Сегодня день воскресный, повод поговорить о Господе. Через некоторое время хор начнет петь Херувимскую песнь, и при вхождении священнослужителя в Царские врата зазвучат слова о том, что мы поднимаем Агнец как Царя. Мы Господа именуем Царем.
Хотел бы напомнить, что издавна все мы в состоянии битвы. Война Света и тьмы, линия фронта которой никогда не фиксируется, она всегда подвижна, а проходит в пространстве сердца. Царь Царей расширяет Свое Царство, которому, однако, угрожает главный оппозиционер и разрушитель единства, неистовый революционер с флагом инфернальных цветов в косматой лапе, обезьяна Бога, скрывающая под масками гримас гуманизма окровавленные клыки того, что некогда было ликом.
Созидательной силе Творца противостоит мрачная воля фантазера, пытающегося создать альтернативу истинному миру.
Эти попытки всегда через хаос, то есть разрушение, подмены, соблазны, ведут к состоянию анти-света, во вселенную – перевертыш, в которой дно становится квазинебом, Бог обозначается там врагом, а нормы бытия вывернуты наизнанку. Мир жесткой логики, уродливой морали и злой воли, оправданной тирании и несвободы, умело прикрытые необходимостью.
И что еще трагичнее, так это то, что мир и антимир – в космосе, который во мне и вне меня, потому что Вселенная оказывается мною, взятого безгранично. Революционер моего антимира тиранствует во мне, и инструмент его злой воли – мое тело. И поэтому я хочу войти в ряды сторонников контрреволюции и свергнуть диктатуру плоти, тиранствующую над душой, царь которой – ум.
Мой враг слишком силен и коварен. Он слепит меня ложными картинками реальности, гнетом естества обесточивает мои силы, оскверняет сердце гнилью моих инстинктов, путает меня в лабиринте состояний и движений, учит ложным целям и путям к ним. Из-за него я раб раба.
И поэтому мне нужен Освободитель и Спаситель, мудрый Монарх, Царь, управляющий всеобщей и личной вселенной, у Которого мы все - Его поданные. Только Христос Бог справится с моим врагом, ибо Господь есть – внимание – Всехитрец[1].
Я доверяю Ему, Господу, и Он – единственная моя надежда, без Него я не справлюсь. Изнемогая в борьбе за себя, хочу, чтобы моя плоть, приговоренная к истлению, мы же смертны, тоже стала приманкой сатане, которому суждено проглотить Бога во мне и умереть[2]. У Григория Нисского есть такая мысль – человеческая природа была как бы приманкой на крючке Божества.
Пусть тело проиграет, пусть оно рассыплется, сгниет или сгорит – это будет оплата моего долга падшему миру. Но будучи проигравшим, я уступлю место Победителю смерти, и тогда мой мир внутри и во вне станет тоже Царством Господа Всемогущего.
А если Господь – Царь, и престол Его – мой ум, то тогда я истинный монархист и обязан бороться со всякими во мне революционерами – бесятами. Понимаю, что вселенская трагедия, эта революция состоялась, мир пал, и мертвящие плоды этой революции носит в себе всякая тварь. Поэтому я в рядах тех, кто против нее ради окончательного и бесповоротного воцарения Бога Слова, Смысла смыслов, Бога любви, Господа славы, Его же именем освятимся, аминь!
И помня об этом, приблизимся к пониманию тех слов, которые звучали сегодня в Евангелии. Христос призывает нас любить врагов своих. Так значит враг, в первую очередь, – во мне. И хочется повторить мысль, которая звучала с амвона: я должен послушаться Господа, должен полюбить себя, чтобы Бог побеждал моего врага.
Давайте бороться в первую очередь с тем врагом, который в нас. Пускай Царь царствует, ум, не интеллект (интеллект сегодня сильный, а завтра слабый), а ум, высшая сила души, которой мы различаем добро от зла, пусть он побеждает. И тогда мы исполним волю Господа, и тогда мы приблизимся к пониманию самих себя, смыслу своей жизни, и тогда жизнь будет прожита не зря.
У нас есть тогда перспектива, надежда на то, что царство Бога будет вечным не только где-то там, но и во мне, в моем мире. Да будет так. Аминь.
08.11.2024