Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм, который Церковь совершает 4 декабря, становится прообразом сокрального восхождения души по ступеням познания Господа.
Мы сегодня совершаем торжество, имеющее многовековую историю. Его содержание связано с церковным Преданием и наполнено высокими богословскими смыслами. Этот праздник вкраплен в Священную историю спасения рода человеческого, он – один из 12 самых важных в Православии.
Пречистая Дева, соблюдая закон, входит в храм Господень, но, соблюдая закон превыше его, ибо входит в Святая святых. Мы вспоминаем события, которых нет в Священном Писании и Евангелии, но их сохраняет Священное Предание.
Григорий Палама, святой XIV века, писал о том, что Дева Мария входит в Святая святых, чтобы быть с Господом. И, будучи с Ним, Она становится украшением всего – как сущего в этом мире, так и мира Высшего, премирного.
И он удивительно говорит о том, что Ее телесность была чище, чем ангелов: «Она соделалась чистейшей и превосходнейшей даже небесных ангелов, имея в услужении небесных духов. Но Она не только однажды была введена во Святая святых. Отроковица была водворена здесь Богом – ради пребывания с Ним – на долгие годы: для Ее постоянного жительства и обитания.
Ведь через Нее в грядущем имели открыться и те Небесные священные обители, которые предназначались для вечного жительства в дар всем верующим в Ее Преславного Сына.
Но Избранная от века также и Сама сделалась Святым святых. Обладая телесностью еще более чистой, чем даже природа очистивших себя (совершенной) добродетелью небесных духов, Она смогла воспринять в Себя Само Ипостасное и Единородное Слово Пребезначального Отца. Приснодева Мария, как Божие Сокровище, ныне помещена во Святом святых, дабы в надлежащее время, как это и случилось, послужить к обогащению и к украшению всего: как сущего в мире, так и премирного»[1].
Чистая должна принять Чистого. Чистый – потому что Дух Святый, Чистая – потому что этим Духом очищенная, дабы в этот мир пришел Спаситель, Который своим вхождение в историю откроет всем путь на Небо.
Перед тем, как войти во Святая святых, Дева проходит 15 ступеней, которые становятся символом восхождения как такового: как в масштабах Вселенной, так и нашего, каждого здесь присутствующего, восхождения - в очищении нашего ума и познании Бога.
Дева Мария постепенно уготовляется для Ее высшего служения. Для того, чтобы услышать глас Архангела и затем сказать – да, Я согласна, да будет по Слову Божию, – надо быть уговленной и готовой.
Тот же Григорий Палама пишет, что ее навыкание в добродетели чистоты требовало времени, Небесная педагогика вела ее к этому моменту. И это предполагало, что Она должна была войти в храм и пребыть в храме – для того, чтобы уготовиться для принятия Благовестия.
Так и человеческая душа постепенно уготавливается к Небу. И эти ступени восхождения, этапы могут быть совершенно необычны и неоднозначны. Промысел Божий уготавливает человеческую душу так, как ей полезно. И если уготовление Девы было действом и проявлением в нашем мире Превечного Совета, то промысел Божий о каждом из нас тоже ведет нас, исходя из нашей миссии, с который мы приходим в этот мир.
Преподобный Сергий уже в утробе матери поклонялся, трижды возглашал Святую Троицу. Но преподобному Серафиму в детстве нужно было упасть с колокольни. Преподобному Амвросию сначала пришлось заболеть по пути на собственную хиротонию, чтобы потом болеть всю жизнь и стать старцем.
Федор Михайлович Достоевский, чтобы стать великим, должен был пережить опыт плахи и быть прощенным императором за мгновение до казни.
Эти все сложные зигзаги промысла Божия готовят человека к познанию Неба, чтобы внутренний мир открылся для принятия откровения. И это откровение выше всего.
Из истории преподобных, особенно наших святых древности, которые оставили глубокие мистические тексты, мы знаем: они не учились в воскресных школах. Они не обретали те знания, которые сейчас мы даем нашим детям. Хотя подобные знания давались и во времена Матери Божией, при храме ведь тоже шло обучение. Но кто избран, тот должен исполнить свое предназначение. Можно учиться и не познать. Можно идти своим путем и услышать пение ангелов.
Поэтому сегодняшний праздник – праздник Девы Марии, Которая предназначена промыслом для прихода в этот мир Бога Слова. Это праздник о промысле Божием, который творил и продолжает творить Священную историю рода человеческого, проявляясь в жизни каждого из нас.
Но сегодня это, в первую очередь, праздник Девы, Которая достойна прославления чрезвычайнейшего. Первые акафисты, то есть песнопения, когда люди стоят, появились в честь Матери Божией. До сих порт старцы на Афоне, когда говорят о Деве Марии, плачут при произнесении самого имени Богородицы.
Для нас это – не наследие какого-то сказочного предания. В праздники, посвященные Богородице, мы приобщаемся умом Высшему, и это Высшее является реальностью. Поклоняясь Деве и почитая ее, Мы поклоняемся Ее Сыну, Тому, Кто спасает этот мир, спасает Вселенную и мой личный космос.
Богорождение совершается в каждом из нас. Но чтобы это произошло, нужно пройти по этим ступеням восхождения, познания Господа. Ему же слава во веки. Аминь.
19.01.2025