Учимся исполнению Евангелия у преподобного Сергия
Читаем Евангелие и житие преподобного Сергия Радонежского вместе с преподавателем Московской Духовной Академии, благочинным Троицкого округа Москвы протоиереем Георгием Климовым.
Сегодня в Евангелии читаем притчу, рассказанную Христом:
А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Евангелие от Матфея, 21 глава, 28-32 стихи).
Всякий христианин призван читать Евангелие каждый день. Но как читать? И достаточно ли просто чтения?
В житии преподобного Сергия сказано: «Его речь обнаруживала глубокое знание Священного Писания, дух и смысл которого он постигал не умом только, но и сердцем, просвещаемый благодатию Божией и руководимый опытом духовной жизни».
Юность преподобного Сергия. М.В. Нестеров
Человек постигает Евангелие именно жизнью. И чем глубже каждый из нас погружается в рассматривание своего естества, уясняет в себе самом действующие грех и падение человечества, последствия этого падения, тем ярче раскрывается для него Евангелие.
Для древних подвижников, которые жили по Закону Божию, Евангелие означало само спасение, совершенное Христом. Они уже никуда не могли деть свой внутренний взор, чтобы перед ним не открывалось то, от чего Христос ценой Крестных Своих страданий нас спас. Такого человека разве может уже что-то отвлечь от Распятой Любви Божией?
Современник же спасение нас Христом от смерти, от греха, от проклятия воспринимает обычно лишь на веру. И усваивая это верою, человек уже взыскует спасения. Редко кто на опыте глубинно переживает, что находится в челюстях вечной смерти, и «держит ум свой во аде» (1-я часть откровения Господа преподобному Силуану Афонскому), признавая что ада достоин, потому что источник смерти – грех – в нем самом, и вместе с тем «не отчаивается» (2-я часть откровения святому Силуану Афонскому). Тогда-то человек и начинает в духе своем стенать, ища Того, Кто может его от этой вечной гибели и распада избавить.
Хосе Рибер. Мария Египетская
Преподобную Марию Египетскую старец Зосима спросил: «Откуда ты знаешь Писание?» – «Дух Святой наставляет меня», – ответила она, – читаем в ее житии. Этот же Дух Святой просвещал и Преподобного Сергия Радонежского, – Он постоянно действует в Церкви: в таинствах, в Священном предании, – руководствует Он ко спасению души и современных христиан. Откровение Евангелия Духом Святым – это прежде всего откровение спасения.
И если вся жизнь человека, все разумение, вся крепость его сосредоточены на усвоении этого спасения, слова Священного Писания он может произносить и по наитию, как это было у преподобной Марии Египетской, которая вообще вряд ли умела читать и когда-либо видела Священные книги, также из опыта, а не от книжной эрудиции цитировал Священное Писание и Преподобный Сергий.
Вопрос не в том, читал ли или читает человек Священное Писание, а в том, живет ли он им.
Христос преподавал духовное знание притчами. Они описывают духовную реальность, не пережив которую, человек так и не поймет, что стоит за этими отвлеченными историями на бытовые темы. Но как только ты сам оказался внутри того духовного опыта, который раскрывается в Евангельской притче, тебе уже не надо ничего объяснять.
Когда человек, не приступив еще к исполнению Евангелия, в том числе Заповедей Блаженств, в первый раз слышит: «Блаженны плачущие, яко тии утешатся» (Мф. 5:4), – ему не понятно, что это значит «утешатся», и не ясно, какой плач имеется в виду? Он может напридумывать все, что угодно.
Когда же воцерковляющийся начнет совершать в себе заповеданный Господом плач о грехах, то познает именно то утешение, о котором благовествует Спаситель. И это достоверное переживание блаженства не променяет уже ни на что.
Псалом, который иногда читается в виде прокимна: «Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в сионе» (Пс. 83:8). Или: «И от полноты Его все мы приняли, – читаем в Евангелии от Иоанна, – и благодать на благодать» (Ин. 1:14, 16). Что это такое? Для человека вне духовной реальности смысл этих слов сокрыт. Но когда ты начинаешь жить по Богу, то непреложно ощущаешь, что получение одного дара благодати тотчас начинает ходатайствовать о получении чего-то большего и высшего.
Духовная жизнь – это очень насыщенный, напряженный, но вместе с тем постоянно обновляющий человека, изумляющий процесс.
Та ступенчатость исполнения заповедей, о которой постоянно говорят святые отцы, свидетельствует о том, что раскрыв в себе одну степень духа, ты сразу же не то, что можешь, а призываешься идти дальше! И чем быстрее и безотлагательнее ты раскроешь в своем сердце новый Евангельский императив, тем большей полноте опыта вечной жизни, отменяющей смерть, боль, подавленность, страх, злобу ты приобщен (ср. Гал. 5:22-23).
Именно по любви Своей к нам Господь устроил так, что в духовной жизни не может быть остановки. Нельзя сказать: «Я отдохну, а потом дальше пойду». Любовь, если она к Богу и в Боге, не может оскудевать.
В патерике говорится: «Подобно тому, как летящая стрела, только при условии движения может двигаться к цели, точно так же и верующий человек, устремленный к Богу, не должен допускать пауз в своем духовном бытии».
Иначе это внутренняя смерть.
А соприкосновение с этой силовой подвижной стихией Духа, в которой неослабно подвижники пребывают и дают ей действовать через себя в мире, животворит. Так Преподобному Сергию безутешный отец принес мертвого младенца, и на руках святого, когда отец сам раздавленный и убитый горем пошел за гробиком, мальчик вдруг воскрес!
Продолжение следует.
Записала Ольга Орлова
12.10.2024
Анна
17.08.2022 06:06:2022Очень действенные формулировки. Спасибо!