24 июня Церковь чтит Святого Духа Утешителя, сошедшего на апостолов. Его вознесшийся на Небо Господь Иисус Христос послал от Отца во исполнение Своего неложного обетования.
Разъясняет духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).
На Тайной Вечери перед Распятием Господь Иисус умолял Своего Небесного Отца, чтобы осуществилась цель Его Пришествия на землю. А именно – Бог должен вернуться в сердце человека, опустевшее от Него после грехопадения первых людей.
Как ни пытается человек заполнить свое сердце вожделенными земными предметами, он становится еще более несчастным, попадая в рабскую зависимость от того, чем его сердце наполняется – от различных страстей и похотей.
Ничто не может заменить ему утраченного Бога, но всякая страсть превращается из вожделенного подателя счастья и блаженства в лютого деспота-мучителя, источника горя, мук и скорбей.
И вот Господь молится Отцу о людях – о Своих учениках и апостолах, а также о тех, кто уверует в результате их апостольской проповеди – «да будут они в Нас едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я – в Тебе, так да будут они в Нас воедино» (Ин. 17:21).
И это воссоединение человека с Богом как раз начинается схождением благодати Святаго Духа в сердце человека, предочищенное Крещением. Это и есть второе рождение – от воды и Духа.
После того, как произошло Рождество Церкви в день Пятидесятницы, это наитие Святаго Духа происходит каждый раз в Таинстве миропомазания, которое совершается вслед за Крещением человека, присоединяющегося к Церкви Христовой.
Таинство миропомазания
Затем новорожденное дитя Бога возрастает от силы в силу, и если достигает зрелого возраста во Христе, вступает во владение наследством Отца, в согласии со словами апостола Павла. То есть приобщается ко всему, что имеет Отец. К Его блаженству, превосходящему всякое земное утешение, к Его безбрежному и бездонному океану любви, непоколебимому покою Царства Небесного, всеведению, превосходящему все земные науки, благолепию, превосходящему все земные красоты и художества, богатству обладателя «вселенной и исполнением ея», власти и всемогуществу Царя царей и Господа господей. Становится соучастником Его Божественного творчества.
И это всеблаженство становится неотчуждаемым достоянием человека во веки веков.
Возрастание от силы в силу происходит в процессе тяжелейшей борьбы с греховными навыками и зависимостями, с агрессивным влиянием общества грешников и с противодействием демонских полчищ во главе с сатаной, что невозможно без Божьей помощи. Многими трудами и скорбями достигается главная цель – единение человека с Богом.
Господь, призывая апостолов оставить свои рыболовные снасти и следовать за Собою, сказал: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков».
Призвание апостолов
И Он выполнил Свое обещание.
Три года Он их учил и воспитывал.
Они были простодушные и неграмотные. Им были свойственны обычные человеческие немощи – страх, честолюбие, соперничество, маловерие, ожесточенная ревность не по разуму.
И вот Господь мудрым словом, притчами, собственным примером насаждал в их сердцах смирение, любовь, любовь к врагам, веру, терпение. И, наконец, послал им от Отца Святаго Духа, Который уже пребывал с ними до конца неотлучно и утвердил в них эти качества, необходимые для их спасения и для их апостольской миссии.
Перед Вознесением на Небо Господь велел Своим ученикам пребывать в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше. Пока Он ни пошлет им от Отца Духа Святаго, Который наставит их на всякую истину и, сообщив им благодатные дары, Божественную премудрость и незлобие, сделает их способными уловить все концы в апостольские сети любви Христовой.
Господь говорит здесь, что все знание и премудрость, которые имеет Отец, есть также достояние Сына, – «всё, что имеет Отец, есть Моё, поэтому Я говорю вам, что [Святой Дух] от Моего возьмет и возвестит вам».
Сошествие Духа Святаго. Сербская фреска
Так вот, вчера и сегодня Святая Церковь совершает торжество, посвященное завершению подготовки святых апостолов к их апостольской миссии. То есть трехлетнего курса обучения и воспитания, – заметим: трехлетнего, как бы в знак Пресвятой Троицы – на протяжении которого Господь Иисус обучал и воспитывал их с двойной целью. Во-первых, это образование, которое в отличие от обычной системы образования должно было сделать их пригодными не для временной, земной жизнедеятельности, но для вечной блаженной Жизни в Царстве Небесном, и, во-вторых, – способными и других наставить на этот спасительный путь истинный, ведущий к блаженной Вечности. И этот уникальный трехлетний образовательный курс завершился как раз событием, которое мы ныне празднуем. А именно, – схождением на апостолов Святаго Духа, Который должен был подтвердить и утвердить в них то, чему они были научены Господом Иисусом, и уже неотлучно пребыть с ними, наставляя их на всякую истину и совершая через них спасение человеческого рода.
Заповеди Господни мы можем исполнить только с помощью Божией. Особенно очевидна эта истина, когда речь идет об исполнении заповеди о любви к врагам.
Без Бога и Божьей благодати человек – это только словесное животное, биологическое существо, в котором действует, например, инстинкт самосохранения, самозащиты и другие животные инстинкты. Нас кусают, – мы кусаемся, проявляем агрессивность, отвечаем враждебностью на враждебность, злом на зло. И заповеданная любовь к врагам – это не наша любовь, душевная, но любовь Божия, благодатная, духовная, и мы можем исполнить эту заповедь любви к врагам, только если в нашем сердце будет Бог, Господь Святой Дух.
И тогда мы по-Божьи будем относиться ко всякому человеку, желая «всем спастися и в разум Истины приити».
Душевная любовь непостоянна, «как ветер мая». Стоит только ей столкнуться с изменой, ожесточением возлюбленного, или самой увлечься каким-то новым лицом, как она уже колеблется. От такой любви до ненависти – один шаг[1]. В то время как любовь духовная, Божественная, по выражению апостола Павла «николиже отпадает».
Нагорная Проповедь – это первое учительское Слово, которое Господь Иисус преподал Своим ученикам и апостолам. Словом Он не ограничился, а учил Своих учеников и делом – на Кресте молился за Своих распинателей, ибо и за них распинался. И эта Его «любовь Креста» была последним Словом наставления Своим ученикам.
И, наконец, сошествие в виде огненных языков Святаго Духа, посланного Сыном от Отца на апостолов, именно, Крещение Духом Святым и Огнем, явилось завершением этого трехлетнего образовательного «огласительного курса», который преподал Божественный Учитель.
С этого момента Святой Дух уже неотлучно пребывает со святыми апостолами и Святой Церковью. Наставляя на всякую истину, обеспечивая спасение и сообщая способность исполнить заповедь любви к врагам.
Спасительная благодать Святаго Духа пребывает в сердце до тех пор, пока в нем есть любовь. Как только сердце начинает уклоняться к ненависти, враждебности, злобе, благодать оставляет такое сердце, и человек лишается спасения и Царства Небесного.
Исполнение этой заповеди о спасительной любви к врагам, хотя и необходимо каждому христианину, но особенно, вдвойне, оно необходимо было именно апостолам. Если бы апостолы оставались без Бога в сердце, они не смогли бы исполнить свою апостольскую миссию и привлечь сердца людей к любви Христовой.
Своим апостолам Господь сказал: «Вот, Я посылаю вас, как овец посреди волков».
И действительно, они вдруг обнаружили, что против них восстала вся вселенная, все смотрели на них, как на врагов – и родной им народ, считая их вредными еретиками, и язычники, не желавшие отрекаться от веры своих предков. Все ополчились, «собрались вместе на Господа и на Христа Его» (Деян. 4:26).[2]
И Господь говорил ученикам: «Если бы вы были от мира, то мир свое любил бы. А как вы не от мира, сего ради ненавидит вас мир».
А между тем всю эту враждебную Вселенную они должны были уловить в свои апостольские сети. В сети любви Христовой. Таково было поручение Самого Господа, сказавшего им: «Идите даже до края земли».
И вот, если бы они не стяжали любви к врагам, то они, конечно, не смогли бы исполнить свою апостольскую миссию. – Если бы они, как это обычно свойственно людям, в ответ на злобу во всех ее проявлениях, вплоть до нанесения физического ущерба – ран, жестоких, бесчеловечных истязаний и самой смерти – отвечали бы также злобой, ожесточением сердца, враждебностью и мщением, – разве могли бы они ее исполнить? Разве могли бы злобные и ожесточенные люди привлечь сердца всех народов к той правде и любви Христовой, которые они были посланы распространить по всему миру? Конечно, нет.
Они были бы подобны собаке на сене. – Сами лишили бы себя Царства Небесного, поскольку в ожесточенное сердце, одержимое ненавистью, окаменевшее, не внидет спасительная благодать. И другим воспрепятствовали бы войти в него, поскольку их озлобленный облик не привлек бы сердца людей, но оттолкнул. Они уподобились бы, таким образом, законникам, к которым относятся слова Господа: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52). – Как говорится, ни себе, ни людям…
Но наученные Сыном, облагодатствованные посланным Им от Отца Святым Духом, они оказались способными выполнить поручение своего Божественного Учителя.
И это относится не только к апостолам, но и ко всем их последователям – христианам, которые должны и сами спастись, и окружающих должен привлечь их благой лик Православия.
И вот мы видим, как, особенно в первые века христианской эры, окруженное враждебной вселенной «малое стадо» верующих – последователи апостолов, уже после мученической кончины последних, продолжали эту апостольскую миссию и сами становились мучениками ради Христа. А, привлекая своей любовью враждебно настроенное окружение, проявляли терпение и незлобие во время самых лютых мучений. Мы видим, как народ и даже некоторые из самих мучителей, привлеченные не только чудесами, но и незлобием и благородством мучеников, становились христианами.
Следует не отталкивать людей злобой и ожесточением и, таким образом, уподобляться древним иудеям, о которых было сказано: «Ради вас имя Божие хулится у язычников», а, напротив, привлекать Христовым незлобием к спасительному Евангельскому учению по слову преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи».
И христиане всех последующих веков и тысячелетий продолжают руководствоваться этим. Потому что апостольская миссия будет продолжаться до скончания века. Всегда подлинные христиане будут представлять собою «малое стадо» посреди мира, который «любит свое» и ненавидит то, что не от мира.
Но христианам, которые должны не любить ни мира, ни того, что в мире – похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, – заповедано любить людей, которые находятся в рабстве и пленении у мира, связаны грехами и страстями. Заповедано, с помощью Божией, вызволять их из этого рабства и плена. То есть, продолжать эту апостольскую миссию, которую невозможно выполнить без терпения в его совершенном действии, без кротости и любви. Любви к врагам.
А для этого надо быть с Богом, дабы явить миру благой лик Православия…
Подлинные христиане, иже не от мира сего, представляют собою малое стадо, меньшинство не только перед лицом превосходящего числа иноверцев, язычников и безбожников, но и меньшинство в среде народов, которые позиционируют себя, как христианские и даже православные. И поэтому во все времена будут оправдываться слова Господа о том, что всегда «благочестно жить хотящии гоними будут».
Можно именовать себя, как угодно. Важно действительно быть. То есть соответствовать своему самоназванию. Потому что на поверку часто имеет место несоответствие. И тогда повторяется ветхозаветное явление, которое у пророков звучит так: «Ради вас имя Божие хулится у язычников»…
То есть мы, называя себя христианами и православными, являем миру дурной пример, отталкивающий окружающих от спасительной правой веры. И сами не входим в Царствие Небесное, и другим препятствуем войти…
Мы знаем о том, что взаимное ожесточение во времена антихриста будет все усиливаться и достигать своих самых крайних степеней. По этому поводу сказаны слова Спасителя о том, что «от умножения беззакония оскудеет любовь многих» (Мф. 24:12), и «Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле» (Лк. 18:8). Ибо в тех сердцах, где нет любви, нет и Бога. Но вселившийся в такие сердца супостат уничтожает веру. При крайней степени взаимного ожесточения, когда велик соблазн ожесточиться самому, нужно быть бдительным и хранить от этого ожесточения сердце, чтобы не потерять благодать Святаго Духа и, следовательно, – Царство Небесное, и для этого оградить сердце именно исполнением заповеди о любви к врагам. Господь говорит о терпении – особенно подчеркивает его необходимость: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21:19). А в другом месте Евангелия о том же сказано: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 24:13).
Из всего этого становится понятным, о каком именно терпении здесь идет речь. Именно, о том терпении, которое сохраняет любовь, сердце от озлобления, ожесточения, окаменения, несмотря на нарастающее до чрезвычайности беззаконие. Озлобленное, ожесточенное сердце покидает спасительная благодать, и поэтому обладатель такого сердца лишается спасения.
Только сердце, сохраняющее любовь, не лишается спасительной благодати.
05.12.2024