Доблестная смерть всегда лучше позорной жизни

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

Сегодня, в день памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, вспомнились рассуждения упокоенного в Донской обители русского мыслителя Ивана Александровича Ильина, отмечавшего: «Человек творит в своей жизни то, что он есть в религиозном измерении».

Философ Иван Ильин .jpgИ.А. Ильин (1883-1954) дает замечательное описание истинной любви: «Она не измеряет усовершенствование человеческой жизни довольством отдельных людей или счастьем человеческой массы, ей ведомы все духовные опасности, связанные с наличностью земного наслаждения, и всё духовное значение его утраты. Ее видение давно открыло ей, почему болезнь может быть лучше здоровья, подчинение лучше власти, бедность лучше богатства. Именно сила этого видения укрепила ее в убеждении, что доблестная смерть всегда лучше позорной жизни и что каждый человек определяет себя перед лицом Божьим именно тем моментом, который заставляет его предпочесть смерть».

Можно сравнить эти мысли со словами Самого Господа: «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35), а «сберегший душу свою потеряет ее» (Мф. 10:39).


Евангелие, заповеди Божии, заповеди Священного Писания – это записанная совесть. 


Поэтому кто потеряет душу свою ради совести, тот сбережет ее. А сберегший душу свою благодаря сделке с совестью и продолжающий свою позорную жизнь, потеряет ее.

Качество любви зависит от состояния души, эту любовь проявляющей

Обычно людям свойственно понимать благополучие человека и народа именно как довольство земное, телесное, которое удовлетворяет человеческому самолюбию, избавляет от обид, несправедливостей, болезней и доставляет необходимые житейские удобства – достаток в пище, одежде и других материальных благах. Такие понятия, в общем, вполне укладываются в правило: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным, лучше быть начальником, чем подчиненным, и жить лучше, чем умереть.

Качество любви к Отечеству зависит от состояния души того, кто эту любовь проявляет. Например, любовь к Отечеству у предреволюционной интеллигенции проявлялась в желании, чтобы их родина вполне уподобилась Европе с ее последними материальными достижениями. И авангардными идеями свободной любви, эмансипации и освобождения женщины от семейного ярма и… материнства.

В зависимости от духовного уровня любящей души эта любовь к Отечеству может варьироваться в диапазоне от желания своей родине только лишь материального благополучия, процветания и оборонного могущества до желания духовного преуспеяния народа, чтобы спасались души соотечественников. А эти две цели, как мы видели, не всегда совпадают… 

Здесь можно привести слова Сократа в диалоге «Горгий»: «Ты хвалишь людей, которые кормили афинян, доставляя им то, чего они желали. Говорят, будто они возвеличили наш город. А что из-за них он раздулся в гнойную опухоль, этого не замечают. А между тем они набили город гаванями, верфями, стенами, податными взносами и прочим вздором, забыв о воздержности и справедливости».

Конечно, нам, не достигшим достаточной духовной высоты, более понятно, когда человек желает своим сродникам, своим детям, своим соплеменникам, соотечественникам благополучия и процветания мирского и материального.

Это понятно и, действительно, это естественно и так и должно, в общем-то, быть, что нужно желать этого всего. Но не только этого. И не столько... 

Матери, желающие своим детям подлинного счастья

Мама провожает воина.jpg

Иначе тогда видится каким-то извращением, изуверством и фанатизмом, когда, например, София, мать мучениц-отроковиц Веры, Надежды и Любови, желала своим дочерям страданий, мучений и смерти за Христа вместо долголетней благополучной и счастливой жизни на земле. Это нам кажется странным и вообще противоестественным. Хотя она и умерла тут же. Потому что ее терзания, ее муки, когда она глядела на физические страдания своих детей, конечно, были неимоверны. Поэтому она просто не вынесла. Но тем не менее она их направляла к этому и сама молилась за них, чтобы они выдержали все это. 

И точно так же поступала Соломония, мать ветхозаветных мучеников Маккавеев. 

Эти матери, имея непоколебимую уверенность в реальности Царства Божия, желали своим детям подлинного счастья. Они поступали прямо противоположно апостолу Петру, который отговаривал Спасителя от крестных страданий, и Господь назвал его сатаной, т.е. врагом, потому что он думает не о том, что Божие, но что человеческое. 

Точно так же к тем, кто желает своим детям, родственникам только материального благополучия, которое может увести их от благополучия духовного, применимы слова Спасителя: «Враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36). 

В начале 90-х годов прошлого века предстоятель Американской Православной Церкви митрополит Феодосий в своей проповеди, произнесенной на литургии в Малом Соборе нашей Донской обители, обратился к прихожанам с просьбой: «Помолитесь о моих соотечественниках. Они такие материалисты! Они говорят: все есть, зачем еще Бог?» 

Здесь мы опять видим проявление этого духовного закона, который вполне сознавал митрополит, – что материальное благополучие может быть во вред благополучию духовному, ибо богатому трудно войти в Царство Небесное…

Мы не утверждаем, что вообще грех желать своим близким земных благ. Но на первом месте должно быть желание благ духовных. И в конце всякого молитвенного обращения следует добавлять: «но не как я хочу, а как Ты; да будет воля Твоя». 

Цивилизация мегаполиса

Вот мы желаем блага нашим соотечественникам, хотим, чтобы жизнь наша была правильно организована. Но чаще всего наши рассуждения «как нам обустроить Россию» не совпадают с Высшим Промыслом, имеющим целью наше подлинное благо. Воля Божия, Божественное творчество чаще всего непостижимо, не понятно нашему уму, не вмещается в понимание человека.

Господь говорит устами пророка: «мысли Мои – не мысли ваши и пути Мои – не пути ваши. И как Небо отстоит от земли, так мысли Мои отстоят от мыслей ваших и пути Мои – от путей ваших» (Ис. 55:8).

Приведенные выше слова Сократа об Афинах, которые «раздулись в гнойную опухоль», злокачественную опухоль, перекликаются с современностью. Это уподобление большого города гнойной опухоли вполне и, может быть, в большей степени применимо к современному мегаполису. Это именно – гнойная злокачественная опухоль на теле страны, которая заражает весь национальный организм, – и он тоже постепенно перерождается в эти злокачественные образования. 

Всё нацелено на то, чтобы удовлетворять человеческим амбициям, человеческим желаниям. И всё настроено на то, чтобы погубить человеческую душу. Чтобы она не стремилась к Царствию Небесному. А чтобы она стремилась к бессмертию грешной плоти при помощи различных ультратехнологий. 

Цивилизация мегаполиса имеет целью подменить Царствие Небесное развитием биотехнологий, электронными технологиями и так далее. И создать фонд запчастей человеческого организма (генная инженерия), – чтобы человек вечно мог тешить свою плоть. 

Это – давняя мечта древнего Змия, который замыслил вопреки Царствию Небесному построить своё царство («Престол мой на звездах поставлю, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13). «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы», «нам нет преград ни в море, ни на суше, в своих дерзаниях всегда мы правы»… 

То есть мы устраиваем здесь жизнь по своему усмотрению и еще хотим Бога привлечь, – чтобы Он нам помог, чтобы «всё устроить, чтобы всё было хорошо, чтобы все были счастливы»… 

Бог – не «золотая рыбка» для исполнения наших хотений

Конечно, если люди благочестивы, следствием этого являются нормальные граждане, нормальное производство, – потому что у людей жива совесть. И тогда, в частности, нет места коррупции.

Но это следствие. Это не цель благочестия, которое нацелено прежде всего на спасение душ человеческих, на достижение ими Блаженной Вечности.

Мы стремимся привлечь религиозную идеологию, православную для решения социальных проблем. 

Стремление поставить царство земное впереди Царства Небесного – порок, который с особенной наглядностью проявился именно в Евангельской истории отвержения избранным народом своего Мессии. 

Он выразился в негодовании иудеев, когда их надежды на земного мессию-помазанника рухнули. Ибо Спаситель сказал: Царство Мое – не от мира сего (Ин. 18:36). И они отвергли Его и потребовали распять – за то, что Он отдал Себя на поругание язычникам вместо того, чтобы торжественно воцариться в Иерусалиме и освободить Отечество от оккупантов.

Это ложное понимание религии, Бога как слуг общественного благоустройства все время воспроизводится на протяжении всей истории Церкви. В Боге видят как бы золотую рыбку, находящуюся в услужении и на посылках у общественного благополучия.

В то время как благополучие, как и телесное здравие, иногда бывают для души не столь полезны, как скорби и болезни – «и разжирел Иаков, и очерствело сердце Израиля…» (ср. Втор. 32:15).

Только исполнением Евангелия этот мир еще животворится

Евангелие.jpg

Какие кардинальные выводы мы можем сделать из этих рассуждений?

Мы наблюдаем отчетливую мировую тенденцию обустроить даже не только Россию или какую-либо отдельную страну, но глобально, весь мир – так, чтобы вполне и «всемерно удовлетворять постоянно растущие потребности», похоти и прихоти людей. Удовлетворить всему регистру страстей от самых возвышенных до самых низменных. То есть после крушения коммунизма, память которого погибла с шумом, движение продолжается все в том же, можно сказать, марксистском направлении; в согласии с самим Марксом, излюбленным изречением которого, по его собственному признанию, было: «ничто человеческое мне не чуждо»…

Такая генеральная целевая установка – всемерное удовлетворение вседозволенных потребностей – наиболее успешно достигается при помощи развития цивилизации мегаполиса-вавилона. А это неизбежно приводит к тому, что вавилон, согласно Библии, становится «матерью блудницам и мерзостям земным», «пристанищем всякому нечистому духу, всякой нечистой и отвратительной птице» (Откр. 18:2). 

И, с другой стороны, «из-за умножения беззаконий оскудевает любовь» (Мф. 24:12) и, соответственно, усиливается дух взаимной вражды и агрессии по самым разным поводам. 

Эти тенденции прямо противоположны духу Евангелия, согласно которому душа человеческая в очах Божиих дороже всего мира. 

И только исполнением Евангелия этот мир еще животворится. Подвигом тех, кто как ныне празднуемые мученицы Вера, Надежда, Любовь, София, наши новомученики и исповедники Церкви Русской XX века, стоят в исполнении заповедей Христовых – до конца, до смерти. 

А иначе: «Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит» (Мф. 16:26).