Божия Матерь «Призри на смирение» – «Этой иконе вся Русь поклонится!»

Орлова Ольга
Орлова Ольга

Сегодня, 29 сентября, праздник иконы Божией Матери «Призри на смирение». Уже в наши дни на Украине образ явил чудо – Лик Божией Матери с Ее Божественным Сыном нерукотворно запечатлелся на стекле киота.

Икона Божией Матери «Призри на смирение».jpg

«Чудо удвоения или отображения Образа – это отпечаток, перенос точного изображения иконы на закрывающее её стекло киота», – сказано в исследовательских материалах Комиссии по чудесным явлениям в Русской Церкви. Создана она была в начале 2000-х годов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Сама святыня находится во Введенском мужском монастыре Киева. Основан он был в 1877 году. После революции 1917 года обитель, как и многие, была разграблена, осквернена. Возрождаться монастырь стал в 1992 году. Вот тут-то и началось самое интересное… 

Свято-Введенский мужской монастырь Киева.jpg Свято-Введенский мужской монастырь Киева

Именно тогда братии была передана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Призри на смирение». Образ оказался чудотворным.

Датируется он ХІХ веком, это список также чудотворной иконы, явленной некогда на Каменном озере Псковщины в 1420 году. Как предание говорит: в утешение псковичам – при пожарах, «моровом поветрии» (голоде) и вторжении пришедшего завоевывать псковские земли литовского князя Витовта.

В псковской летописи есть два свидетельства о святой иконе. Одно из них гласит: «В лето 6934 (1426) за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы Святыя Богородицы идяше кровь, месяца септевриа в 16 день; сие убо знамение прояви нахождение поганого князя Витовта и многое пролитие христианскых кровей». В другом, более пространном, читаем: «В лето 6934 (1426), тоя же осени, бысть знамение от иконы Святыя Богородицы, на Камене озере, у Василия у двора: шла кровь из праваго ока, и на место капала, где стояла, и на пути шла кровь, как везли, от иконы в убрус, как в Псков проводили икону Пречистыя, месяца сентября в 16. На память святыя великомученицы Евфимии».

Таким образом, 16 сентября того года икона Божией Матери была перенесена во Псков, где ее поместили в соборном Троицком храме. В память этого перенесения и было установлено празднование чудотворной иконе в этот день – по новому стилю 29 сентября.

До нас эта псковская икона не дошла. А вот эта ее копия, написанная 200 лет назад во второй половине позапрошлого века, находилась до революционных бурь начала XX века именно там, во Введенском монастыре Киева. Сюда же после празднования 1000-летия Крещения Руси при церковном подъеме в нашей стране в начале 1990-х годов и вернулась…

Поклонение иконе.jpg

Известно, что некогда ее хранителем был священник Борис Квасницкий, покинувший в 1928 году Введенский монастырь, в котором он служил, из-за несогласия с курсом на лояльность к безбожной власти. Чувствуя, что рано или поздно его арестуют, что и случилось, он передал икону своей духовной дочери монахине этой до революции женской Введенской обители Феофании (Тоцкой – в схиме Феодоре; † 1994). В течение 55 лет она, рискуя жизнью, хранила святыню сначала в миру, а после в своей келье возрожденной Флоровской обители. Когда Введенский монастырь вновь открыли, она, тогда уже схимонахиня Феодора, вернула образ в возрожденную обитель.

Схиархимандрит Зосима (Сокур) .png
Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Однажды, вспоминала, ещё в 1961 году при новом накале уже хрущевских гонений исповедница хотела передать эту икону схиархимандриту Зосиме (Сокуру) – но прозорливый старец ее предостерег от малодушия, велев оставить святыню у себя, предсказал: «Что ты, матушка? Этой иконе ещё вся Русь будет поклоняться!».

В начале 1990-х годов схимница по совету Михаила – сына священника Бориса Квасницкого – вернула святой образ во вновь открывшийся Введенский монастырь. Собственно, он тогда еще и монастырем официально не был – это был просто едва открывшийся храм, вокруг которого уже собирался приход. Настоятельствовал там игумен Даминан (Давыдов), ныне архиепископ Фастовский, викарий Киевской епархии.

Вернувшуюся на свое историческое место икону «Призри на смирение» поместили в киот у левого клироса церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

И вот 1 августа 1993 года, когда на вечернем богослужении читался акафист Божией Матери, прихожане вдруг стали замечать: что-то происходит...

Отображение иконы на стекле.jpg Отображение иконы на стекле

Сначала стекло стало мутным, точно сильно запотело, хотя никаких перепадов температуры не было… Потом кому-то показалось, что краски образа потемнели, так что даже вызвали реставраторов. Но когда те сняли стекло – ахнули, поняв, что тональность красок на иконе вовсе не изменилась, а вот на стекле проявились такие же, как на иконе – но точно материализовавшиеся из прозрачности с мягкими оттенками серебра – Лики Богоматери и Богомладенца…

Тогда образ стали изучать ученые лаборатории лазерных методов исследования Киевского НИИ Судебных экспертиз, специалисты Центра реставрации Киево-Печерской Лавры. Делали соскобы красок с иконы, собирали миро, появлявшееся на стекле киота. Удивлялись тому, что киот-то отстоял от образа на расстоянии не менее 10-ти см. Пытались определить: нет ли следов кисти или напыления на этом новом дубле-изображении? Иконное стекло просвечивали ультрафиолетом и инфракрасными лучами. Просматривали с помощью микроспектрометрических приборов.

Заключение специалистов: отображение нерукотворно.

Призри на смирение .jpg Призри на смирение 

Скептики предполагали: а может быть, это произошла диффузия вещества краски, то есть краска как бы слиняла на стекло просто так равномерно?.. Но исследователи поражались, что эта изумительная прорись каким-то чудесным образом оказалась нанесена на стекло с разной интенсивностью и именно потому так точно и ясно отобразила святой образ – с большой любовью, трепетом и благоговением.

К тому же с самого проявления этого нерукотворного образа от него стали происходить чудеса. Один из насельников обители (чье имя не раскрываем в силу напряженной обстановки) рассказывает: «Первое чудо, которое произошло от этой иконы – это исцеление беременной женщины, она так готовилась стать матерью, так ждала этого ребенка, но врачи диагностировали у нее желтуху (гепатит) и стали настаивать на аборте. А женщина была верующей!

Прервать беременность – убить своего собственного ребенка – для нее было немыслимо. И вот мы стали замечать, как утром – она стоит у иконы, днем – тоже, уже вечер – надо закрывать храм, а она всё стоит, плачет, молится…

Уйдет по просьбе сторожащего брата, а наутро снова – там же у иконы… Три дня вообще не отходила от образа. А потом приходит какая-то просветлевшая, мы ее уже узнали, и так осторожно сообщает, что медики сказали о том, что болезнь ее как-то «приостановилась»… Она это восприняла как знамение – с воодушевлением, для нее и не было никакой альтернативы тому, чтобы рожать. Родила абсолютно здоровую девочку, мы ее потом крестили в нашем храме. А после народ как-то почувствовал силу святыни, просто валом пошел. Постоянно какие-то приношения образу потом в благодарность дарили, сообщали, кто что получил просимое, от чего исцелились. У нас в монастыре все эти случаи фиксируются».

Крестные ходы с иконой.jpg Крестные ходы с иконой

Вот некоторые свидетельства:

Мищенко Галина Петровна

«Я свидетельствую, что, посещая храм Введенский, я просила Владычицу «Призри на смирение» исцелить меня от рака. У меня был рак костей, кишечника, головного мозга. Мне казалось, что больнее человека нет на белом свете, ходила полуживая.

При посещении храма я постепенно оздоравливалась.

Применяла на себе и физическое воздействие (голодание, физическая работа). В настоящее время работоспособная, полностью излечилась. Благодарю Господа, Владычицу Богородицу за великие ко мне милости».

Тамара Полубояринова и Лидия Гайворонская

«Свидетельствую. Произошло чудо исцеления от иконы «Призри на смирение» в храме «Всецарицы», г. Краснодар, в 2004 году. 

Моему сыну, Полубояринову Тимофею, рожденному 01.12.2004 года, был поставлен диагноз порок сердца. Выйдя от врача с моей мамой, Гайворонской Лидией Петровной, и мною, с одномесячным младенцем на руках, пошли в ближайший храм, где посреди храма стояла большая икона «Призри на смирение» с проявившимся образом на стекле. Подошла с младенцем Тимофеем к иконе, приложила его к образу, стояла минут пять. Люди меня не подгоняли, и я смиренно просила помощи.

Через месяц при повторном медицинском обследовании у кардиолога был снят страшный диагноз порок сердца.

Ребенок стал полностью здоров.

Сейчас, слава Тебе, Господи, сын здоров, занимается спортом, и этот диагноз остался в далеком прошлом благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы. Мы являемся прихожанами часовни Александра Невского, где Тимофей с 5 лет в алтаре, сейчас прислуживает пономарем в воскресные дни». 

22 ноября 1995 года Священный Синод Украинской Православной Церкви постановил считать Киевскую икону Божией Матери «Призри на смирение» чудотворной. Со следующего 1996 года святыню стали возить по разным епархиям Русской Православной Церкви.

Изобилие чудес предваряет испытания веры

Иеросхимонах Валентин (Гуревич).png
 

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского монастыря Москвы: «В свое время, как ученый, феномен удвоения с отображением на стекле иконы Божией Матери «Призри на смирение» изучал мой крестник Александр Викторович Московский. Он входил в состав созданной в начале 2000-х годов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Комиссии по чудесным явлениям в Русской Православной Церкви. В 2006 году был снят при его участии фильм о чудесах. В частности, в нем православная телеведущая, журналист Елена Козенкова свидетельствовала: притом, что ей доводилось поездить по Святой земле, Греции, Египту, такого количества чудес, как на наших просторах в 1990-2000-е годы, она не встречала нигде. Авторы фильма, освещая и это киевское чудо с отображением лика Богоматери и Богомладенца на стекле киота иконы «Призри на смирение», отмечали, что в нашей стране и в 1920-е годы накануне многих испытаний многомятежного XX века было небывалое до того количество знамений: массово и повсеместно мироточили и кровоточили иконы, обновлялись образа, на почерневших иконах проступали в одночасье лики святых. Разве то же самое мы не наблюдаем и сейчас?

А тогда еще и Сергей Нилус в письме от 22 июля 1922 года констатировал: «Писал ли я Вам про массовое обновление старых икон, чему мы сами были неоднократно благоговейными изумленными свидетелями. Весь прошлый год прошел у нас на Украине в этом сплошном чуде. Обновлялись целые церкви, кресты и купола на храмах. В Ростове-на-Дону таким образом обновились собор и много церквей. У нас по деревням и хуторам не было почти дома, где не совершалось бы подобное чудо. Стали перед ними в тупик даже самые ярые гонители Церкви».

Вот и сейчас это чрезвычайное, по сравнению с другими странами, изобилие чудес в РФ и на Украине предварило те тяжелейшие испытания, которые имеют место на данных территориях сегодня. В свое время Александр Викторович выступил с лекцией на заседании Донского молодёжного клуба. Тогда же был показан этот снятый при участии комиссии по чудесам фильм о знамениях. Там говорится, в частности, что чудеса никогда не были важны для христиан сами по себе, – а только как средство удостоверения веры. Тогда же крестник рассказал о подтверждении нашими учеными чуда схождения Благодатного огня на Пасху. А потом меня поразило, что отпевали мы раба Божия Александра в нашей Донской обители как раз в Пасхальные дни и во время принесения к нам в монастырь этой чудотворной иконы Божией Матери «Призри на смирение».

Господь нам как бы еще раз дал вспомнить о всех тех знамениях, что он изучал и которые даются верным для укрепления перед испытаниями, исповедничеством».