Что видели воины на обороте Донской иконы? И как Она не раз спасала нас

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

Наша святая обитель, именуемая Донским монастырем, отмечающая сегодня, 1 сентября, престольное торжество, была основана в память чудесного избавления Москвы от жестокого нашествия иноплеменников благодаря предстательству Царицы Небесной после усердного моления перед Ее Донской иконой.

Донской монастырь.jpg Московский Донской монастырь был основан в 1593 году, в честь Донской иконы Божьей Матери в знак благодарности за избавление города от войск крымского хана Казы-Гирея

Нам необходима помощь свыше

Начавшись с крещения Руси, непростая история нашего Отечества, на протяжении которой периоды благополучного процветания сменялись периодами смут, мятежей, усобиц, духовно-нравственных падений, моровых поветрий, нашествий иноплеменников – вся эта история свидетельствует о великой нужде в небесном Божественном заступничестве, покровительстве и помощи, которые и подавались нашему отечеству Всемилостивой Владычицей, Царицей Небесной.

Историю народа можно сравнить с историей человека. Когда человек принимает крещение, то тут же приступает сатана со своими искушениями, желая воспрепятствовать его спасению.

Не избежал этой участи и Сам Господь. Но только Он, Единый Безгрешный, избежал при этом падения. А все остальные человеки непременно падают и для того, чтобы подняться, имеют нужду в покаянии. То же происходит и с народами.

Вот и на Святой Руси было так. Сразу после крещения Руси начались нестроения. После кончины равноапостольного Владимира его государство разделилось, раздробилось на уделы, управляемые его многочисленными потомками, и было то, что называется «феодальной раздробленностью». Такое положение было чревато междоусобицей, которая и началась с бесчинств Святополка Окаянного, убившего святых страстотерпцев Бориса и Глеба. И продолжалась эта усобица князей, сопровождавшаяся братоубийством и взаимной жестокостью не только между князьями, но и их подданными – картина, недостойная христианского народа и самого христианского имени…

Божья кара, бич Божий явились в лице хана Батыя и его бесчисленных татаро-монгольских полчищ, устремившихся, как тучи саранчи, на новый вертоград Господень, поядая, опустошая и разоряя его…

200 лет был срок этого бедствия, этой епитимьи, наложенной Богом на Русь. Было нравственное падение – малодушие и панический страх перед татарскими набегами. По словам летописи, – «и хлеб не шел в уста от страха».

Второе рождение народа

В конце этого 200-летнего срока был воздвигнут столп монашества – преподобный Сергий, которому как раз посвящен правый придел в первом храме Богородицы, построенном в нашей обители – в малом Донском соборе.

Преподобный Сергий – благодатный воспитатель русского народного духа, – так назвал его замечательный историк Ключевский, погребенный, кстати, в нашем монастырском некрополе.

На 21-м году жизни Варфоломей (мирское имя Преподобного) потерял сразу обоих любимых родителей. Это потрясло его и пробудило устойчивую память смертную, что подвигло его умереть для мира и жить для Бога, в приготовлении души к встрече с вечностью. В короткий, двухлетний, срок иноческой жизни достигнув высокого духовного преуспеяния, он приобрел свойство духовного магнита, привлекающего души, ищущие спасения. Около него возникла монашеская община, которая, в свою очередь, явилась рассадником таких же духовных магнитов, распространившихся по всему лицу Русской земли – вся она стала изобиловать монастырями, преображавшими строй народной жизни. Народ освобождался от страха и укреплялся в молитвенном обращении к Богу и Божией Матери. Стало возможно сопротивление и Куликовская битва.

Святая Донская икона прославилась в день Рождества Богородицы в 1380 г., в который произошла битва на поле Куликовом. На оборотной стороне этой иконы изображено Успение Божией Матери.

Донская икона.png Донская икона Божией Матери в Донском монастыре

Заметим, что празднование Донской иконе – престольный праздник нашей обители – совершается через три дня после Успения. Успение – это, собственно, тоже рождество – рождение в иной мир, в страну Блаженной Вечности. И мы видим на иконе Успения, как новорожденная душа Божией Матери в образе спеленутого новорожденного младенца восприемлется в надежные руки Ее Божественного Сына. Вспоминаются здесь слова ап. Павла – «желаю разрешитися и со Христом быти» (Фил. 1:23). Господь Иисус, умирая на Кресте, изрек: «Боже, в руки Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23:46). И мы каждый раз перед сном в конце вечерних молитв повторяем: «Господи Иисусе Христе, Боже мой, в руце Твои предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми». 

Воины на поле Куликовом, взирая на этот образ Царицы Небесной, взирая на Ее блаженное Успение, изображенное на его оборотной стороне, преодолевали страх смерти и, полагая душу свою за други своя, за Святую Русь и веру Православную, обретали несумненную надежду на то, что Сам Господь вот так же примет их души в Свои надежные руки, и они родятся в блаженную Вечную Жизнь и Покой в Царстве Небесном. И смело шли на смертный подвиг.   

Так произошло второе рождение народа. Первое рождение случилось в днепровской купели. А второе рождение, второе крещение – это то покаяние, или, по-гречески, – изменение, о котором идет речь. А именно – преодоление малодушной боязливости, панического страха перед иноплеменными завоевателями и, в конечном счете, преодоление страха смерти, т.е. восстание из состояния нравственного падения, когда «хлеб не шел в уста от страха».   

Особая миссия требует особого смирения

Преподобный Сергий был воспитателем всего народа – не только простолюдинов, но и высшего слоя. Он мирил князей, увещевал их оставить дурные привычки вольницы, когда приходит буйное желание повоевать и пограбить соседей – своих же единоверных и единокровных; с успехом убеждал их в необходимости объединения и консолидации вокруг московского престола, т.к. сильное Московское государство, в котором не будет места для усобицы князей, призвано стать мощным оплотом, о который будут разбиваться все попытки  завоевания со стороны внешнего неприятеля. И трудами прп. Сергия, святителя Алексия, московских великих князей была преодолена междоусобица и раздробленность, совершено объединение русских земель в единое Московское государство, способное противостоять иноверным завоевателям, защищать народ Божий от иноверных влияний и этим обеспечить возможность надлежащего воспитания новых поколений православного народа. И это преодоление усобицы и становление единого государства также составляло часть того покаянного изменения и преображения жизни на Святой Руси, о котором шла речь.

Впереди был дальнейший непростой исторический путь России, на котором были новые падения и восстания…

WhatsApp Image 2022-09-01 at 5.29.53 PM.jpeg
WhatsApp Image 2022-09-01 at 5.29.51 PM.jpeg
WhatsApp Image 2022-09-01 at 5.29.50 PM (1).jpeg
111.jpg
WhatsApp Image 2022-09-01 at 5.29.52 PM.jpeg
WhatsApp Image 2022-09-01 at 5.29.50 PM.jpeg
В Донском .png
В Донском .png
В Донском .png
Встреча привезенной из Третьяковской галереи Донской иконы Божией Матери в Донской обители Москвы. 1 сентября 2022 г.

На примере библейской истории можно видеть действие Божия промысла, который присутствует в исторических судьбах каждого народа, в судьбе каждого человека. Так, и при созерцании исторических судеб России всюду напрашиваются библейские параллели.

Господь попускает падения народа и отдельного человека для того, чтобы он смог убедиться в своей неспособности без Бога оставаться на высоте и приобрел смирение, – необходимое свойство, позволяющее благодати Святаго Духа укреплять человека и народ на путях спасения.

Особенно это относится к людям и народам, избранным для особой миссии в спасительных путях Божия Промысла. В некотором смысле, всякий человек и народ – избранный, ибо каждый избран для определенной роли, или миссии, предназначенной ему в путях Промысла. Но сознание избранности народа и человека может привести к гордыне и превозношению над другими, «не избранными». 

А гордость – это свойство сатанинское, оно препятствует благодати Божией вселяться в сердца людей, отталкивает ее. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). Когда некий дворянин в беседе с прп. Амвросием Оптинским сказал, что у него благородная гордость своим аристократическим происхождением, то прп. Амвросий ответил: «Нет, батенька, такой – «благородной» гордости не бывает. Гордость – она всегда одна – бесовская». Это относится и к гордости своей Богоизбранностью.

Конечно, если в действительности имеет место особая Богоизбранность, то такой народ или человек подвергается особому натиску и нападению темной силы, и Господь попускает иногда в этих случаях падение для приобретения смирения и преодоления гордыни и превозношения, которые, как уже было сказано, особенно угрожают тем, у кого есть сознание своей Богоизбранности. Это происходило и в библейской истории, и в истории России. «Господь всех заключил в неповиновение, чтобы всех помиловать».

Еще один случай помощи. Так был основан Донской монастырь

Донской монастырь .png Донской монастырь

Если Израиль имел ходатая пред Богом в лице Моисея, то Русь Святая имеет такую Ходатаицу и Заступницу в лице Пресвятой Девы, Богородицы, Царицы Небесной, – в тех случаях, когда праведный гнев Божий готов обрушиться на народ за его грехопадения. Неоднократно Она являла эту помощь России через Свои святые иконы – Владимирскую, Казанскую, Донскую, Смоленскую, Калужскую…

Так, в 1591 г. крымский хан Казы Гирей приступил к Москве с большим войском, состоящим из татар и турок. В Москве в это время находилось лишь небольшое соединение стрельцов, ибо основные силы были оттянуты для защиты от западного противника. На собственные силы надеяться не приходилось, и вся надежда была на помощь свыше. 

Царь Феодор Иоаннович распорядился перенести из Кремля в место расположения оборонительного отряда стрельцов Донскую икону Богоматери, уже прославленную на Куликовом поле, когда также имело место сопротивление агарянам. Икона была помещена в походной церкви, устроенной в обозе отряда. Переносной престол был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Перед иконой были вознесены усердные молитвы. 

Произошло чудо: татар охватила паника, и они внезапно бежали, преследуемые и побиваемые немногочисленными защитниками Москвы.

Царь Федор в благодарность за это чудесное избавление Москвы от бедствия распорядился воздвигнуть храм во имя Донской иконы Божией Матери. На том месте, где стояла походная церковица, храм был построен, и вскоре около него возник монастырь, получивший наименование Донского, в котором мы и совершаем нынешнее торжество.

  

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник Донского монастыря