Как хранить благодать после Причастия? Часть II

Продолжаем публикацию советов святых отцов и подвижников благочестия о том, как вести себя после Причащения Святых Христовых Таин, чтобы уберечь тот дар, что мы от Господа получаем. Итак, что делать?

Часть I здесь

Посвятить время изучению Слова Божия и других духовных трудов

Святитель Иоанн (Максимович).png

Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. 


Преподобный Варсонофий Оптинский.png

А один из Оптинских старцев – преподобный Варсонофий – советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. 

Снимок экрана 2023-05-26 в 15.26.52.png

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.png

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Обязанность причастника Божественных Таин определяется святым Иоанном словами Священного Писания: он «должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя» (Кол. 3:1-2), а не мудрствовать о земном».

Преподобный Нектарий Оптинский.png

Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа».

Схиигумен Савва (Остапенко).jpg

Старец Савва (Остапенко) 

«После причащения мы должны особенно покоить Господа в своем сердце, не огорчать Его новыми грехами. После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. А если и случится в этот день вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очищать опять-таки покаянием! Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или больше читать в этот день Священное Писание и поучения святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца». 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) .png

Обращаясь в одной из своих проповедей к причастникам, святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал: «Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его (1 Кор. 6:19-20). Не можете принадлежать ярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведник правдою Сына Божия. Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы в храме или кратчайшее время по исшествии из храма… неужели Иисус, вошедший Святыми Тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться от них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите себе? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя!» Далее проповедник призвал причастников пребывать храмами Божиими и служить Господу тщательным исполнением Его святых заповедей. 

После причащения христианин не должен брать на себя ярмо греха, но, вознося благодарение Господу, сподобившему его принятия Святых Тайн, проводить жизнь в молитве, чтении Слова Божия, деятельном исполнении заповедей Христовых и ежедневном покаянии в вольных и невольных прегрешениях. В письме к С.В. Титовой, сподобившейся принять Причастие, святитель Игнатий пишет, что после приобщения Святых Тайн, по опытному наставлению отцов, нужно особенно внимательно наблюдать за собою, потому что противник нашего спасения, видя, что земля и пепел восходит на небо, разжигается против причастников завистью и злобою. 

Духовный рай, который водворяется в душе причастника, нужно возделывать и хранить, как это было заповедано в лице Адама всем людям. 

«Понимаете ли, что вы одолжены Господу более, чем были прежде, как получившие залог и извещение обетовании! «Ему же дано более, с того более и взыщется», – говорит Писание. Познав это, блюдите, как опасно ходите, т.е. живите с осторожностию и вниманием».

После Причастия .jpg

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«После Причастия тщательнейшим образом храни полученный тобой мир душевный. Не давай место гневу, хотя бы и были причины гневаться, особенно не гневайся от неприятностей случайных, непредвиденных, в которых нельзя винить лицо, сделавшееся причиной неприятности: гневаться в этом случае есть безумие. Понятен также и пастырский ответ на часто задаваемый вопрос: 

«Какое лучшее время нашей жизни, не говоря о времени детской невинности?» Время благоустроенной молитвы, время после достойного причащения и время внимательного чтения или слушания Слова Божия и писаний святых Отцов; время добросовестного исполнения своих обязанностей и – отдыха после них; вообще время, когда мы бываем на пути истины и добра. 

Остальное время – время беспокойства душевного, скуки и пустоты сердечной».

И надо хранить уста от празднословия

Старец Христофор Тульский.png

Старец Христофор Тульский  

«После Причастия учил хранить себя от рассеянности – лучше сразу идти домой, не разговаривать, не ходить в магазин, на базар. Вы приняли в себя Христа, удержите Его сколько можете в сердце».

Поэтому учил, чтобы ни с кем не останавливались, не вступали в разговор: «проходишь мимо, скажи «здравствуй», а сама уходи, говоря: мне некогда, я спешу».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Мы можем лишиться «благодати причащения Святых Таин и после того, как приняли их и приняли с благоговением. Один неосторожный помысл или греховное тайное чувство, например: лицеприятия, неприязни или плотского вожделения – и мы лишены бываем благодати, мира и радости общения с Господом, Который гнушается всяким грехом и не может обитать в теле, повинном греху. Нам, причастникам Божеского естества, говорит Господь: «Будьте святы, как Я свят, Господь Бог ваш» (Лев. 11:44-45; 19, 2; 20, 7, 26; 1 Петр. 1:16)».


Преподобный Алексий Зосимовский.png

Преподобный Алексий Зосимовский

«Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами».

А это советы относительно сна

Святитель Феофан Затворник .jpg

Святитель Феофан Затворник 

«Подмечено, что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к усопшим».

Продолжение следует…

Подготовила Анастасия Смирнова




Юрий

06.06.2023 03:03:2023