Святитель Феофан Затворник: молодым о вызовах времени

В Издательском Совете Русской Православной Церкви 15 июня состоялась приуроченная к Году педагога и наставника конференция «Жизнь и труды святителя Феофана, Затворника Вышенского, в истории и современности».

Святитель Феофан Затворник.jpg
Святитель Феофан Затворник

Вспоминали о святителе Феофане как о подвижнике, наставнике, педагоге. Сам он считал, что никакого учительства без подвижничества и быть не может: святой обретает душеполезные слова только после долгого искуса, и действенное слово – это всегда результат не столько теоретических размышлений, сколько практической аскезы, – отмечал в своем докладе митрополит Калужский и Боровский Климент. Благодать прежде всего и очищает ум. Просвещаемый благодатью нередко познает суть вещей без посредства рассудка.

Конференция «Жизнь и труды святителя Феофана, Затворника Вышенского, в истории и современности» .jpg

Святитель Феофан наставлял молодых быть готовыми встретиться с вызовами времени, не губя своей веры. Епископ Скопинский Питирим привел в своем выступлении цитату святителя: 

«…чем чаще кто причащается, тем ближе бывает к Господу, тем ему лучше бывает и сам он лучше становится. Работающий лучше работает, хозяин лучше хозяйничает, начальник лучше начальствует; всякому лучше бывает, и всякий лучше становится от Святого Причащения, становится живее, добрее, умнее!»

Вообще святитель часто наставлял в письмах во всем полагаться на помощь свыше. Так и учил хотя бы кратеньким молитвам перед каждым делом: «Господи, настави! Господи, помоги!» – только произнеси от сердца, и уже всё пойдет совершенно иначе. А испросив утром в молитвах благословения на день, весь день и будешь пожинать плоды действия благодати, когда всё складывается наилучшим образом. Наставлял чаще обращаться к своему Ангелу Хранителю – это лучший друг каждого христианина. У него просто в «должностных обязанностях» нам помогать. «Навыкайте его слушать, и он будет учить вас всему», – писал святитель.

Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Пафнутий (Фокин) рассказал о первом исследователе жизни и творчества святителя архимандрите Георгии (Тертышникове). 

Архимандрит Георгий (Тертышников) у гробницы святителя Феофана в разоренной Вышенской обители.jpg Архимандрит Георгий (Тертышников) у гробницы святителя Феофана в разоренной Вышенской обители

Именно по его инициативе в январе 1994 года в Рязани были проведены первые Феофановские чтения, и потом уже подобные мероприятия стали регулярными не только в месте подвига затворника в возрождаемом Вышенском монастыре, но и в столице. Доктор филологических наук Варвара Викторовна Каширина отследила по публикациям в Журнале Московской Патриархии, как до начала 1970-х годов, когда в 1973 году были тайно обретены мощи святителя Феофана, о нем публиковались одна-две статьи в год, а вот с началом активной исследовательской работы отца Георгия – это уже по несколько ежегодных публикаций.

Отец Пафнутий рассказал случай, которому сам был свидетель, еще учась в семинарии. Ребята-семинаристы как-то стояли во внутреннем дворике академии, рядом топтались и ворковали голуби, а поодаль за всем этим настороженно наблюдал лаврский кот… Мимо проходил отец Георгий (Тертышников) и, взглянув на нерешительно мнущегося полосатого, пригрозил: «С помыслами надо бороться!». Отец Георгий, кстати, отмечал: когда семинарист перестает регулярно ходить на исповедь, он перестает учиться. Постижение вообще наук, а богословских тем более требует равновесия сил души, главенства разумной силы души над вожделевательной и яростной, а привести себя в порядок как раз и помогает исповедь, внимательная духовная жизнь. 

Иеромонах Пафнутий (Фокин) читает свой доклад.jpg Доклад иеромонаха Пафнутия (Фокина) 

Руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербурга во имя святителя Феофана Затворника, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор психологических наук Лариса Филипповна Шеховцова как раз раскрыла это учение «основателя христианской психологии», коим считают святителя. В человеке грешнике силы как бы являются отпавшими: что хочу, того не делаю. Чтоб обрести целостность, ум надо направить на истинное, волю на правильное, чувства на прелюбезное, как писал святитель Феофан. 

Необходимо возвышение лица и над собой, и над внешним миром, тогда если «я» не сливается с душевными процессами, ими можно управлять. Возвышение «я» над зарождающейся страстью, контроль помыслов помогают нам в преодолении страстей. 

Докладчица назвала письма святителя Феофана истинной школой гармонии чувств.

Доцент кафедры философии, теологии и религиоведения Кубанского государственного университета, кандидат педагогических наук Анна Борисовна Бухович, иллюстрируя необходимость очищения и гармонизации человеком себя, привела рассуждение святителя Феофана о том, что в мире есть являемая сторона, но под ней действуют еще силы и стихии, и за всем этим мы еще должны усмотреть сокровенную мысль Божию, тогда нам и откроется суть вещей, происходящего. Но сокровенную мысль Божию можно познать только духом, если мы родились в духе и он для нас в приоритете. Иначе же, особенно в молодые годы, телесная жизнь заглушает жизнь духа, и человек именно в юности совершает большинство ошибок. 

Человек должен с юных лет готовиться не к наслаждению, а к подвигу, – отмечал святитель Феофан, – воспитывать надо не «для счастья», но приуготовлять к труду жизни.

Причастие .jpg

Избежать серьезных травм и падений, что могут исковеркать весь дальнейший жизненный путь, молодым, конечно, может помочь церковный опыт. Благо, если ты с детства в Церкви, но даже если нет – в Дом Божий двери всегда открыты. Преподаватель Тамбовской духовной семинарии, аспирант Московской духовной академии иеромонах Паисий (Буй) рассказал о педагогике воцерковления святителя Феофана. Он начинал выстраивать путь вхождение человека в Церковь с учения о грехе. Если ты правильно понял, что такое грех и как он извращает твою природу, обрел это здоровое чувство греховности – тебе нужен Христос и вера твоя уже подлинная живая. Тебе ничего уже и не надо из догматических истин объяснять, ты сам уже ощущаешь насущность приближения к Богу, тебе нужна Его помощь, и ты знаешь, какое это ни с чем не сравнимое блаженство, когда зрелое покаяние проявляется как преображение твоей души.  

Ольга Орлова