Готовимся к Богородичной Пасхе

Гуревич Валентин, иеросхимонах
Гуревич Валентин, иеросхимонах

Сегодня, 27 августа, предпразднство Успения Пресвятой Богородицы, – Богородичной Пасхи, как этот праздник называют в русском народе.

У Плащаницы с дитем.jpg У Плащаницы Пресвятой Богородицы 

Что нас побуждает увеличить усердие подвига?

В святой Православной Церкви все так премудро установлено, что и церковный календарь составлен наилучшим образом для нашего назидания. 

В природе характерно отсутствие внезапных скачков, резких переходов от лета к зиме, от дня к ночи и наоборот, так же и в церковном календаре праздникам предшествуют предпразднства и последуют попразднства, устраняя внезапность переходов от будней к праздникам и наоборот. Чтобы люди могли в день предпразднства приготовиться к полноценному пониманию смысла того или иного праздника и получить максимальную духовную пользу, а в период попразднства продолжали в своем богомыслии восполнять это постижение и эту пользу.

Праздником Успения завершается Успенский Пост. Уже само название поста приготовляет нас к этому празднику и побуждает с самого начала поста помыслить о Успении Богородицы. А вместе с тем и о нашем собственном успении. Поскольку св. отцы заповедали нам использовать всякий повод, всякий раз, когда затрагивается тема смерти, возгревать в себе спасительную «память смертную»; известный латинский эквивалент этой святоотеческой заповеди – memento mori…    

Правда, в этот период мы совершаем еще одно великое торжество – Преображение. Но и оно, его осмысление, как бы входит, так сказать, в «программу» этой подготовки к Успению.

Макарий Египетский, Симеон Новый Богослов говорят, что если мы, совершая наше духовное поприще, не сподобимся еще во плоти взойти на наш собственный фавор, т.е., если мы еще во плоти не приобщимся внутренне к Царству Небесному, то и после смерти мы его не увидим.

Это должно побудить нас увеличить усердие нашего подвига. И Успенский пост напоминает нам об этом. Это хотя и краткий, но строгий пост, по строгости равный Великому Посту. Если подходить к нему со всей серьезностью, то это – также приобщение всех верных к монашескому подвигу. Когда человек старается сосредоточить свое внимание на Едином на потребу, исключая всё отвлекающее от этой наиболее достойной христианина цели – и утучнение плоти, и гастрономические и прочие услады и развлечения.

Мы все призваны взращивать Слово Божией в своем сердце, уме

В наше время существуют вещи, способные целиком поглотить наше внимание. Мы имеем в виду телевизор, компьютер и др. новейшие достижения цивилизации. И ради них мы отказываемся от Царства Небесного, которое есть синоним счастья, т.е., именно, – цели всякого человека. И это – вечное счастье, Вечное Блаженство. И обрекаем себя на вечное несчастье, т.е., – вечное мучение, нестерпимые пытки и истязания.

В Евангельском чтении, посвященном Божией Матери, Господь говорит: «Блажени слышащии слово Божие и хранящии е» (Мф. 12:50).

Так и всякий христианин, слышащий слово Божие, которое Господь в притче о сеятеле назвал семенем, принимает это семя на почву своего ума и сердца и должен хранить его, пока оно не прорастет и не даст плод. 

И в притче о сеятеле Господь предупреждает о тех причинах, которые могут не допустить сохранение этого плода: семя не должно быть заглушаемо заботами века сего – посторонними помыслами, которые тоже являются семенем. Но это – семя врага и супостата, который стремится насадить на почве нашего сердца свои плевелы. И для того, чтобы плевелы, набравши силу, не заглушили семя, посеянное Богом, мы должны отсекать эти вражьи помыслы в самом начале, пока они не укоренились и не принесли свои греховные плоды. Мы не должны прелюбодействовать с противником Бога. Ибо в противном случае вместо Христа, который должен созревать и в конце концов отобразиться в нашем сердце, в нас может созревать и отобразиться Его противник. Т.е., если мы будем хранить в сердце не Слово Божие, а семена, посеянные лукавым, внимая шуму и блеску мира сего…

Да не усну в смерть…

И вот, завтра – Успение Пресвятой Богородицы, Матери Бога нашего, усыновившей при Кресте Сына Своего весь род христианский.

Она – скорая Помощница призывающих Ее в бедах и напастях. Но самую большую помощь, которой мы обычно пренебрегаем, она дает нам примером Своей жизни, венец которой – Ее светлое Успение, и, как мы видим на иконе, отображающей это великое событие, Ее Божественный Сын сразу по Успении приемлет Ее новорожденную для Блаженной Вечности Душу в Свои надежные Божественные руки. И никакая темная сила не смеет этому воспрепятствовать.

Правда, один ослепленный безумец во плоти дерзнул вмешаться и воспрепятствовать, но у него тут же руки были отсечены мечем Ангела…

Последние слова Господа на Кресте были: «Боже, в руки Твои предаю Дух Мой» (Лк. 23:46). И мы по Его примеру в конце вечерних молитв, перед сном – этим подобием успения смерти – каждый раз произносим: «Господи Иисусе Христе, в руце Твои предаю дух мой. Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми». Мы знаем, что это – надежные руки…

Сон – это подобие смерти. Это мир следствий. Наш сон находится в зависимости от того, как мы бодрствовали в дневное время, какие наши помыслы, слова и поступки сопровождали наш день.

И часто наш дух во сне попадает не в руки Божии, а в руки Его противника. Нераскаянного грешника с неспокойной совестью во сне часто мучают кошмары, от которых он, не успев еще вкусить сна, тут же просыпается. И страдает бессонницей. В противоположность праведнику, который спит, как это и говорится, «сном праведника», в согласии с давидовым псалмом: «восстанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон» (Пс. 126:2). 

Т.е., грешники не смогут уснуть, в то время, как праведники будут утешены сладким сном, подобием Вечного Покоя. Либо, если и не будет кошмаров, то во сне, в который погружаются без молитвы, демоны могут предлагать различные соблазны, и грех, начатый наяву, будет продолжаться. А если без молитвы мы от сна перейдем и к дневному бодрствованию, то эти греховные сновидения наложат печать на наше дневное умонастроение, и грех, не прерываемый молитвой, будет накапливаться, как снежный ком.

Непрерывное Богообщение не прерывается и самой смертью

Успение .png

И вот, пример Божией Матери состоит в том, что Она с младенчества, можно сказать, даже от материнской утробы и до конца Своих дней Своим умом и сердцем не отлучалась от пребывания с Богом и в Боге. Вся Ее жизнь, наполненная непрекращающимся и ничем не отвлекаемым Богообщением, привела к тому, что и по смерти Она в то же мгновение или, как говорится по-славянски, абие, оказывается в руках Своего Божественного Сына. Т.е., это непрерывное Богообщение не прерывается и самой смертью.

Помолимся же Царице Небесной в день Ее блаженного Успения, испрашивая Ее Божественную помощь, чтобы и мы в нашей земной жизни, еще во плоти сподобились непрестанного Богообщения и непрестанной молитвы и, наконец, единения с Ее Божественным Сыном и приобщения, таким образом, к Царству Небесному, которое не прерывалось бы и в момент смерти.