Бог есть Огнь неопаляющий для тех, кто любит Его. Пожигающий наши грехи

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

Сегодня Святая Православная Церковь совершает торжество в честь Пресвятой Богородицы ради св. иконы Ея «Неопалимая Купина». Все ли мы понимаем духовный смысл, запечатленный в этом образе? 

Неопалимая Купина.jpg

Переход

К сегодняшнему дню приурочено это празднование потому, что на этот день приходится память свидетеля и участника чуда «Неопалимой Купины», св. пророка и Боговидца Моисея, вождя Богоизбранного израильского народа, вождя, который вывел народ Божий из земли рабства и вел его в землю, обетованную Богом, – в землю свободы, текущую молоком и медом. 

Перед смертью он сказал народу: «Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня. Его слушайте» (Втор. 18:15). Имея в виду имеющего прийти Господа Иисуса Христа, которого он и прообразовал. 

На эти слова Моисея ссылаются апостол Петр и архидиакон Стефан, когда проповедуют о Спасителе, которого прообразовал Моисей.

О том, что речь в этих словах Моисея идет именно о Господе Иисусе, говорит, например, то, что он сказал «как меня». Что это значит? Было много людей в Израиле, сподобившихся от Бога пророческого дара, которым Бог повелевал возвещать Свои обличения и волю Богоизбранному народу и его царям. Но Моисей здесь говорит, во-первых, о каком-то одном Пророке и, во-вторых, добавляет – «как меня». Моисей, обладавший даром пророчества и сопутствующим ему даром чудотворения, имел еще одну особенность – кроме этого он был облечен еще миссией вождя, причем такого вождя, который ведет народ из страны рабства в страну свободы. И когда он говорит о будущем Пророке, причем подобном ему («как меня»), то под этим, следовательно, подразумевается именно эта особенность – что этот Пророк будет одновременно и Вождем, который должен спасти народ, то есть вывести его из земли рабства в землю свободы. Итак, этот Пророк, которого прообразовал Моисей, этот новый Вождь – Сам Спаситель, новая «Пасха» [1] – «Переход»: «Аз есмь Путь» (Ин. 14:6) из дома рабства греху и страстям в страну свободы от греха и страстей. 

Счастье есть. А где его найти?

Эта страна свободы – Новая Земля под Новым Небом, в которой вместо молока и меда – ничем не поколебимый неизъяснимый Вечный Покой и неизреченные блага. Ибо, по свидетельству апостола, «око не видело, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, что уготовал Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Блаженство души, соединившейся с Богом на Новой земле, превышает всякое земное утешение. Человек становится наследником Отца Небесного или сонаследником Сына Божия – по ап. Павлу. И все, что имеет Отец, Он дарует человеку. Бог есть Любовь, безмерный океан любви и милосердия. И сердце обоженного человека становится вместилищем этой бескрайней любви. Наследник Отца Небесного становится, в частности, причастником всеведения Божия, которое безмерно превышает всякую земную науку, знающую лишь конечное число мегабайтов. В то время как «Разума Его (Бога) несть числа» (Пс. 146:5). А из математики известно, что любое конечное число, даже очень большое, по сравнению с бесконечностью – бесконечно малое, ничтожное… 

Благолепие Царства Небесного бесконечно превосходит все земные красоты и искусства. Власть и всемогущество Царя царей и Господа господей, наследником которого становится сонаследник Мессии, несравненно превышает власть и могущество всех земных владык, императоров и президентов. Божественное творчество, причастником которого становится новый человек, по своей грандиозности не идет ни в какое сравнение с творчеством всякого земного гения. Богатство, ожидающее человека в обетованном Царстве, неизмеримо превышает богатство всех земных миллиардеров вместе взятых – «Моя бо есть вселенная и исполнение ея» (Пс. 49:12). 

Таким образом, все компоненты того, что люди называют счастьем (блаженством), – того, что тщетно ищет человек на земле, оставаясь в страстном, греховном состоянии, он обретает только в обетованной области Царства Небесного внутрь нас, куда ведет общество верных Новый Вождь.

Понятно, что новозаветная Пасха в отличие от ветхозаветной представляет собою не пространственное перемещение («переход»), «не прехождение местное». Это движение внутреннее, цель его – Царство Небесное, которое «внутрь нас есть» (см. Лк.17:21). Пасхальный агнец Ветхого Завета имел глубокое прообразовательное значение. 

Новая Пасха, пасхальный Агнец Нового Завета – это Сам Господь Иисус, распятый на Кресте за грехи мира и давший Себя в снедь верным. Очистивший душу крещением, покаянием и с молитвой снедающий Его, под видом хлеба и вина, претерпевает Божественное преображение своего естества, представляющее собою то внутреннее движение, о котором идет речь.

Событием, побудившим Моисея взять на себя эту миссию вождя, который должен избавить народ от египетского рабства, явилось как раз чудо «Неопалимой Купины».

Богоматерь – Неопалимая купина и пророк Моисей.jpg

Спасенный из воды, увидевший Огнь неопаляющий 

Напомним кратко основные события из жизни Моисея, о которых, возможно, не всем известно, потому что не все читают Ветхий Завет.

Моисей родился как раз в то время, когда действовало повеление египетского фараона убивать всех новорожденных еврейских младенцев мужескаго пола из опасения, что число евреев в Египте может достичь размеров, угрожающих государственной безопасности.

Новорожденного Моисея посадили в корзину и опустили в Нил (его имя по некоторым данным так и переводится: «спасенный из воды») с тем расчетом, чтобы он попался на глаза купающейся дочери фараона, которая не сможет не пожалеть брошенного младенца, тем более что дитя отличалось необыкновенной красотой. 

Так оно и произошло. 

А кормилицей младенца, по задуманному плану, стала его родная мать.

Моисей воспитывался в доме фараона и получил соответствующее блестящее образование. 

Когда ему исполнилось сорок лет, он решил познакомиться с тем, как живут его соплеменники, и обнаружил их бедственное положение. Их тяжелый рабский труд сопровождался жестоким обращением, и Моисей, став свидетелем, как египетский надсмотрщик избивает раба-еврея, вступился за него и, поразив насмерть египтянина, скрыл его в песке.

Однако это сделалось известным, и Моисей бежал из Египта в страну Мадиамскую.

Прожив там еще сорок лет, он однажды, когда пас скот в пустыне, увидел необычное явление: терновый куст горел в течение продолжительного времени и не сгорал. Он подошел ближе и услышал из среды пламени Голос Бога, возвестивший ему чрезвычайно важное повеление – вывести народ Божий из земли рабства в землю свободы… 

И вслед за этим происходят события, связанные с ветхозаветным праздником Пасхи. 

Ветхозаветная Пасха, или, в переводе с еврейского, переход, – из страны рабства в страну свободы, прообразовала новую Пасху – переход из состояния рабства греху и страстям в состояние свободы от греха и страстей. И вот что знаменательно. И та и другая Пасха сопровождается явлением огня, который не опаляет…

Язык чуда 

Каждую Великую Субботу происходит схождение благодатного огня на Гроб Господень. Господь долготерпелив и многомилостив. Он терпеливо и милостиво повторяет это «постоянно действующее» чудо каждый год вот уже на протяжении многих сотен лет. И мы обязаны внимательнее вникнуть в значение и смысл этого чуда хотя бы ради того долготерпеливого и из ряда вон выходящего постоянства, которое проявляет здесь наш Господь…

Схождение благодатного огня в Иерусалиме.jpg

Язык чуда, которым с нами говорит Небо, емок и многозначен…

Свойство этого огня – в течение некоторого времени после своего появления благодаря низкой температуре пламени не опалять – это свойство того огня, который наблюдал в седой ветхозаветной древности Боговидец Моисей. Тогда этот огонь не опалял Неопалимую Купину. Теперь этот огонь не опаляет бороду православного Патриарха, по молитве которого он «сходит с небесе». Тогда из среды этого огня Пророк услышал Голос: «Я – Бог отцов твоих – Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (Исх. 3:6). Теперь этот огонь красноречиво свидетельствует подлинность трех истин:

1.                     Воскресения Христова – ибо он на протяжении многих сотен лет ежегодно является в момент Воскресения на месте Воскресения.

2.                     Божественной природы Спасителя как Сына Божия, ибо из среды точно такого же огня Моисею было сказано: «Я – Бог Авраама, Исаака и Иакова», то есть Воскресший – тот же Бог, что и во времена Моисея.

3.                     Того, что именно Православная вера – единственная законная наследница древней Богооткровенной религии, данной людям Богом Истинным. Ибо именно по молитве православного предстоятеля в день православной Пасхи совершается это чудо.

Итак, видимо, не случайно приходит на ум эта параллель: огонь Неопалимой Купины – огонь Гроба Господня. Явление того и другого огня, который не опаляет, связано с понятием «Пасха», то есть «Переход». Голос из среды пламени, охватившего Неопалимую Купину, повелел Моисею вывести народ Божий из дома рабства в землю обетованную, текущую молоком и медом. Этот «переход» из дома рабства в землю свободы – прообраз новозаветной Пасхи, празднование которой каждый год сопровождается явлением того же самого благодатного огня. 

Мы знаем, что огненный столп ночью шел впереди народа Божия во время «перехода» в Землю Обетованную. И сегодня этот же путеводный огонь во тьме светит и не дает путникам сбиться с пути в страну вечного блаженства…

Итак, Божественный огонь Неопалимой Купины, который был с Моисеем, теперь свидетельствует о Воскресении Иисуса Христа – этого Вождя исхода из рабства греху в обетованную Им Новую Землю свободы – Вождя, которого прообразовал Моисей, выведя Израиля из Египта в землю Ханаанскую. 

Именно в этом сердцевина спасительного Божьего Промысла о человеке. Мы видим, что этот неопаляющий огонь присутствует и в событиях, связанных с ветхозаветной Пасхой, и являет себя во время новозаветных пасхальных торжеств. Этим как бы подчеркивается многозначительная глубинная связь этих двух событий, именуемых словом «Пасха».

Прообраз Богородицы

Во всем этом также усматривается ясное указание на то, что как Православная вера – единственная законная наследница Богооткровенной веры Ветхого Завета, так и, соответственно, Православная Церковь – общество верных, народ Божий – единственный законный преемник Церкви Ветхозаветной, то есть общества Израильского. Таким образом, теперь этот благодатный огонь, бывший прежде с Моисеем в пустыне, ведет народ Божий, Православную Церковь в Новую Землю под Новым Небом.

Кроме того, в Православной Церкви Неопалимую Купину принято считать одним из праобразований Богородицы, непричастность мирским страстям и смирение Которой также соделало неопалимой Ее девственную утробу, принявшую Огнь Божества: «Яко призре на смирение рабы Своея – се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1:48)…

Богоматерь-Неопалимая Купина, монастырь Св. Екатерины на Синае, фреска придела Св. Иакова, 15 век.jpg Богоматерь-Неопалимая Купина, монастырь Св. Екатерины на Синае, фреска придела Св. Иакова, 15 век 

Ибо причина страданий – наличие страстей. Недаром страсть – это, по-славянски, страдание. Человек страдает не от внешних обстоятельств, а от того, как он на них реагирует. 

Разные люди при одинаковых обстоятельствах реагируют по-разному; одни страдают, а другие сохраняют невозмутимую умиротворенность.

Если мы недугуем сребролюбием и у нас есть страстная привязанность к деньгам, вещам, то мы страдаем от того, что нас обокрали.

Если присутствует любоначалие и у нас есть желание сделать карьеру, подняться по служебной лестнице, то мы страдаем, если нас понизили в должности.

Если у нас есть самомнение, гордыня, то мы страдаем от того, что нас унизили; от этого происходит обида.  

Этот перечень можно продолжить…

Что такое страсти и откуда они взялись?

Первоначально человек пребывал в единении с Богом. Бог создал человека, чтобы в нем обитать. Когда после грехопадения Бог оставил человека, то в нем образовалась пустота, которую человек снести не может. Он должен постоянно эту пустоту чем-то заполнять. И он заполняет ее тем, что находит в этом тварном мире. И то, чем он заполняет эту пустоту, становится предметом его страсти, идолом, заменяющим в его сердце Бога. 

Но он не чувствует наполнения, потому что Бога ничто заменить не может; человека ничто не удовлетворяет, он постоянно чего-то алчет и жаждет.

Действия, направленные на удовлетворение той или иной страсти, то есть греховные действия, упражняют и укрепляют соответствующую страсть, то есть греховную привычку, и человек попадает во все большую зависимость от этой страсти. После совершения греха он чувствует душевную опустошенность, тоску, депрессию, как бы похмелье и оскомину. Он хотел бы избавиться от этой привычной страсти, но обнаруживает себя ее рабом, пленником, связанным пленицами (пеленками) греха. 

Людей то и дело жжет огонь страстей. Поэтому этот мир называют юдолью плача.

Но особенной интенсивности этот огонь, беды и страдания достигают, когда человек пытается разорвать эти цепи греховных зависимостей и, по заповеди, всеми силами своего естества прилепиться к единственно достойному предмету нашего внимания и любви – Единому на потребу – Господу Богу.

Этому сопротивляется его укоренившаяся в страстях грехолюбивая душа. Умом, который есть самая быстрая сила нашего естества, он уже возлюбил Закон Бога своего, но остальные части души – сердце, воля – консервативны (это – ветхий человек) и обременены греховными привычками. Они усиливают свое сопротивление, желая оставаться с этими порочными навыками.

Кроме того, по словам святителя Феофана Затворника, еще ничего, если бы грешник был один. Но существует целое общество грешников, которое все общественные обычаи привело в такой чин, чтобы удобнее было толкать ко греху всех принадлежащих к их области. И вдобавок ко всему существует еще невидимый князь мира сего с подчиненными ему бесчисленными полчищами демонов, у которых одна забота – чтобы ум человека, его внимание и силы были заняты всем, чем угодно, но только не Господом Богом…

Каждый грешник, который преступил законы, заповеди Божии, находится в положении преступника, вора, члена огромной криминальной группировки, включающей общество грешников плюс весь невидимый демонский мир, и все это во главе со своим главным криминальным «авторитетом» – сатаной. И при малейшей попытке пошевелиться, «завязать», порвать с этой мафиозной структурой и начать новую безгрешную жизнь на него наваливаются крупные неприятности, сыпятся беды и злострадания.

Об этом – распространенные в народе пословицы: «беда не приходит одна»; «пришла беда – отворяй ворота». И в этих, как теперь говорят, «стрессовых ситуациях», когда беды вдруг начинают сыпаться на голову одна за другой, было принято говорить: «Господь посетил»…   

Об этом было известно еще ветхозаветным праведникам. Так, в начале второй главы Книги Иисуса сына Сирахова читаем: 

«1 Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению:

2 управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения;

3 прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок.

4 Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив,

5 ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения».

«Бог наш есть Огнь поядающий…» (Евр. 12:29), Который попускает все это, ибо в этом огне злостраданий выжигаются все страстные примеси, все подверженное горению, и остается только очищенная первозданная Богоподобная душа, которой сродни Божественный Огнь, и поэтому, не подверженная сгоранию, она входит в радость и Вечное Блаженство Господа своего…

И в послании апостола Петра читаем: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр 4:12-13). Словом, «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34)…

Когда нам трудно…

Этот духовный закон – увеличение интенсивности искушений и страданий при сближении Бога и человека – был основанием для проповеди Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Ибо покаяние необходимо для искоренения страстей, которые служат причиной чрезвычайных страданий при приближении Божественного Огня.

И еще Предтеча говорил: «Уже и секира при корене дерев лежит. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, посекается и во огнь вметается» (Мф. 3:10)…  

Так вот, Пресвятая Богородица, Неопалимая Купина, не имела в себе ничего грехолюбивого и страстного, подверженного горению и тлению и бывающего причиною мук при сближении с Божественным Огнем… Поскольку была зачата святыми и праведными родителями, созревала в святой утробе праведной Анны, питалась ее святым молоком, возрастала во Святая Святых Иерусалимского Храма, убереженная от всех дурных влияний мира сего.

И Ей удобно было, и Она не ленилась пребывать в непрестанном молитвенном Богообщении, исполняя заповедь, повелевающую возлюбить Бога всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию… 

Даже в Своем материнстве Ей было удобно исполнить эту заповедь, потому что Ее Дитя, к которому естественно приковано внимание матери, тоже было Богом… 

Даже в зачатии, подлинно непорочном, Она не отвлеклась от любви Божией, но, напротив, при нашествии Святаго Духа и осенении Силою Вышняго, пережила никем из людей не превзойденную блаженную полноту единения с Богом… 

Но когда нам трудно, мы всегда можем прибегнуть в молитве ко Пресвятой Богородице, Ее сроднику Иоанну Предтече, также рожденному от святых и праведных родителей и убереженному пустынею от влияния страстей мира сего. Помолимся им – да помогут они и нам своими святыми молитвами; сила их молитвы велика, ибо они имеют преимущественное перед всеми святыми дерзновение как лучшие и чистейшие представители рода человеческого, ближе всех предстоящие престолу Вседержителя.

Да помолятся они об очищении наших душ всецелым покаянием, избавляющим их от всякой примеси страстных нечистот, подверженных горению, причиняющему муки, и препятствующих соединению с Возлюбленным Господом.

1.    Еврейское слово פסח‏‎ (песах), по гречески πάσχα (пасха) в переводе на русский означает прохождение, переход. В иудейской традиции оно означает «прохождение мимо» – имеется в виду, что Всевышний миновал еврейские дома уничтожая первенцев Египта. Христиане склонны придавать слову пасха значение «переход» в более глубоком смысле а именно переход из земли рабства в землю свободы под водительством вождя – Моисея, прообразовавшего переход «от смерти к от жизни от земли к Небу» под водительством нового Вождя, Господа Иисуса.