Финишная прямая – на пути к Рождеству Христову

Мы вступили в последнюю седмицу Рождественского поста. Самое время мобилизовать свои силы, чтобы подготовиться ко встрече этого величайшего события – Боговоплощения на земле. Всем нам предлагается хотя бы на оставшееся до Рождества Христова постное время стать монахами. А как?

Ольга Орлова
Орлова Ольга

Господь пришел в этот мир, а где наши подарки?

Есть замечательный совет всем постящимся: стать монахами на время поста. Монашеское молитвенное правило отличается тем, что иноки читают каждый день те Каноны, которые все мы обычно прочитываем ко Причащению: Покаянный Господу Иисусу Христу, Молебный Божией Матери и Ангелу Хранителю.

По благословению духовника эти каноны можно ежедневно читать в постное время и мирянам. Как заметил однажды владыка Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский: «У некоторых наших прихожанок правило больше, чем у монахов: эту кафизмочку за сына, эту за дочь, еще за внуков…»

Так что будем трезвиться и не унывать, подумывая о том, а что же мы подарим к великому празднику Рождества вочеловечившемуся Богу?

Волхвы, подарки.jpg

Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17). Пост – это прежде всего время покаяния. Необходимо покаяться, то есть попытаться искоренить в себе страсти через воздержание от греха. С помощью Божией, потому что своими силами мы это сделать не можем. Если мы прекратим грешить, станем воздерживаться, то первое время нам будет трудно, но потом, если не повторять грех, страсти постепенно увядают – точно так же мышцы атрофируются, когда их не упражняют.

Каясь, мы реально изменяемся. «Была блудница, а стала девица», – как говорит святитель Иоанн Златоуст.

Господь ищет повод, чтобы помиловать нас, простить, освободить от грехов. Один человек молил Господа, что же мне Тебе подарить? И услышал: «Подари Мне свои грехи». То есть отдай Мне их – покайся, исповедуйся!

Господь ищет нас, чтобы спасти, как ту единственную заблудшую овечку, ради которой Он оставляет все Свое стадо (Лк. 15:4-7). Когда мы покаемся, Господь сможет, как в яслях, найти Себе место в нашем сердце.

Очищая свое сердце от страстей, мы становимся способны к Богопринятию и Богообщению.

«Я ничего с собою не возьму, и потому мне ничего не нужно…»

Говорят, постный подвиг начинается не тогда, когда мы сели за стол, а когда мы пришли в магазин. В свое время иеромонах Роман Матюшин написал: «Я ничего с собою не возьму, и потому мне ничего не нужно…» Вот напевая эту песенку, и можно ходить в пост по супермаркетам.

Постараемся вообще не думать о еде; превратим пищу исключительно в физиологический процесс, убрав весь этот флер утонченной изысканности и наслаждения.

Когда очень захочется есть, предложите себе конкретно кусок чёрного хлеба с водой, так вы легко сможете проверить, действительно ли вы голодны или вам захотелось чего-то эдакого… (Есть только черный хлеб и только с водой необязательно! – это просто тест, самопроверка.)

Не верьте искушающим нас навязчивым мыслям-образам. Говорят, именно такими бесы и будут точно так же отвлекать душу на мытарствах (которые душа проходит, согласно преданию и свидетельству многих святых, сразу после отделения от тела по смерти) – чтобы она предпочла засидеться в гостях у бесов вместо того, чтобы продолжить путь к Богу.

Единственное, что все это, как в том анекдоте, будет всего лишь демоверсией, которую выключат, как только душа сделает свой окончательный выбор: здесь мне, пожалуй, хорошо.

Не надо увлекаться отговорками: «за еду никто нет в аду» – это очень обманчивые присказки.

Читайте в нашей подборке, как святые отцы и подвижники относятся к посту 

Если бойца скосило… 

Нарушенный пост всегда можно возобновить. Упал – встал – отряхнулся-покаялся – дальше пошел. Опоздал с началом поста? Не беда! Начинай поститься – пусть и на последней седмице, помня о пришедших в одиннадцатый час (см. Мф. 20:1-16).

Да, что-то не удалось, но не надо заглатывать наживку: брошу в этот раз пост, но уж на следующий год попощусь так попощусь! Как бы не так! Не укрепляйтесь в дезертирстве.

Искушение – одно из любимых слов всех «постнического жития желающих» (так, по словам, произносимым во время пострига, именуют монахов). Факт есть факт: как только начинается пост, искушения тут как тут. И слава Богу! Они нам только обнажают грязь нашей души. Мы же и в других видим только наши собственные грехи и страсти. Ребенок и не сообразит, что что-то в дяде или тете требует осуждения, потому что он сам чист от этих грехов.

Будем же как дети (Мф. 18:3)! Будем возводить свои мысли благодарственно или молитвенно ко Христу. В любое время можно молиться Иисусовой молитвой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (-ую). Рекомендуем прочитать о действии этой молитвы книги Сергия Большакова «На высотах Духа» и протоирея Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру».

Грехи упущения

Целью поста является умножение любви. Приближаясь к Богу как к центру круга (этот образ использовал авва Дорофей), мы приближаемся друг к другу.

круг.jpg

Кстати, среди грехов наших, как отмечает святитель Феофан Затворник, есть так называемые грехи упущения.

Вот как писал о них подвижник наших дней протоиерей Геннадий Нефедов (1942-2017):

«Это те грехи, которые связаны с недодачей нами каких-то положительных импульсов окружающим нас людям, в целом жизни. Допустим, если семейные не говорят друг другу: «Я тебя люблю», – то они явно что-то значимое упускают. От этого их любовь делается более скудной, а то и совсем пропадает или превращается в какой-то суррогат. Так же и всюду: если люди что-то хорошее недодают, то жизнь их становится какой-то усеченной, однобокой, бездушной. Об этом люди почти не знают. Догадываются иногда. Но в целом никому не приходит на ум покаяться в том, что я брату мало говорю приветливых слов. Сестру я не жалею, не выказываю ей предпочтения, ущемил в каком-то конкретном случае, и она на меня обиделась. А раз обиделась, значит, какое-то зло уже затаилось в наших отношениях и дальше они будут становиться, – если не покаемся, – только хуже. Вот эта сторона исповеди совершенно игнорируется, за редким исключением, почти не присутствует»

Как говорил святой праведный Алексий Мечев: «Будьте солнышками!»

Без мира с ближними весь труд поста становится напрасным. Наше смирение, которое и есть залог мира, – оно же и критерий правильности прохождения поста.

Любые потенциально конфликтные выяснения отношений лучше отложить на время, по крайней мере, после поста, а там, глядишь, все само себя и исчерпает. Так, протоиерей Валериан Кречетов шутит: «Хорошо воцерковленным семейным парам, чуть какое недоразумение, спор тут же останавливается: «Как батюшка скажет». А пока дойдут до духовника, проблема в большинстве случаев и забывается-исчерпывается».

В общении с Богом-Словом

Евангелие .jpg

Будем читать, особенно постом, Священное Писание. Меру такого ежедневного чтения определяют с духовником. Преподобный Серафим Саровский, например, прочитывал весь Новый Завет за неделю. Многим духовники советуют читать одну главу Евангелия в день. Не можете читать главу Евангелия, читайте зачало (зачала на каждый день мы публикуем в нашей рубрике Евангелие дня).

Можно жить одной евангельской строчкой весь этот день, и он уже будет освящен Словом Божиим.

Посещайте в пост, насколько возможно чаще, храм. Сами убедитесь постепенно, какая это радость, как настраивается душа везде и всегда быть с Богом.

Пост – это духовная, как, впрочем, и физическая подготовка к Великому празднику Рождества. Главное – не шумное разговение, а тишайшая трапеза Причастие Тела и Крови Христовой в эту всеобъемлющую мир Рождественскую ночь.