14 июня – день малых именин архимандрита Серафима (Кречетова; до пострига протоиерея Валериана).
С этими именинами по имени до пострига – интересная история: когда ещё не прославили протоиерея Иоанна Сергиева – святого праведного Иоанна Кронштадтского, – отец Валериан, как и многие, молясь за него, однажды задумался: «А почему за него все молятся, а за его матушку Елисавету нет? Она же тоже несла подвиг!» И стал молиться и за нее тоже. Потом Господь устроил так, что отца Иоанна прославили именно в день тезоименитства отца Валериана и батюшка был на этом торжестве. Такой вот знак признательности от святого.
Жизнь Церкви зиждется, говорит, на преемстве. Это не только непрерывная цепочка рукоположений епископами епископов, а ими уже иереев, но и непрекращающаяся передача духовного опыта.
«Со святыми мы связаны через богослужение и тексты молитв», – часто повторяет отец Серафим.
Богослужение в Покровском храме в Акулове Неоднократно в жизни его самого, близких и знаемых им людей, реальность иного мира обнаруживала себя, святые являлись, извещая, помогая, благодаря. Со многими из уже ныне прославленных святых ему или его сродникам и знакомым доводилось общаться лично. Признательность святого праведного Иоанна Кронштадтского – это лишь один из примеров.
Кстати, именно отец Валериан, будучи старшим духовником Московской епархии и принимая ставленнические исповеди кандидатов в священство, ввел практику перед рукоположением, а ещё лучше венчанием, исповедовать и их невест. «Семьи же разрушаются! – печалуется пастырь. – Многие, выходя замуж за семинаристов и не предполагают, насколько это тяжелый крест – быть матушкой».
Отец Валериан с семейством в походе. Село Ченцы. 1978 год
Его отец протоиерей Михаил Кречетов свидетельствовал, что во многом благодаря именно матушке Любовь Владимировне (в девичестве Коробовой) он стал священником, так и отец Валериан, подчеркивая и мамин пример и воспитание, говорит и о своей матушке Наталии Константиновне (†2022; в девичестве Апушкиной).
С родителями
Потому что, во-первых, передача духовного опыта происходит прежде всего в семье, устроение которой в священнических семьях и, разумеется, воспитание детей зачастую практически полностью ложится на плечи матушек.
«Православная семья – это малая церковь, а всё это множество малых церквей держится большой Церковью, служению которой всецело и посвящает себя иерей», – говорит отец Серафим.
Потом уже, если семья была православной, во-вторых, формирующим оказывается круг общения с духовенством и верующими, особенно исповедниками, а при советской власти и новомучениками; в наше же время – с их прямыми наследниками.
Чрезвычайно важно также перенятие духовного опыта от монашествующих. Кстати, опекавшая будущего пастыря в свое свободное время мать Митрофания (Павлюк), которая ещё в годы войны обучила его азам церковнославянского, потом вдруг в воспитательных целях решила резко «поглупеть»:
– Валюшка, я малограмотная, ты мне почитай…
«А я, значит, грамотный читал ей вслух, – смеется теперь отец Серафим. – Как же она мудро тогда поступала!»
Предлагала читать сочинения тогда ещё не прославленного епископа Игнатия (Брянчанинова), других святых отцов, жития святых. Что-то по ходу чтения эта «малограмотная» слушательница доходчиво комментировала и объясняла. Так что класса с 3-4-го будущий пастырь уже ориентировался в «Отечнике» и в аскетических трудах. Потом, когда стал говорить первые свои проповеди, во многом опирался на материалы, усвоенные тогда.
Так вот любимый им потом на протяжении всей жизни святитель Игнатий (Брянчанинов) отношение к монашеству вообще полагал одним из критериев христианства.
Подлинный христианин не может не любить и не почитать монашества.
«Слава Богу, слава Богу за Его к нам милость многу!» – присказкой царских времен отвечает отец Серафим на вопрос о том, как сложилась его жизнь в плане всех этих линий преемства.
Владыка Стефан (Никитин) до архиерейства
…Так, например, в свое время отец Валериан сподобился проводить в последний путь благословившего его на создание семьи владыку Стефана (Никитина). Приехал к нему в Калугу, где в последние годы служил архиерей, за неделю до его преставления 28 апреля 1963 года.
Перед отходом владыки в вечность они с тогда ещё будущим отцом Валерианом долго беседовали. Владыка, в частности, истолковал ему притчу о добром самарянине (см. Лк. 10:25–37), под которым часто разумеют Самого Господа, а в образе содержателя гостиницы – как раз пастыря.
– Почему, – говорил владыка, – думаешь, шел человек из Иерусалима в Иерихон? Отчего не наоборот? В Евангелие ни одно слово не стоит не на своем месте! Это образ всего человечества, которое из Горнего Иерусалима своего первозданного состояния шествует в город греха...
А потом вдруг спрашивает:
– А ты знаешь, кто такой судия неправедный (см. Лк. 18:1-8)?
– Ну, какой-то неправедный судья, – начинает рассуждать будущий пастырь, – который всё-таки не выдержал…
– Это Господь.
– Как Господь?! Ведь судья-то неправедный!
– Да, конечно, – говорит владыка, – Господь – Судия неправды, потому что если бы Он был Судия правды, то вынужден был бы всех нас казнить. А Он нас милует. Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс. 102:10). Он судит нас по велицей милости Своей (Пс. 50:3).
«А по правде-то – так не судят! – рассуждает теперь уже отец Валериан. – Вот часто, говорит, жалуются: “Ох, жизнь такая тяжелая!” Спрашиваю: “А аборты у вас были?” – “Да, да…” Я говорю: “Знаете, за одно только убийство собственного ребенка – а это убийство! – по земным законам раньше давали 25 лет каторги. А сроки ещё и суммируют: за два убийства – 50 лет, за три убийства – 75 лет каторги. А вы на свободе...”»
Владыка Стефан знал всё Евангелие наизусть. Обучал будущего отца Валериана непрестанной молитве. Когда тот попытался было задать архипастырю какой-то сложный вопрос, архиерей ответил:
«Изучайте богослужение, в нем всё богословие. Там – всё получите!»
Наставлял все свои дела соотносить с тем, чем живет в этот день Церковь, чью память празднует, кому посвящен этот день недели.
Господь забрал владыку Стефана прямо во время воскресной проповеди на жен-мироносиц.
Отец Сергий Орлов и отец Валериан Кречетов в Акулове, 1974 г.
Сопровождая машину с гробом архипастыря, будущий настоятель Покровской церкви впервые и приехал в Отрадное. Навещая потом могилу владыки Стефана, общался с отцом Сергием Орловым, ставшим его духовником, а после пригласившим молодого человека помогать ему за богослужением.
Так владыка Стефан, можно сказать, уже после своей кончины передал разделившего с ним последние дни будущего отца Валериана в чада своему другу-сотаиннику и благословил ему место служения.
Ольга Орлова
14.10.2024