21 июля у всех православных в нашей стране торжество, посвященное явлению в этот день в 1579 году чудотворной иконы Божией Матери в городе Казани – тогда еще мусульманском оплоте. Его обращению в Православие и послужила вновь обретенная святыня.
Девочке-подростку по имени Матрона в 1579 году три раза во сне явилась Пресвятая Богородица и настоятельно велела извлечь из-под земли икону с Ее изображением в указанном Ею месте. После третьего сновидения, которое сопровождалось грозным прещением в случае, если это не будет выполнено, мать отроковицы, которая сперва с недоверием отнеслась к словам дочери, тут уже опасаясь беды, сама пошла с девочкой на указанное место и действительно обрела там на глубине одного метра завернутый в кусок сукна образ Пречистой.
Икону отнесли в храм, настоятелем которого был будущий Патриарх Ермоген, описавший историю ее обретения и составивший ей тропарь.
В дальнейшем она прославилась многими чудесами и стала, можно сказать, самым любимым вообще во всем русском в народе образом Пресвятой Богородицы, к которому у нас стали прибегать в тесных обстоятельствах.
Казанской иконе посвящено в России множество храмов и алтарей, и, пожалуй, самое верное доказательством особой популярности этого образа можно усмотреть в том, что в народе укоренился обычай благословлять невест на замужество именно Казанской иконой.
Казанской иконой невест на Руси благословляют на замужество
В синаксарии на Похвалу Богородице, которая совершается Великим постом, содержится слово о помощи со стороны Царицы Небесной, которую Она оказывала Византии, подвергавшейся военной опасности со стороны иноверных иноплеменников – персов, скифов, агарян. Благодаря Ее предстательству победа оказывалась на стороне христиан даже в таких случаях, когда, например, число нападавших скифов в десять раз превышало греческое войско.
Нам понятны чувства благодарности греков Царице Небесной, которая спасала их от ужасов нашествия варварских племен. В истории нашего Отечества Пресвятая Богородица также оказывала скорую помощь в борьбе с иноверными иноплеменниками, а в самой Казани еще и сотворила чудо именно обращения их в истинную веру. Сейчас при всех сложностях с мигрантами для нас это тоже актуально.
Наша святая Донская обитель самим своим, так сказать, появлением на свет как раз обязана тому, что после усердного молитвенного обращения к Матери Божией перед Ее святым образом Донским в панике бежали от Москвы полчища татар и турок, которых четыреста лет тому назад привел сюда крымский хан Казы Гирей.
И были еще другие незабываемые случаи заступления и скорой помощи со стороны Царицы Небесной при нашествии иноплеменников, когда князья и народ обращались к Ней с усердной молитвой перед Ее святыми иконами – Владимирской, Казанской, Донской, Смоленской и другими.
Если говорить о Казанской иконе, то можно вспомнить, что с этим святым образом двинулось на Москву ополчение Минина и Пожарского, освободившее город от самозванцев Смутного времени.
Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки).
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
Да и сам генералиссимус Кутузов перед тем, как вступить в должность главнокомандующего русскими войсками, победившими Наполеона, молился перед этим образом в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в котором он был впоследствии и погребен.
Казанской молятся все
Однако самая главная война и битва у христиан не против плоти и крови, но против собственных грехов и страстей, препятствующих достижению главной цели христианина – соединению с Богом, стяжанию благодати Святаго Духа, Царства Небесного, иже внутрь нас есть. Эта невидимая брань усугубляется тем, что грешник не один, но его окружает целое общество грешников, которое все обычаи привело в такой чин, чтобы наилучшим образом вовлекать своих членов в жизнь, исполненную греха и страстей. Трудность этой брани увеличивается до чрезвычайности по той причине, что на стороне греха и страстей выступает никто иной, как сам древний змий, сатана со своими несметными бесовскими полчищами, который умнее и сильнее грешника, если последний нарушением святой заповеди отвергает помощь Божию. Поэтому апостол Павел и говорит, что наша брань не против плоти и крови, но против властей и миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12).
И эта война на три фронта – против собственных страстей и непреодолимых зависимостей, против дурных влияний общества и против исконного невидимого врага – самый трудный из всех видов человеческой деятельности. Эта битва труднее сражений между людьми, как всякого рода единоборств, так и ратного подвига на поле брани. На войне можно закрыть своим телом амбразуру, – и ты уже герой. В то время как эта невидимая брань сопровождает человека до гробовой доски, и невидимый враг подстерегает каждую оплошность, потерю бдительности и расслабление, чтобы застать врасплох и напасть. Поэтому от воина этой невидимой битвы требуется постоянная бдительность и трезвость.
Мы, христиане, знаем, что без помощи Бога и Божией Матери мы и не можем победить себя.
Мы не в состоянии порвать путы пленивших нас привычек и зависимостей от различных укоренившихся страстей, подогреваемых порочным окружающим нас миром и невидимым искусным врагом, – древним змием, который намного умнее и сильнее нас, если мы остаемся наедине с ним и миром, без помощи всемогущего Бога.
Мы видели, что в случаях видимой брани с иноплеменниками действенной была молитва и предстательство Божией Матери. Когда Она ходатайствовала перед Богом за обращающихся к Ней за помощью. Столь же действенным бывало это ходатайство и в тех бесчисленных случаях, когда за этой помощью к Ней обращались ратники невидимой брани – христианские подвижники.
Сила молитвы Богородицы коренится в Ее девственной чистоте – чрезвычайной чистоте плоти и духа.
Это подтверждается тем, что в деисусном чине ближе всех святых, в знак преимущественного перед всеми дерзновения в молитвах ко Господу, у престола Вседержителя предстоит, кроме Богородицы, Иоанн Предтеча, который также отличается чрезвычайной девственной чистотой.
Деисус. Иконописец Феофан Грек
Пресвятая Дева, Матерь Божия и святой Иоанн Предтеча – это лучшие, чистейшие представители рода человеческого. Она – честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим; он – больший из рожденных женами. У них много общего – они приходятся сродниками друг другу, оба родились от престарелых, неплодных, святых и праведных родителей, оба, таким образом, были зачаты и выношены в утробах святых жен и первые младенческие годы находились с ними в самом тесном общении, питаясь их святым молоком. Оба затем возрастали в условиях, позволявших им стяжать неразвлекаемую молитву и нерасхищаемую ничем мирским любовь Божию. Ибо Пресвятая Богоотроковица возрастала во Святая Святых, убереженная, таким образом, от всякого рода мирских влияний, а святой Предтеча воспитывался в пустыне Ангелом. И им удобно было соблюсти заповедь «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всем помышлением, всею крепостию».
МИ даже в Своем Материнстве Пресвятой Деве было удобно соблюдать эту заповедь, ибо и зачатое, носимое во чреве и рожденное Ею Дитя, к которому естественно приковано все внимание Матери, было, именно, Богом…
Вся боговерная Россия сегодня молится Казанскому образу Пресвятой
В Евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской можно увидеть характер взаимоотношений Матери Божией с Ее Божественным Сыном. И этот характер общения, каким он был при земной жизни обоих, таким и остался навсегда, таким является и в настоящее время.
Мы видим здесь чрезвычайное смирение Матери Божией, говоря словами апостола Павла, «красоту кроткого и молчаливого духа», которую он противопоставляет внешнему плетению волос и золотым украшениям. И это не просто молчание и скромность. Это молчание и смирение исполнено любви к людям.
И мы видим, как безмолвная мольба сердца Богоматери вызывает ответное в согласии с этой молчаливой просьбой действие Ее Божественного Сына.
И здесь, наряду с чрезвычайным смирением Божией Матери, мы видим еще одно из проявлений чрезвычайного смирения Ее Божественного Сына, Который поистине кроток и смирен сердцем; ибо Он здесь, проявляя послушание Своей Божественной Матери, исполняет собственную Божественную заповедь «чти отца и мать».
Мы видим здесь милосердие Божией Матери, Ее сердечный отклик на нужды людей, даже, казалось бы, незначительные, но бывающие причиной скорби.
В Ее словах «вина нет у них» уже содержится просьба. Она сопереживает жениху, который пригласил гостей, но вот не хватило вина, и это может послужить причиной позора и нареканий со стороны соседей…
В кратком Евангельском повествовании говорится только о внешнем. О словах, сказанных Богородицей, Спасителем. И кажется непоследовательным, как это после Его словесного отказа – «Что Мне и Тебе, Жено, еще не пришел час Мой», – Она вдруг говорит, чтобы делали то, что Он скажет. То есть, что Он уже готов помочь в этом деле. Дело в том, что в повествовании отсутствует не только внешний, изреченный, но и внутренний, безмолвный, диалог Божией Матери с Ее Божественным Сыном, который имел место между словами Господа – «Что Мне и Тебе, Жено…» – и Ее словами, чтобы поступали так, как Он скажет. А между этими словами была сердечная жалоба и мольба, и они говорили друг с другом напрямую – от сердца к сердцу, взорами, и Она, наконец, получила от Него некое негласное извещение о согласии на Ее просьбу.
Пресвятая Богородица, спаси нас!
И вот так везде Богородица крайне немногословна, незаметна, держится в тени, в смирении. Но как богато и изобильно изливается Божественная благодать в это кроткое и смиренное сердце, и как она (благодать) могущественно исполняет всякую просьбу и мольбу этого кроткого и смиренного сердца, исполненного любви, сострадания и милосердия. «На кого воззрю – токмо на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих». И мы видим, как это осуществляется на Богородице. Не часто мы наблюдаем Ее говорящей.
«Чадо, что ты сделал с нами? – мы с твоим отцом три дня с великой скорбию искали тебя»; – но после Его слов, что Ему надлежит быть в том, что принадлежит Его Отцу, Она сразу умолкает. Также и когда Она с Его братьями ждала Его у дверей дома, в котором Он проповедовал, Она молчанием отвечает на Его слова, что «матерь Моя и братья Мои – исполняющие волю Отца Моего Небесного». И при Кресте Она стоит молча и незаметно. И замечаем мы Ее только при словах Ее Сына, – «Жено, се – сын Твой. Се – Мати твоя». В этих словах Спасителя – Его великая любовь к Матери и ученику…
Господь своего любимого ученика, который из ожесточенного ревнителя, не лишенного также честолюбия, в общении любви с Божественным Учителем постепенно преобразился и соделался смиренным апостолом Любви, в момент смерти на Кресте усыновляет Своей Пречистой Матери, последующее общение с Которой окончательно утверждает и закрепляет в нем эти свойства – смирение, кротость и любовь.
Общение с Той, Которая с младенчества была ограждена и отрешена от мира и всего, что в мире, довершило формирование того, который, уже, сделавшись старцем, писал в своем послании: «Не любите мира и того, что в мире – похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).
Вот – кротость и смирение. Вот – красота кроткого и молчаливого духа, которым мы все должны подражать. И особенно – женщины… Тем более молясь пред Казанским образом Пресвятой.
14.10.2024