомбежкой домов Иван Павлов и нашел Евангелие. Собрал его по листочкам, стал читать и воспрял душой. 

Евангелие.png

Встреча с Евангелием в разрушенном Сталинграде стала ключевым моментом в его биографии, воскресила к новой жизни во Христе. «Был апрель, уже пригревало солнце, – вспоминал отец Кирилл много лет спустя. – Однажды среди развалин дома я поднял из мусора книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие! Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение! Собрал я все листочки вместе – книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война, почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие – у меня просто глаза прозрели на все окружающее, на все события»[18].

Каждый, кто обращался к батюшке уже как к духовнику Троице-Сергиевой Лавры, слышал его неизменный совет: «Читайте Евангелие! Вы не представляете себе, какое сокровище вам откроется!». «Евангелие нам дано, принесено с неба, – и это слово не простое, слово Божественное, и оно нас учит только добру, как нам прожить здесь, на земле, миновать все погрешности, миновать искушения, соблазны, избавиться от мучащих нас страстей, пороков, грехов, беззаконий»[19].

Иван Павлов больше не сомневался в том, что эта страшная война была попущена за отступление народа от Бога, за падение нравственности, за то, что попытались в России покончить с верой и Церковью. 

Келейница батюшки Любовь Пьянкова .jpg
Келейница батюшки Любовь Пьянкова

Келейница батюшки Любовь Пьянкова рассказывала с его слов: в разрушенном и мертвом Сталинграде он дал обет – если вернется живым, будет учиться на священника и служить Богу. 

В этом своем желании он еще больше укрепился в Тамбове, где его часть провела некоторое время после Сталинградской битвы. Батюшка вспоминал, как попал на богослужение в тамбовский храм Иоанна Предтечи. Церковь была полна народом, люди плакали навзрыд, слушая проповедь священника – отца Иоанна, который впоследствии стал архиереем,епископом Калининским Иннокентием. «Это был сплошной вопль… Конечно, такой вопль, молитва простой верующей души до Бога дошла!» – рассказывал отец Кирилл.

В сентябре 1943-го состоялась знаменитая встреча Сталина с митрополитами Сергием(Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), был избран Патриарх, начали открываться храмы и духовные школы, а пастыри возвращались из тюрем. 

После этого «в корне изменилось положение на фронте, – вспоминал старец. – Даже Георгий Жуков в своих мемуарах на это внимание обращает. Он говорит, что немецкие генералы в начале войны такие стратегические планы строили, а с 1943-го те же самые генералы стали делать ошибки, ляпсусы, такие, что приходилось только удивляться. А это очень просто: Господь всегда, когда хочет наказать, отнимает разум». 

Иван-Исповедник

Однако отказ от вступления в партию в 1943 году по религиозным соображениям чуть не стоил Ивану Павлову жизни.

Кандидатский срок уже истекал, а совесть не давала покоя – «половинный» партиец все откладывал последний шаг.

В Павлограде Днепропетровской области политрук, наконец, поставил вопрос ребром: пора из кандидатов переходить в члены партии. В ответ 24-летний Иван с глубокой верой и горячим юношеским воодушевлением исповедовал Христа и отказался быть коммунистом.

«Меня начали мытарить: штабное было собрание, потом ротное, батальонное. И везде-везде меня обрабатывали. Так уж мне доставалось…»[20] Вердикт: несговорчивый боец пойдет на передовую, автоматчиком на танке – такие редко доживали до второго боя. 

Но Господь хранил Своего исповедника: за Ивана Павлова вступилось начальство соседней части, куда он был переведен на должность писаря. 

Архивные документы свидетельствуют: в конце войны Иван Павлов – писарь в штабе 1513-го самоходного артиллерийского полка. В приказах и сводках боевых действий, зафиксированных его рукой, – километры фронтовых дорог: населённые пункты Украины, Венгрии, Австрии, Чехословакии. 

Незадолго до окончания войны, в марте 1945-го, в районе озера Балатон началось последнее крупное контрнаступление танковой армии вермахта. Даже прошедшие войну фронтовики эти бои вспоминали, как тяжелые и кровопролитные. По их окончании, накануне Победы, Иван Павлов будет награжден медалью «За отвагу». 

После войны его полк на несколько месяцев останется в Чехословакии. Здесь Иван впервые услышит об Афоне. 

Рассказы напоминали волшебную сказку: там, на Святой горе, среди нестерпимой синевы Эгейского моря, стоят монастыри – как крепости; там монашеское братство, которое ничто и никто не отвлекает от молитвы.

В послевоенной Европе легко затеряться, добраться до Афона. Но если его обвинят в дезертирстве – отвечать придется родным.

Иван Павлов завершит службу осенью 1945-го в звании старшего сержанта. В Москве, оставив солдатский вещмешок у сестры в коммуналке, он поедет в Елоховский собор с главным вопросом – есть ли в Советском Союзе духовные школы, где учат на священников. 

Архимандрит Кирилл (Павлов) .jpg Архимандрит Кирилл (Павлов)

Окончив духовные школы, семинарию и академию, Иван, в монашестве Кирилл (Павлов) более полувека отдаст служению обители преподобного Сергия – Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

И как особый знак промысла Божьего его тезоименитство пришлось на 22 июня, когда началась Великая Отечественная война. А отпевали героя Сталинграда 23 февраля 2017 года, в День защитника Отечества…


По материалам книги «Сталинградское Евангелие архимандрита Кирилла (Павлова)», СТСЛ, 2021



[1] Военные истории от старца Кирилла (Павлова). URL: https://pokrov.pro/voennye-istorii-ot-starca-kirilla-pavlova/
[2] Там же
[3] Анкета Ивана Павлова в личном деле кандидата в члены ВКП(б). ЦАМО. Ф. 42078. Оп. 301793. Д. 17
[4] Кирилл (Павлов), архим. Слова и беседы. – Сергиев Посад: СТСЛ. – 2019. – С. 99
[5] Там же. – С. 99
[6] Там же. – С. 100
[7] Там же 
[8] Автобиография Ивана Павлова в личном деле кандидата в члены ВКП(б). ЦАМО. Ф. 42078. Оп. 301793. Д. 17; а также Кирилл (Павлов), архим. Слова и беседы. – Сергиев Посад: СТСЛ. – 2019. – С. 101
[9] Кирилл (Павлов), архим. Слова и беседы. – Сергиев Посад: СТСЛ. – 2019. – С. 101
[10] Анкета вступающего кандидатом в члены ВКП(б) в личном деле Ивана Павлова. ЦАМО. Ф. 42078. Оп. 301793. Д. 17, а также История болезни стрелка 9 м. с. бр. Ивана Дмитриевича Павлова в № 27 ЭГ 2904. Филиал ЦА Минобороны (военно-медицинских документов), С.-Петербург
[11] Эти кадры вошли в документальный фильм «Старцы. Архимандрит Кирилл Павлов»
[12] Сталинградская битва. Июль 1942 – февраль 1943: энциклопедия / под ред. М.М. Загорулько; Адм. Волг. обл., Волг. гос. ун-т, Ин-т военной истории Мин. обор. РФ, ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». 5-е изд., испр. и доп. – Волгоград: Издатель, 2012. – С. 216 
[13] Кирилл (Павлов), архим. Слова и беседы. – Сергиев Посад: СТСЛ. – 2019. – С 101-102
[14] Сталинградская битва. Июль 1942 – февраль 1943: энциклопедия / под ред. М.М. Загорулько; Адм. Волг. обл., Волг. гос. ун-т, Ин-т военной истории Мин. обор. РФ, ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва». 5-е изд., испр. и доп. – Волгоград: Издатель, 2012. – С. 216
[15] ЦАМО. Ф. 3295. Оп. 2. Д. 47, листы 11, 36; Д. 48, листы 16, 36, 130, 151, 161, 181, 214, 272, 294, 335, 245, 435
[16] Краткая характеристика 254 танковой бригады на 5 листах. 1942-1945 гг. ЦАМО. Ф. 3295. Оп. 1. Д. 1-а. К. 20 021
[17] Военные истории от старца Кирилла (Павлова). – URL: https://pokrov.pro/voennye-istorii-ot-starca-kirilla-pavlova/
[18] «Я шел с Евангелием и не боялся». Интервью архимандрита Кирилла (Павлова) главному редактору газеты «Русь Державная» Андрею Печерскому // Русь Державная. – 1995. – № 19
[19] Кирилл (Павлов), архим. Слова и беседы. – Сергиев Посад: СТСЛ. – 2019. – С. 94-95
[20] Там же. – С. 104