Господь вознесся. И мы сердца наши к Небу обратим

Сегодня Церковь отмечает Божественное Вознесение Господа и Спаса нашего Иисуса. И это празднование побуждает нас еще и еще раз осмысливать знаменательные события этих дней. Рассказывает духовник Донской обители Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).

Гуревич Валентин, Иеросхимонах
Гуревич Валентин, Иеросхимонах

Перед Вознесением на Небо Господь велел Своим ученикам пребывать в городе Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше. То есть пока Он не пошлет им от Отца Духа Святаго, Который наставит их на всякую истину и, сообщив им благодатные дары, Божественную Премудрость и незлобие, сделает их способными уловить все концы в апостольские сети любви Христовой. 

Так, в Евангелии излагается прощальная беседа Спасителя с учениками на Тайной Вечере перед Его крестными страданиями и Воскресением.

В частности, Господь говорит, что все Знание и Премудрость, которые имеет Отец, есть также достояние Сына, – «всё, что имеет Отец, есть Моё, поэтому Я говорю вам, что [Святой Дух] от Моего возьмёт и возвестит вам» (Ин. 16:15).   

photo1685007139.jpeg

То есть речь идет о Божественном тождестве Отца и Сына, о Божественной природе Спасителя. В другом месте Евангелия Господь о том же, например, говорит: «Я и Отец – одно». Спаситель обладает всей Божественной Премудростью и Силой, которую имеет Отец. То есть Сын, от Отца рожденный, не сотворенный, есть Бог истинный от Бога истинного, единосущный Отцу – если употребить формулу, содержащуюся в символе веры, принятом отцами I Вселенского Собора, которых мы как раз только что, в минувшее воскресенье, чествовали.

На этом соборе была осуждена арианская ересь – одна из ересей и толков, которые оспаривают Божественное тождество Отца и Сына, называя Сына тварью, и приводят в доказательство различные аргументы лжеименного разума.

Человеческий рассудок способен быть настолько изощренным, что весьма искусно может доказывать справедливость различных ложных утверждений. Особенно когда в этом деле ему на помощь приходит ум древнего змия, возраст которого исчисляется тысячелетиями и который ум свой – ум бывшего ангела, причем из всех ангелов самого одаренного Богом, за эти тысячелетия изощрил настолько, что человеческий ум, если ему на помощь не приходит Бог, никак не может ему противостоять.

И Господь приходит здесь на помощь.

Божественная природа Спасителя не может быть в принципе постигнута человеческим рассудком, не просвещенным духовным разумением.

Этот рассудок есть лишь рабочая сила сердечных убеждений. И каждый, пользуясь им, может успешно доказывать свою правоту; часто убедительные доказательства логического рассудка могут быть приведены в защиту двух прямо противоположных мнений.

Только ум Духовный, ум Христов в состоянии постичь Божественность природы Иисуса Христа как Сына Божия.

Пока мы младенцы во Христе и питаемся молоком, а не твердою пищею, мы не имеем еще ума Христова. Однако и здесь Господь приходит на помощь нашему неверию, употребляя в качестве молока чудеса и знамения для укрепления нашей веры и чтобы утвердить наши стопы на истинном пути, ведущем к стяжанию духовного ума.

Одно из этих знамений сейчас известно многим. Можно сказать – всем. Его даже по телевизору показывают. Это – Благодатный Огонь, сходящий на гроб Господень каждую Великую Субботу именно в преддверие Православной Пасхи!

Благодатный огонь не обжигает.jpg

Плотское мудрование раскололо некогда единую Церковь Христову на множество осколков, именующих себя церквами. И человеку, пока он еще младенец во Христе, не имеющий духовного разумения, можно было бы совсем запутаться, заблудиться в этом лесу со множеством тропинок. И Господь, как заботливая мать, пытается вот и такими способами направлять стопы верующих по пути Своему. Чтобы человек не запутался, Господь одну Церковь блюдет и хранит непорочной и свидетельствует об этом Своими знамениями.

Когда же придет Он, Дух Истины, то наставит человека на всякую истину. То есть тогда человек обретает духовный ум, ум Христов, о котором говорит апостол Павел. Сказано в Евангелие: «В тот день вы не спросите Меня ни о чем». То есть когда Он, Дух Святой, возьмёт от Моего и даст вам, вы ни о чем не спросите. Ибо человек, которого осеняет Святой Дух и пребывает с ним, то есть человек, имеющий духовный разум, ум Христов – уже обоженная тварь, бог по благодати. Он уже причастен Божественной Премудрости, которую имеют Отец и Сын, и потому не имеет нужды о чем-либо спрашивать. Ему уже не нужны знамения и чудеса, направляющие его стопы на путь истины. Он уже к этой истине пришел и в ней пребывает.

Каков же критерий того, что человек пребывает в Истине, в Духе Святом. По какому признаку это можно узнать?

Архимандрит Софроний (Сахаров).png
Архимандрит Софроний (Сахаров)

В книге архимандрита Софрония (Сахарова) о старце Силуане Афонском говорится, что старец видел этот критерий и этот признак в наличии любви к врагам.

Он говорил, что природа Иисуса Христа как Сына Божия познается, как мы только что об этом говорили, не умом человеческим, но Духом Святым. И если присутствует ненависть, неприязнь к кому бы то ни было, даже, казалось бы, справедливая, все равно это не от Духа Святаго, но от духа неприязни, то есть – от сатаны…

Потому что Бог есть Любовь, и в Нем нет ни тени неприязни.

Только в том случае, если в человеке действует Святой Дух, свидетельствуемый присутствием любви к врагам, человек обретает «догматическое сознание», то есть согласное с догматами православной веры.  

А до тех пор, пока он еще на пути к Божественному сознанию, он в эти догматические истины должен веровать, отсекая и отбрасывая помыслы противоположного характера.

Сегодня мы можем наблюдать те признаки последних времен, о которых Говорил Господь Иисус. Мы видим, как от умножения беззаконий оскудевает любовь многих. А оскудение любви и умножение злобы, вражды и ненависти отталкивают благодать Святаго Духа и делают невозможным достижение цели христианской жизни, которая, по словам преподобного Серафима Саровского, состоит как раз в стяжании благодати Святаго Духа Божия.

Наша основная задача сегодня – в условиях нагнетания злобы хранить сердце от ожесточения и, по совету одного современного афонского старца, – «растить в себе любовь».

Для этого уместно вспомнить советы святых отцов, которые говорили о том, как исполнить заповедь о любви к врагам. И не только вспоминать эти советы и, так сказать, «коллекционировать» их, но исполнять.

Святитель Иоанн Златоуст — копия.jpg
Святитель Иоанн Златоуст

Вспомним, что и святитель Иоанн Златоуст говорил о молитве за врага как о средстве исполнить эту заповедь любви. Он высказывался в том смысле, что современные ему христиане весьма далеки от исполнения заповеди о любви к врагам. И что враждуют они со своими же единоверцами – членами одной с ними Церкви. Для преодоления этой вражды он тоже рекомендует, как действенное средство – молиться о своем враге. Советует молиться о враге и в том случае, когда враг не принадлежит к Церкви Христовой: «Ты скажешь мне – но мой враг – язычник, он иудей – молись, и будет таким, как ты»…

И еще, как недавно в своей проповеди подчеркнул святейший Патриарх, святитель Иоанн Златоуст советовал для стяжания любви к врагам исключить из своего лексикона презрительные и уничижительные, бранные клички и прозвища. Те, которыми мы привыкли клеймить ненавистных людей или группы людей – национальные, социальные, политические, религиозные и другие. Потому что уже одна такая презрительная кличка автоматически вызывает у нас негативное, враждебное движение души по отношению к людям, которых мы этим «термином» обозначаем. И это служит серьезным препятствием для достижения нашей главной цели – любви как совокупности совершенства и, следовательно – Царства Небесного.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).png
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

А вот голос нашего современника – почитаемого старца отца Иоанна Крестьянкина: «Как обязывает закон Христов относиться к гонителям Правды? На неприязнь, враждебность обязаны отвечать спокойствием, доброжелательством. Надо твердо помнить, что зло никогда не побеждается злом. Апостол Павел наставляет: “никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками”. Не  надо желать, чтобы  гром и молния поразила наших гонителей, тех упорных, кощунственных безбожников, кто своим глумлением над верой причиняет нам невероятную боль, а надо молиться за них и жалеть их, потому что это самые несчастные люди на земле, ибо земная жизнь скоротечна, а вечная жизнь бесконечна. Сейчас они упорно противятся Правде, а некоторые открыто гонят ее. Но когда закроются их очи земные и откроются очи духовные, тогда страшно будет их прозрение! Разве не жалко этих людей?! Разве христианское сердце может желать кому-либо вечной гибели и ада? Если кто способен на желание кому бы то ни было такого непоправимого зла, кайтесь Господу!»…   

Я вот на днях смотрел ролик, в котором содержится беседа со старцем Николаем Гурьяновым:

«А. Крутов, редактор журнала «Русский Дом»:

– А сейчас, батюшка, так много сейчас всяких нападений идет, искушений разных, огромное количество просто. Отовсюду. И прежде всего, конечно, – на Россию, прежде всего. Просто со всех сторон нападают. Со всех.

О. Николай:

– Радуйтесь и веселитесь, когда кто обидит. Имя знаете – помолитесь. Да. За него. Что “Господи, прости. Какой я счастливец, что все-таки Ты благословил [пострадать]”. Понял? Радоваться. И молиться. Видите, как Господь нас любит. Только мы часто не понимаем эту радость. Да. Тоже готовы взять дубину и дать.

О. Валериан Кречетов:

– Сдачи.

С отцом Николаем Гурьяновым отец Валериан Кречетов, ныне в постриге архимандрит Серафим  photo_2022-06-14 21.18.36.jpeg

А. Крутов:

– Только сдачи, батюшка.

О. Николай:

– Да, да, да.

О. Валериан (шутит):

– Но это для спасения тех чтобы… А то что ж мы одни будем спасаться, им же тоже, наверно…

О. Николай:

– А нет. Мы только знаем себя… А того не знаем.

А. Крутов:

– Да и себя-то тоже не знаем, батюшка. Такое иногда вытворишь, что даже…

О. Николай:

– А как хорошо, что это понимаем, что не знаем-то. Да. Так и нос не поднимаем».

Вот здесь о. Николай, кстати, затронул еще одну важную тему – гордыня как раз отталкивает благодать Святаго Духа, препятствует ее стяжанию и способствует тому, чтобы обижаться и злобиться.

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6)...

И наконец, наиболее кардинальное средство, с помощью которого мы можем исполнить эту заповедь о любви к врагам – это, собственно, одновременно достижение цели христианской жизни. А именно – соединение с Богом.

То есть если Бог вернется в сердце человека, то человек именно по-Божьи будет относиться к окружающим. И к близким, и к ближним, и к дальним. И к врагам, и к друзьям.

И, собственно, все остальные проблемы будут решены – в Евангелии об этом сказано так: «Ищите прежде Царства Небесного и Правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Потому что Бог создал человека, чтобы обитать в нем, в его сердце. Как в храме. И полноценным человек остается до тех пор, пока существует это единение с Богом.

А когда Бог во времена прародителей оставил человека, то человек утратил свою полноценность, он стал недочеловеком. Поскольку его душа, которая прежде знала Бога, находилась в непрестанном блаженном Богообщении, теперь осталась наедине и в соучастии лишь с телесной, животной, биологической природой человека, со всеми ее инстинктами, в том числе – инстинкт самозащиты, самосохранения; нас кусают – мы кусаемся. И другие инстинкты биологической природы…

И любовь духовная, евангельская, которая «николиже отпадает», любовь к врагам – это не наша любовь. Не душевная, не биологическая, животная. Это любовь Божия.

И эту заповедь можно исполнить только с помощью благодати Святаго Духа.

Все эти средства исполнения этой заповеди, о которых шла речь, например, молитва за врагов – они именно привлекают благодать Божию.

Но кардинальное решение этой проблемы осуществляется, когда на нас исполняется молитва Господа Иисуса: «Да будут они в нас едино, как Я, Отче, в Тебе, и Ты во Мне, так да будут они в Нас воедино» (Ин. 17:21). То есть когда будет достигнута искомая цель воссоединения с Богом.

Господь Иисус пришел на землю, чтобы разрушить дело сатаны, вернуть Бога в сердце человека, возвратить человеку потерянный рай.

И Он совершил все необходимое для того, чтобы это стало возможным. Для этого Он пожертвовал Собою на Кресте, дал нам в пищу Свою Плоть и Кровь и дал нам заповедь: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою, всем помышлением, всеми чувствами, всею крепостию (Мк. 12:28), – всеми силами твоего естества.

Посредством причащения Святых Таин, при помощи непрестанной, неразвлекаемой молитвы к возлюбленному Господу, при безраздельной любви к Нему, ничем не расхищаемой, никакими вожделенными предметами тварного мира, никакой враждой к кому бы то ни было, происходит это воссоединение с Богом, возвращение Бога в сердце человека. И когда Бог наконец водворится в нашем сердце, тогда мы будем способны по-Божьи относиться к людям и исполнить эту заповедь любви к врагам. То есть, исполнив главную заповедь о любви к Богу, мы будем способны исполнить и вторую заповедь, «подобную ей» – возлюбим «и ближнего своего, как самого себя».

Поэтому святые отцы еще говорят, что полюбить ближних, в том числе и врагов, можно, прежде всего, через любовь к Богу.

Старец Иероним Санаксарский.png
Старец Иероним Санаксарский

Старец Иероним говорил:

«Хочешь много любить людей – возлюби много нашего Христа, и увидишь, насколько ты будешь любить людей. Любовь должна быть главным признаком христиан».