Быть слепым к ошибкам других – значит плыть по реке любви. Иерей Георгий Кириндас

Вчера была Родительская суббота, а в сегодняшний воскресный день, 3 ноября, в богослужении также звучала тема загробной жизни. Об этой жизни говорил апостол Павел в своем послании, о том же – притча Спасителя о богатом и Лазаре.

k2photo1667729318.jpg
Иерей Георгий Кириндас

Каждая притча Спасителя многогранна в своих смыслах, но сегодня хотелось бы высветить только один смысл. Ведь и богач, и Лазарь, уйдя из этой жизни, помнили то, что с ними было. Они понимали, где находятся, с кем говорят и в каком состоянии находятся.

Неопытная душа, оставив тело, войдет в состояние, которое у греческих язычников древности имело название реки Лета, «забвение». Она часть царства смерти. Умерший тот, кто потерял память о прожитом.

Поэтому оживший тот, кто вспомнил все, то есть себя. Вернувшийся к жизни помнит всех и все прожитые состояния, он словно блудный сын из другой евангельской притчи «пришел в себя», постиг самоосознанность, то, к чему для души без тела нет препятствий.

Уйдя из этого мира, мы все поймем, сразу же. Но есть нюанс: можно вспомнить не только светлое и поэтому ожить – не только для благостности.

IMG_1199.JPG

И зададим себе вопрос: если мы вспомним все, то что мы вспомним? В книге жизни, нами написанной, страницы вырвать не получится. Они будут когда-то прочитаны нами вновь, но не только нами: чтецов будет несколько, с разных сторон смотрящих на наше сердце.

 Скорее мы вспомним то, в чем обрели навык, ставший нашей второй природой. Яркой картиной всплывут встречи и насыщенные беседы, неожиданно высветится утаенное, тихое станет громким, невысказанное закричит, зажатое выпятится, низкое падет еще ниже, высокое вспорхнет на еще большую высоту. От чего-то захочется скрыться из-за стыда, но не получится: проявившееся в памяти станет нашим новым миром обитания, спроектированным сердцем.

Возвращая нас к жизни, память поселит нас или в рай, или в ад.

Получается, надо жить так, чтобы вспомнить мы смогли только благое. В «Божественной комедии» Данте душе для этого надо испить из реки Эвноя, что означает «добрая память», запечатлевающая в сознании светлые образы Добра и привнесенного в этот мир Блага. Давайте будем способными испить эту реку, быть всегда со Светом и нести его в мрак скудости падшего творения.

text_dante_ch2-oldorfo-14.jpgРека Эвноя, «Божественная комедия». Гюстав Доре

А начнем друг с друга – давайте помнить себя и всех. Помнить правильно – только светлое, высокое, сердечно-радостное, обнадеживающее.

Когда муж и жена ругаются, они вспоминают все плохое, что они друг другу сделали, чтобы сделать друг другу больнее. А может быть вспоминать только хорошее?

Быть слепым к ошибкам других значит плыть по реке Любви, кисельные берега которой лишь только окраины беспредельной Земли живых, царства вечно молодых, мира с Богом и в Нем.

Быть зрячим к ошибкам своим - это путь к Небесному гражданству, чистому Небу ума, способного увидеть и Новую Землю.

Сегодня апостол Павел говорил об этом в своем послании. И неслучайно прп. Исаак Сирин сказал, что удостоившийся увидеть самого себя больше того, кто сподобился видеть ангелов.

В то же время надо прожить так, чтобы и о нас вспомнили.

Мы с вами те, о ком надо вспомнить другим, чтобы мы продолжили жить.

А если мы сами любим, то наша память позволит ушедшему не просто там вспомнить себя, но пребывать в свете посылаемых нами лучей любви, то есть быть счастливыми, вечными. Господь и Его небесные служители да помогут вспомнить все нам во благо.   

А в свете сегодняшней притчи, прогуливаясь по бутикам, размышляя о том, какую машину купить, наслаждаясь жизнью в Дубае, давайте вспомним тех ребят, которые стоят сегодня у ворот монастыря. Как бы ни получилось так, что они, полупьяные аутсайдеры нашего общества, будут встречать нас и удивляться, почему мы еще до них не дошли.

Дай Бог, чтобы мы правильно относились ко всему тому, что с нами происходит, ко всем людям, ко всем вещам и понимали, что мы с вами вечные. И дай Бог нам встретиться, и чтобы встреча эта была радостной, полной добрых неожиданностей. Прп. Исаак Сирин отмечает, что, когда мы умрем, узнаем много неожиданного. Пусть это будут добрые неожиданности. И чтобы мы встретились в том месте, о котором апостол Павел говорит, что даже произнести человеческим языком сложно – как хорошо там. Аминь.

Иерей Георгий Кириндас. Слово 3 ноября 2024 г.