Золотой «век» старообрядчества

30 апреля 1905 года опубликован Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости».

pics34876.jpg
Александр Трушин

«В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии», – было сказано в преамбуле этого указа. 

Отныне всякий поданный Российской империи лишался уголовной и административной ответственности за выбор вероисповедания, с оговоркой, что правовое обеспечение выбора веры наступает в совершеннолетнем возрасте. После выхода указа для некоторых граждан империи отпала необходимость формального причисления себя к православным. Также дозволялось обращение в свою веру усыновлённых детей. До 1917 года в Санкт-Петербурге действовали храмы всех религий, исповедовавшихся в Российской империи.

Особенно важен был этот указ для старообрядцев. Именно в нём они стали называться не раскольниками, а именно старообрядцами. В данном законе было прописано разделение между религиозными группами – старообрядческими согласиями и сектантами. Кроме того, старообрядцам была объявлена свобода в деле отправления богослужений, строительства храмов, основания монастырей, беспрепятственной проповеди своей веры.
Накануне выхода указа, 16 апреля, от императора поступила Высочайшая телеграмма на имя генерал-губернатора Московского с повелением распечатать алтари храмов Рогожского кладбища, разрешив тем самым отпраздновать старообрядцам Пасху полным литургическим чином.

Так называемый золотой век старообрядчества – это символическое название «всего-навсего» двенадцати лет от начала свободы вероисповедания в Российской империи вплоть до катастрофических событий февраля и октября 1917 года, отбросивших наше Отечество в культурно-духовном развитии далеко назад. Несмотря на эту ничтожную для истории дюжину лет, старообрядцы как самая активная и живая часть населения России быстро среагировали на объявление свободы, использовав это драгоценное время на благо Церкви.

Около тысячи старообрядческих храмов и часовен было воздвигнуто за этот малый период в Российской империи. Многие из них отличаются выдающимся архитектурным решением. Каждый из храмов одновременно становился своеобразным «музеем», содержащим уникальное собрание бесценных древних икон, книг, богослужебных предметов, облачений, за древностью которых им, в буквальном смысле слова, не было цены.

Из старообрядческих семей вышли многие русские купцы и предприниматели. Но свобода вероисповедания продлилась не долго. С 1917 года религия была признана «опиумом народа», и в одинаковой степени пострадали и православные, и старообрядческие храмы.