А ты можешь стать апостолом?

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

Вот только что закончились дни праздничного торжества, посвященные Рождеству Христову. Как мы знаем, главная Благая Весть, принесенная Господом с Неба на землю – это весть о том, что смерти нет, но что наш Создатель и Творец мира, видимого и невидимого, приготовил людям Блаженную Вечность, блаженство которой несравненно превышает всякое земное утешение. Так что, по слову апостола, «око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). 

Господь завещал Своим ученикам и апостолам – пусть мертвые душою занимаются мертвыми делами века сего, а вы идите и благовестите Царство Небесное.   

Сегодня, 17 января, мы совершаем память 70-ти так называемых меньших апостолов Христовых. Блаженный Феофилакт Болгарский видит прообраз их апостольства еще в Ветхом Завете, в книге «Исход». Там написано, что когда сыны Израилевы, странствуя по Синайской пустыне, пришли в Елим, то нашли 12 источников воды и 70 финиковых деревьев. Елим, как отмечает блаженный Феофилакт, в переводе означает восхождение, и здесь, видимо, подразумевается восхождение от Ветхого Завета к Новому. 12 источников, по его мнению, прообразуют 12 высших апостолов, а 70 финиковых дерев – 70 меньших. Ибо как вода питает содержащимися в ней минералами деревья, так 12 ближайших учеников Господа в совместных апостольских трудах явились учителями для 70 меньших апостолов, напитавши их евангельским учением, воспринятым от Господа, а те, в свою очередь, питали сторичными плодами изголодавшееся по истине человечество.

Суть деятельности святых апостолов, таким образом, сводилась к тому, чтобы напитать человечество Словом Спасителя. 

Среди ключевых слов Иисуса Христа, важных для апостольской проповеди, можно отметить следующие. Однажды, отвечая на вопрос фарисея, какая наибольшая заповедь в Законе, Он сказал, что первая и наибольшая заповедь – это «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем помышлением твоим, и всею крепостию твоею...» (Мк. 12:28). 

Все внимание человека, все силы его души должны быть сосредоточены, сконцентрированы на любви ко Господу, так как любой иной объект такого сосредоточения душевных сил обязательно будет ложным суррогатом, тщащимся заменить Бога и занять Его место в сердце и душе человека. Иначе говоря, – это будет идол, кумир, подменяющий собою Творца. 

Но как редко человек исполняет эту первейшую заповедь! Его внимание чаще всего привлекается не к Богу, а к суетным вещам мира сего. 

Любая вещь отымется, ибо нет ничего вечного, кроме Бога. Только Он не отымется, ибо вечен.

Любая вещь светит только отраженным светом. А Бог – это самый Источник неприступного Света, Солнце Правды, вечный Источник. И если ум все внимание свое направляет на этот источник, если все силы души к Нему устремлены, как бы сфокусированы на Нем, то в конце концов этот Божественный Фаворский Свет наполнит все наше существо, и, говоря словами Евангелия, все тело тогда станет светло и не будет иметь ни одной темной части. Это и есть, собственно, стяжание Царства Небесного внутрь нас, главная, основная цель жизни человека на земле, о которой принес Благую Весть Господь Иисус Христос и о чем Он поручил благовестить и Своих ближайших учеников и апостолов.

Такое сосредоточение внимания на любом другом объекте, кроме Бога, – это душевная болезнь, помешательство.

У каждого психически больного человека есть ложный предмет сосредоточения – «пунктик». Осмелюсь сказать, что большинство людей в этом смысле – болящие. Внимание их «умного ока» занято не «единым на потребу», а многим или одним из этого тварного множества «кумиром», который они поставили на место Бога в своем сердце. 

Для одного это предмет блудной страсти. У другого внимание приковано к его врагу, обидчику. Он пленен помыслами враждебности, гнева, который «не творит правды Божией». У третьего это сребролюбие, у четвертого – «благородная» идея освобождения человечества, и он становится революционером, проливающим реки крови ради сказки о всеобщем благоденствии на земле.

Один Бог, всевидящий, всемогущий, знает, как нас вести в Царство Небесное. А ограниченный, близорукий, страдающий куриной слепотой рассудок пытается заменить собою эту Бесконечность и, конечно, оказывается у разбитого корыта.

Не есть ли свет художественного и научного творчества также тьма?..

Только Бог единственный законный, достойный объект сосредоточенного внимания, и в этом – душевное здоровье. Об этом говорит святитель Феофан Затворник: «Какой предмет наиболее достоин непрерывного внимания и смотрения умного, как Господь! Извольте воздавать Ему сие должное предпочтение, – не в думание, большею частью ни о чем, пускайтесь, а к тому устремляйтесь, чтобы неотступнее, глубже и пристальнее смотреть в лице Господа, всевидящего и вездесущего, говоря в себе: взыска Тебе лице мое, Господи, лица Твоего взыщу (Пс. 26:8)». Об этом говорит главная заповедь Священного Писания: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею крепостию и всем помышлением твоим». И, в конце концов, – узришь свет.

Иногда все внимание душевного ока сосредоточено на близком человеке.

Чтобы не отвлечься от вожделенного Богообщения, Пимен Великий даже матери своей отказал в свидании, когда она пришла в обитель. Он велел передать ей, что они будут вместе в Царстве Небесном, если здесь воздержатся от свидания. «Кто любит отца или мать паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10:37).

А иные привязываются даже к животным – кошечкам, собачкам[1].  Люди не знают, что через это они часто лишают себя блаженства, к которому однажды приобщил своею молитвою Николая Мотовилова преподобный Серафим. Что они лишают себя того Фаворского света, к которому приобщил Спаситель на горе Фавор апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Это – «Царство Небесное, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). В Евангелии сказано, что лица праведников в Царстве Небесном просветятся, как солнце. Так вот, это и есть фаворское сияние Преображения.

…Когда Николай Мотовилов увидел нестерпимое сияние лика преподобного Серафима, последний сказал ему, что и у него лицо так же сияет, ибо он находится в том же состоянии – в противном случае он не смог бы видеть и серафимово сияние и иметь все остальные блаженные переживания этого состояния, о которых шла речь в их беседе. То же, очевидно, относится и к апостолам, ибо они воскликнули: «Хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Мф. 17:4).

Эти апостолы оставили все и пошли за Христом. Как раз Петр сказал: «Вот мы оставили все – что нам будет?» (Мк. 10:28). Спаситель ответил: «Тот, кто оставил мать, и отца, и братьев, и сестер ради Меня и Евангелия, обретет уже ныне, в веке сем множество отцов, и матерей, и братьев, и сестер, а в будущем веке – Царство Небесное» (Мф. 19:29).

И вот сбылось – еще не вкусив смерти, они вкусили Царство Небесное, пришедшее в силе. Будучи еще во плоти, уже приобщились к тайне будущего века, потому что тайны будущего века открываются святым уже во время их земной жизни.

Мученица Перпетуя, икона.jpg Мученица Перпетуя 

Эти слова Спасителя вспомнились святой мученице Перпетуе, когда перед тем, как быть отданной на растерзание зверям, ее престарелый отец с младенцем – ее сыном на руках умолял ее ради них отречься от Христа. Она, поцеловав малютку, оставила их и приняла мученический венец.

Итак, мы видим, что наибольшая заповедь прямо относится к апостольской миссии, ибо исполнение этой заповеди – кратчайший путь обретения Царства Небесного. А более успешно проповедовать Царство Небесное, к чему и были призваны апостолы, можно было, именно приобщившись к нему.

И вторая, подобная ей заповедь – «Возлюби ближнего своего, как сам себя» (Мф. 22:39). Апостолы исполнили и эту заповедь, потому как ради спасения ближних и даже дальних они предприняли тяжкие труды и болезни, за что и величают их все последующие поколения православных христиан.  

Но что мы слышим дальше. Господь эту заповедь возводит на новую высоту! 

Христос говорит, что «нет большей любви, как если кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13). То есть ближнего надо возлюбить не как себя, а более себя. Так, чтобы и жизнь отдать за него. И мы видим, что все апостолы страдали и все почти мученически скончались ради проповеди спасения ближних. 

И не только к апостолам относится эта заповедь любви. Мы знаем, что и в последующие века многие праведники отдавали все, даже самое необходимое, своим страждущим братьям. 

Были такие случаи и в наше время. Один батюшка мне рассказывал, как во время Второй мировой войны в фашистском концлагере рядом в бараке жили священник и коммунист. Они иногда беседовали о Боге, но коммунист продолжал оставаться непримиримым атеистом. Он состоял в подпольной группе, которая однажды убила начальника лагеря. Эсэсовцы, не добившись ответа на вопрос, кто это сделал, выстроили всех в шеренгу и стали расстреливать каждого десятого. Это – так называемая децинация, применявшаяся еще в Древнем Риме, откуда ее заимствовал Троцкий, и, наконец, фашисты. Батюшка стоял рядом с коммунистом и, быстро подсчитав и поняв, что тот – один из обреченных, тут же поменялся с ним местами. И был застрелен. Это произвело такое действие, что по окончании войны коммунист сдал свой партийный билет и поступил в духовную семинарию со словами: «Он заменил меня в строю погибших, а я должен заменить его в строю живых».

Но вернемся к апостолам. Итак, всецело оставив все, они последовали за Христом и понесли в мiр благую весть о Его пришествии и воскресении.

Прошло 2000 лет. От умножения беззаконий, по слову Господа, оскудела любовь многих. А с нею и вера. Ибо «рещи Господа Иисуса Сына Божия можно только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). А Дух Святой там, где не оскудевает любовь. А когда любовь совсем оскудеет, то «Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).

И сегодня мы снова словно вернулись во времена язычества. Наблюдаем такое оскудение веры, что страшно становится от этого разливанного моря язычества – магии, астрологии, неслыханного разгула самых мерзких пороков, – всех чудовищных последствий того, что пришли в забвение заповеди святого Писания. 

Среди этих неоязычников мы, христиане, являемся как бы малым стадом, призванным нести благую весть. И если мы возлюбим Бога всею душою, всем сердцем, всею крепостию и всем помышлением, если мы не отвлечемся от «Единого на потребу», не растратим своих душевных сил ни на что другое, а взяв Крест и не оборачиваясь назад, последуем за Спасителем, то мы сможем исполнить эту заповедь любви. Мы будем способны и возлюбить ближних, как самих себя, и положить за них душу. 

Если мы возлюбим Христа Сына Бога Живаго и последуем за Ним, взяв Крест, не обращаясь вспять, то мы сможем выполнить апостольскую обязанность христиан всех времен и в нынешнее время.

Фреска в себском монастыре Дечаны.jpg Фреска в себском монастыре Дечаны

«Не бойся, малое стадо, – говорит Господь, – ибо Я даю вам Царство» (см. Лк. 12:32). И это Царство – та слава и блаженство, с которым ничто земное сравниться не может, и это блаженство может быть вкушаемо уже здесь, на земле. И есть некоторые, может быть, наши современники, которые не вкусят смерти, а увидят Царство Небесное, пришедшее в силе (Мф. 16:28). Эти слова и сегодня несут в мир святые апостолы через Евангелие. Тем самым они словно протягивают братскую руку помощи нам, живущим от них через две тысячи лет. 



[1] Конечно, имеющий такую привязанность-зависимость не имеет ничего общего с праведником, «иже и скотов милует»…