Выбор князя Владимира: «Знаем только, что пребывает там Бог с людьми»

Пелишенко Мария
Пелишенко Мария

Крещение Руси равноапостольным князем Владимиром способствовало становлению государственности и христианской культуры в нашем Отечестве, искореняло язычество с присущими ему жертвоприношениями и идолопоклонством, в корне меняло ценности и мировоззрение наших предков.

«Бог един, Ему служат греки»

Отец Феодор и сын Иоанн.jpg Отец Феодор и сын Иоанн

Жертвоприношения после удачных войн были обычным делом у славян. В 983 году, после Ятвяжского похода (ятвяги – один из балтийских народов на территории современных Польши, Литвы и Белоруссии) в честь победы вместо животных было принято решение принести человеческую жертву богу Перуну – отрока или девицу. Язычники верили в то, что энергия умервщлённого передаётся живым, причём чем младше человек, тем больше энергии можно получить.

«Повесть временных лет» описывает отчаянное сопротивление христиан, на которых пал страшный жребий язычников: «Пришел тот варяг из Грек и держался христианской веры. И был у него сын, прекрасный лицом и душою; на него и пал жребий по зависти дьявольской… И сказали посланные к нему, придя: “Пал жребий на сына твоего, ибо изволили его боги себе. Да сотворим требу богам!” И сказал варяг: “Не боги это, но дерево: днем есть, а наутро сгниет – не едят они, не пьют, не разговаривают, но сделаны руками из дерева. А Бог есть един, Ему же служат греки и поклоняются, – Он же сотворил небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они рукотворны. Не дам сына своего бесам!” Посланные ушли и поведали людям обо всем. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Он же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: “Дай сына своего, да отдадим его богам!” Варяг же отвечал: “Если боги это, то пусть пошлют одного из своих и возьмут сына моего. А вам что за дело?” И кликнули [люди], и подсекли сени под ними, и так убили их» [4].

Герои повествования – отец Феодор и сын Иоанн – стали первыми известными христианскими мучениками за веру на Руси.

По мнению историка А.Ю. Карпова, данное событие могло произвести глубокое впечатление на князя киевского Владимира, разочаровавшегося в язычестве. Если раньше князь смотрел на христианство как на религию слабых, преимущественно женщин (вспомним, что крещена была его бабка Ольга), то теперь он увидел мужество христиан, способность к самопожертвованию за свою веру. Стало очевидным и варварство язычников, которые расправились с прекрасным юношей и любящим его отцом.

Владимир призвал миссионеров из разных стран и начал расспрашивать о вере. Из «Повести временных лет» известно, что князь выслушал болгарских имамов: «Вот ты, князь, мудр и разумен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету!» Однако запрет на вкушение свиного мяса и распитие вина не понравился князю. «Веселие на Руси есть питие, не можем без этого быти!» – ответил болгарским проповедникам Владимир. Тем не менее он отправил в Волжскую Болгарию посольство из десяти мужей «добрых», которые должны были посетить мусульманский намаз и дать оценку увиденному по прибытии в Киев князю. Вернувшись, послы отрицательно отзывались о вере булгар («не добр закон их» [8]).

После этого в Киев прибыли иудеи Хазарского Каганата. Иудейским посланникам князь задал единственный вопрос о том, где находится их земля. Выяснив, что еврейский народ рассеян, князь ответил послам, согласно летописи, так: «Если бы любил Бог вас и закон ваш, то не расточил бы вас по чужим странам. Или и нам вы того же хотите?»

В Западном Христианстве Владимира смущал момент поклонения Папе Римскому и его главенства над государственной властью. Тем более что незадолго до описываемых событий случилось кровопролитное восстание у полабских и прибалтийских славян, попавших под иго немецких проповедников.

Поэтому, как и его бабка-княгиня Ольга, которая, согласно «Повести временных лет», в 955 году приняла Крещение в Константинополе, Владимир особое внимание уделяет Православию.

Князь Владимир.jpg Великий князь Владимир выбирает веру (фрагмент). 1822 г. Художник Эггинк Иван Егорович

Князь выслушивает греческих философов, а затем отправляет в Константинополь посольство «мудрых мужей». Их поражает красота богослужения и величественное пение в Константинопольской Софии, её архитектура и внутреннее убранство.

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми».

Храм Святой Софии, Стамбул.jpg Храм Святой Софии, Стамбул

Политические мотивы

Однако не только поиск истинной веры, красота византийских храмов и богослужений стали причинами принятия христианства Владимиром. Были у князя и политические мотивы.

Во время царствования Никифора II Фоки (963–969) и Иоанна I Цимисхия (969–976) в Византийской империи обострилась борьба между провинциальной аристократией и столичной чиновной бюрократией. В 976 г. Иоанн Цимисхий умер, власть оказалась в руках Василия II.

В 986 г. Василий II предпринял неудачный поход на болгарский город Средец (впоследствии София). Весть о его поражении быстро распространилась во всех уголках империи, возобновились восстания в восточной части византийских владений. Варда Фока в 987 г. объявил себя «василевсом ромеев», овладел восточной частью Византийской империи и встал со своим войском напротив Константинополя, на азиатском берегу Геллеспонтского пролива.

Ситуация для Василия II была критичной: восток страны потерян, боеспособной армии в подчинении нет, а на сервере и западе орудуют болгары. В этих условиях он обращается за помощью к князю Владимиру. Как пишет Яхъя Антиохийский: «И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю русов – а они его враги, – чтобы просить их помочь ему в его положении. И согласился он на это. И заключили они между собой договор о свойстве, и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны...» [6]

Известно, что киевский князь Владимир направил в Константинополь на помощь Василию II многотысячный отряд. Благодаря этому 13 апреля 989 г. была выиграна битва при Авидосе, в ходе которой погиб Фока, а также сражение с мятежниками при Хрисополе в 988 г., и исход гражданской войны оказался в пользу императорской власти.

Большинство историков считает, что Василий II, воспользовавшись помощью киевского князя, не спешил выполнять условия договора. Не желал выдавать свою сестру Анну за «северного варвара», да и последняя была против этого союза. Тогда Владимир осадил центр византийских владений в Крыму – Корсунь (Херсонес). После этого византийский император вынужден был выполнить обещание и отдать свою сестру в жёны князю Владимиру.

Существует и другая точка зрения, высказанная историком А. Поппэ, согласно которой причина нападения Владимира на Корсунь заключалась в том, что там находились восставшие против императорской власти сторонники Фоки.

В любом случае, заключив брак с сестрой византийского императора Анной, Владимир стал членом европейской семьи правителей. По мнению С.П. Карпова, сама Русь на тот момент была частью большого славянского мира. Соседние и близкие к Руси славянские народы, а именно болгары, поляки и чехи, к тому времени приняли христианство. Таким образом Русь же приобщалась к христианской вере вместе со всем славянским миром и через его посредничество [2].

Свет Христов просвещает всех

По возвращении из похода на Корсунь в Киев князь вместе с греческим духовенством начинает массовое крещение дружины и всего народа в водах Днепра и Почайны. Перун вместе с другими изваяниями богов из пантеона были прилюдно сброшены в Днепр и другие реки. На месте капищ стали возводиться храмы.

По свидетельству летописцев, в целом христианизация на Руси прошла мирным путём, за исключением немногих городов, в частности, Новгорода, сильного язычеством, в котором Владимир столкнулся с восстанием своего дяди Добрыни.

Со становлением христианства на Русь приходят не только богослужения по греческому образцу, а также письменность, христианская культура и законы. Л.И. Батюк отмечает, что «после принятия христианства основой для внутреннего церковного управления на Руси служили византийские своды законов» [1], так называемые номоканоны.

В Киеве появляется митрополичья кафедра, власть митрополита простирается на всю Русь и объединяет в целом всё духовенство страны. Для детей открываются школы, начинается книжное просвещение. Многие духовные книги стали доступны русскому населению, так как были переведены последователями св. Кириллом и Мефодием на славянский язык.

Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Способствовала искоренению языческих порядков и образов в быту: многоженства, жестокости, неверности.

Христианство оказало огромное влияние на искусство, культуру, храмовое строительство. Первая церковь на Руси, посвященная празднику Успения Пресвятой Богородицы, получила говорящее название – Десятинная, так как была построена на десятину доходов князя Владимира. Вслед за строительством Успенского собора были воздвигнуты в Киеве и Новгороде соборы Святой Софии и часовни. Церкви украшались богатыми фресками и мозаикой по византийскому образцу [3].

Таким образом, христианство оказало огромное влияние на становление русской государственности, культуры, всего жизненного уклада – церковь выполняла роль регулятора семейных отношений, покровительствовала обездоленным, возвышала и облагораживала человеческую душу.

Мария Пелишенко, студентка 3 курса Института истории и политики Московского педагогического государственного университета (МПГУ)

Список литературы:

1.             Батюк Л.И. К 1020-летию принятия Христианства на Руси // Научная статья. – Вестник РЭА, 2008. – № 3.
2.            Карпов А.Ю. Владимир Святой // Молодая гвардия, 2015. – Гл. 5, 26 стр., 397 стр.
3.            Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление Христианства на Руси // Молодая гвардия, 1988. – 68-230 стр.
4.            Кузьмин А.Г. и Фомин В.В. Повесть временных лет. Откуда есть пошла русская земля. – Изд. 2016. – 110-112 стр.
5.            Кузьмин А.Г. История России с древнейших времён до 1618 г. – Москва, изд. «Владос». – 2004.
6.            Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. – Русская классика. – С. 23-24.
7.            Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России //  Эксмо. – 2015 – С. 176.
8.            Шапырёв С.П. Ипатьевская летопись. – СПб, 1843. – Том 2, 381 стр.