Афонский Серафим. И история еще про одного уверовавшего Серафима…

Преподобного старца Паисия Святогорца, чье 30-летие блаженной кончины и 100-летие со дня рождения только что отметили, называют Афонским Серафимом – в честь нашего батюшки Серафима Саровского, чью память ныне отмечаем.

Старец Паисий так же, как и наш батюшка Серафим, давал краткое молитвенное правило. Это уже для современных людей – короче некуда, когда уж совсем вымотаны суетой, а может быть, только уверовали и воцерковились, как герой приведенной ниже истории… И записавшая эту историю, а после написавшая книгу о старце Паисии главный редактор нашего медиаресурса Святые.online Ольга Орлова, когда еще только воцерковлялась и ей показали «краткое правило преподобного Серафима», подумала: «А чего так много?..»

А правило от преподобного Паисия такое: Трисвятое, 50-ый псалом, перекрести подушку – и падай. 

Несработавший аргумент 

Эту историю в один из своих визитов в Россию рассказал ученик старца Паисия Святогорца митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау):

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау).jpg Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау)

Однажды к геронде Паисию подошел молодой человек и сказал:

– Отец мой, я атеист, но я хочу поверить в Бога. Я знаю, что вы образованный человек…

А владыка, надо сказать, вырос в семье ученых-физиков, закончил университет в Фессалониках, учился в Гарварде, Массачусетсе, работал в Национальном аэрокосмическом агентстве США (NASA), имел блестящие научные перспективы… Пока не понял в присутствии старца Паисия, что все это чушь, и не принял монашество.

– Я тоже образован, – выдохнул молодой человек, речь его была взволнованна. – И я хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога…

У этого студента так же, как и у владыки, было физико-математическое образование.

– Знаешь ты вот это (переводчик Ксения Климова не смогла перевести узкотеоретического названия. – Прим.) из высшей математики?

– Не знаю, – признался, как и переводчик, тот студент.

– Очень жаль! Потому что мое доказательство было основано именно на этом положении высшей математики, – ответил раздосадованный владыка.

Парень чувствовал себя очень неудобно.

Тогда, улыбаясь, владыка утешил его:

– Я тебе это сказал не для того, чтобы тебя обидеть, а дабы убедить, что с математической точки зрения доказательство существования Бога невозможно. Его вообще нельзя познать интеллектуально. Ты когда-нибудь был на Афоне?

– Нет, но я слышал о нем и хочу поехать.

Найдешь того, кто важнее даже самых образованных

Преподобный Паисий Святогорец.jpg Преподобный Паисий Святогорец

Тогда владыка ему сказал:

– Ты должен поехать и найти старца Паисия и сказать ему то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я атеист, но хочу поверить и хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога».

Он говорит:

– Я не могу этого сделать. 

– А почему ты со мной смог, а там не cможешь?

– Не знаю, я боюсь.

– Ну почему же, – владыка нарисовал ему план, как найти отца Паисия (надо отметить, что прорисовке планов владыка явно научился у старца Паисия – тот тоже всегда рисовал людям планы), и напутствовал: приедешь к нему, постучишь в дверь и скажешь то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я хочу, чтобы вы предоставили мне доказательство существования Бога».

– А он образованный? – поинтересовался студент.

– Он важнее даже самых образованных, – ответил тот, для кого этот старичок всего с тремя классами общеобразовательной школы когда-то стал важнее когорты профессоров – нобелевских лауреатов. 

Через три дня молодой естествоиспытатель Бога поехал на Афон. 

Звали его Серафим. 

Для начала человека надо вывести из самоуспокоенного равновесия

Когда он приехал в монастырь Кутлумуш, который находился рядом с кельей отца Паисия Панагуда, он оставил свои вещи и пошел поговорить со старцем. Войдя к нему во двор, он увидел четверых молодых людей, а сам старец разговаривал с кем-то в другой стороне двора. 

В Панагуде.jpg В Панагуде

Серафим сел вместе с этими четырьмя парнями, ожидающими старца, и не знал, что ему делать. Через 10 минут отец Паисий закончил свой разговор, подошел и говорит ему:

– Иди со мной, возьми вот эту коробку с лукумом, а я возьму стаканы, чтобы нам подкрепить остальных, – и тихо добавил: – Я хочу тебе кое-что сказать. 

Когда молодой человек склонился, он проговорил:

– Это разные вещи – быть атеистом и носить имя Ангела и быть атеистом. Такое я вижу в первый раз... 

Молодой человек совершенно растерялся.

– Можно с вами поговорить? – спросил он.

– Не сейчас. Ты сейчас пойдешь в монастырь, вы тоже, ребята, все вставайте и идите в монастырь, потому что уже вечереет. 

Он не мог успокоиться. Поднимаясь к монастырю, он смотрел, нет ли здесь каких-нибудь телефонных проводов. Может быть, владыка Николай успел позвонить старцу и все ему рассказать? Тогда не было мобильных телефонов, и конечно, у старца Паисия не было бы мобильного телефона (об этом вы еще прочитаете в этой книге) – даже если бы их уже изобрели. 

Серафим всю ночь не мог заснуть. И утром, как только открылись ворота монастыря, он опять пошел к Панагуде.

Рассвет на Афоне Вместо звонка у калитки во двор отца Паисия были две железки, ими надо было ударять друг о друга, и тогда раздавался звук. 

Было шесть часов утра, а молодой человек среди тишины стоял и бил в эту железяку. Отец Паисий не отвечал. 

Молодой человек долго сидел и ждал. Спустя достаточно продолжительное время он опять решился постучать. И вдруг…  

Как подойти поближе к Богу?

Слышит голос:

– Эй, добрый молодец! Что ты пришел сюда делать? Что тебе надо?

– Отец мой, я хочу с вами поговорить.

– О чем тебе со мной говорить?

– А что, нельзя поговорить?

– Зачем ты сюда приехал?

И в тот момент, когда старец произносил эту фразу, узел неверия, как потом рассказывал этот человек, в нем развязался.

– Могу я подойти к вам ближе?

– К Богу подойди ближе.
– Что мне надо для этого сделать?
– Тебе надо найти хорошего духовника и исповедоваться. Тогда твоя жизнь изменится.

Этот человек стал монахом.

А в Православной Церкви перед монахом, как говорит афонит архимандрит Василий (Гондикакис), автор известной книги «Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви», стоит одна приоритетная цель – достигнуть святости. Этой науке на опыте полюбившегося многим старца-афонита наших дней и посвящена книга Ольги Орловой «Старец Паисий Святогорец. Путь к святости», отрывок из которой вы прочитали.

Кстати, эта история даже в пересказе неверующим близким, знакомым – развязывает и у них узлы неверия. Проверено. 




Другие статьи по теме

Вера Богоматерь предстает как на иконе Иерусалимская. Свидетельства старца Паисия Афонского
Орлова Ольга
Образ святости Поминайте мою любовь. О блаженной Паше Саровской
Орлова Ольга
Моя Россия А вы были в домике блаженной Паши Саровской?
Вера Светлячок. Фаворские откровения старца Паисия Святогорца
Орлова Ольга
Медиапросвещение Духовный фитнес от старца Паисия. Архимандрит Мехиседек о советах святого немощным христианам
Медиапросвещение Медовый Спас с преподобным Паисием Святогорцем в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Монашество Как русские монахи-афониты при помощи старца Паисия место основания Москвы отстояли
Орлова Ольга
Медиапросвещение В гостях у старца Паисия. Труд любви и уроки самоотвержения
Медиапросвещение Под ярким солнцем. В России отметили 100-летие со дня рождения старца Паисия Святогорца
Орлова Ольга
Медиапросвещение Старец Паисий объединяет всех. 25 июля приглашаем отметить 100-летие со дня его рождения