Что можно получить в храме Божием?

Осознаем ли мы, что Церковь это не просто собрание верующих, а богочеловеческий организм, мистическое Тело Христово? Вот как приоткрывают таинственную сущность Церкви святые и подвижники нашего времени.

nerl-1.jpg

Церковь есть тайна преодоления одиночества

Церковь есть тайна преодоления одиночества. Это преодоление должно ощущаться совершенно реально, так что, когда ты стоишь в храме, ты тогда только истинно подходишь к стенам Церкви Божией, когда луч любви робко, но и внятно начал растапливать лед одиночества, и ты уже не замечаешь того, что только что воздвигало вокруг тебя колючую проволоку: ни неверия священника, воображаемого тобою только или действительного, ни злости «уставных старух», ни дикарского любопытства двух случайно зашедших парней, ни коммерческих переговоров за свечным ящиком. Через все это ты идешь к слепой душе людей, к человеку, который, может быть, через минуты услышит лучше, чем ты, яснее, чем ты, голос Человека и Бога – Иисуса Христа.

Сергей Иосифович Фудель

Ты мне покажи Церковь!

Одна женщина мне рассказывала, как она попросила свою подругу отвести ее в церковь, и та привела ее в храм на богослужение, стала с радостью показывать иконы и говорит:

– Сейчас будут петь Херувимскую, на такой-то распев!

Та смотрела на все и говорит:

– Ты мне показываешь иконы, архитектуру, пение. Но ты мне покажи Церковь!

У нее уже пробуждалось правильное представление о том, что есть Церковь. А ее подруге нечего было показать, потому что она хотя и ходила в храм, но была одиночкой, ее совершенно не интересовало, кто рядом с ней молится…

Архимандрит Виктор (Мамонтов)

Храм – наш дом, и все мы – семья

Церковь, особенно во время богослужения, признаем своим домом. Мы приходим, уходим, радуемся, осеняем себя крестным знамением, зажигаем свечи, иногда можем и поговорить о чем-то, и всякий понимает, что православный человек воспринимает храм как дом. Свой собственный дом. А приходящих в него людей – как свою семью. Ибо наша семья – это не только один, два, три или сколько бы то ни было у нас детей. Это все мы: и тот, кто справа, и тот, кто слева, и даже тот, кто всерьез еще не задумался о Боге, не отважился признать, что чувствует внутри себя зов, благодаря которому стремится приоткрыть окошко в Небо и услышать ответ Бога, но в смущении отдаляется. Литургия – это наша семья, наше собрание, наш дом.

Cхиархимандрит Эмилиан (Вафидис)

Девушки.jpg

Спешите вернуться в церковь как домой

Мне одна духовная дочь сказала: «Всякий раз, оставляя храм, я испытываю такое чувство, как будто меня из родного милого дома, где меня так ласкали и утешали, где так тепло и уютно, выводят на зимнюю стужу, где каждую минуту у меня могут отнять мое сокровище – мир душевный, чистоту помыслов, святое настроение». Как понятно это признание доброй христианской души, когда представишь себе весь ужас мирской суеты и развращения и благодатную обстановку храма Божия.   

Епископ Арсений (Жадановский)

Почему надо приходить в храм до звона?

Я вам и раньше говорил, что нужно приходить к службам до звона, чтобы звон заставал вас уже в храме. Почему так? Потому что в это время Матерь Божия входит в храм.

Преподобный Никон (Беляев) передает слова преподобного Варсонофия Оптинского

Всё мы можем получить в храме

Всё мы можем получить в храме Божием. Здесь витает дух небесный, неземной; здесь школа Иисуса Христа, в которой воспитываются будущие небесные граждане; здесь вы получаете и уроки небесные от Божественного Наставника Иисуса Христа и Духа Святого в Евангелии, и пищу небесную, и питие небесное, и одеяние духовное, небесное, и духовное всеоружие против врагов спасения; здесь получаете и мир пренебесный, столько необходимый в духовных наших занятиях, в духовном нашем воспитании, и силы для духовных трудов и борьбы с грехом. Здесь мы научаемся и сладкой беседе с Отцом нашим Небесным и с Пречистой Царицей Богородицей, с ангелами Господними и со святыми, научаемся, как и о чем молиться.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Чувство нетленной жизни

Совсем особенное чувство нетленной жизни испытывает человек, когда сознает себя стоящим около действительной святости Церкви. Это длится недолго, а человек в эти минуты еще не знает, наверное, — находится ли он сам в этой Святости, т.е. в Святой Церкви, на какой-то блаженный миг он чувствует, что стоит около ее пречистых стен. Ибо наше бытие в Церкви — это не право наше, а всегда Чудо и Нечаянная Радость.

Сергей Иосифович Фудель

О внешнем благочестии и поведении приходящих в храм

В Русской Православной Церкви принято, чтобы женщина приходила на богослужения в скромной одежде, прикрывающей все ее тело, с покрытой головой и без косметики. …Конечно, сейчас на Западе, да и у нас иногда, в храм приходят женщины в брюках и без платка... Но наша традиция кажется мне целомудреннее, чище. Она, можно сказать, освящена десятью веками христианства на Руси. Мы основываем ее на словах Апостола, что украшение женщины не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (см.: 1 Пет. 3:3–4).

И здесь есть повод сказать еще об одной особенности поведения христианки в храме – о молчании. Порой на службу приходит женщина не соответствующе одетая. По неведению или оттого, что у нее сложился такой особый взгляд на себя и она по-другому одеться не может. А на нее из-за этого шикают, грубо одергивают, случается, и прогоняют. Вот такое активное «благочестие» некоторых церковных прихожанок, конечно, неуместно. Тут как раз можно вспомнить апостольскую заповедь: Жены ваши в церквах да молчат (1 Кор. 14:34).

Сейчас, бывает, спрашивают: как относиться к женским брюкам? Можно их носить или нельзя? Если отвечать «можно» или «нельзя», то необходимо указать – где об этом сказано. А о женских брюках нигде не сказано. В Священном Писании упоминается лишь, что женщина не может носить мужскую одежду. Но по тому времени брюк не носили ни женщины, ни мужчины. Однако в народных костюмах христианских стран женских брюк мы нигде не встретим. Русская традиция тоже представляет женщину в юбке или платье. Зачем ее ломать?

Но если какая-то женщина хочет отстоять свое право на брюки... Что ж, пожалуйста. И в храм, если иначе не может, пусть приходит в привычной одежде. Но пусть приходит. А там, со временем, ее сознание будет меняться, и она увидит, что хорошо, а что неуместно.

Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)

Таким поведением в церкви доставляется духу смирение

В церкви никаких особенных молитв не читайте, а внимайте богослужению. Можно вместе и молиться умом, и внимать церковному молитвословию. Первое споспешествует второму, а второе первому. В церкви не становитесь на колени и вообще по наружности не отделяйтесь от прочих какими-либо особенностями; но сохраняйте и внутреннее, и наружное благоговение. Поклонов кладите как можно меньше. Удерживайте себя от разгорячения и от всех порывов, столько противных смирению. Требуйте от себя тишины и внимания и при молитве, и при чтении, и при всех действиях ваших. Таким поведением доставляется духу смирение. Смирение осеняет милость Божия.

Святитель Игнатий (Брянчанинов), из письма духовной дочери Софье Ивановне Снессоревой

Вразумление святой праведной Иулиании Лазаревской

По болезни и усталости Иулиания одно время перестала часто ходить в храм, увеличив домашнюю молитву. Она была прихожанкой церкви святого Лазаря – брата святых Марфы и Марии. Священник этой церкви услышал в храме голос от иконы Божией Матери: «Пойди и скажи милостивой Иулиании, отчего она не ходит в церковь? И домашняя ее молитва угодна Богу, но не так, как церковная».

Из жития святой