Пастыри, подвижники сокрушаются о том, как же мы, христиане, к сожалению, не храним две благодати – после Таинства Исповеди и Таинства Причастия. Если бы мы только были чуть-чуть внимательнее к себе… Вот какие советы о хранении благодати после Таинства Причастия дают святые отцы.
«После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно, и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть прежние грехи».
«Каждый раз, когда тебя Господь сподобит причаститься Святых и Животворящих Таин Христовых, так размышляй: какое мне сегодня счастье, Господь вошел в дом сердца моего, не возгнушался меня грешного и нечистого! Какая ко мне милость Божия, какая мне радость, ведь сегодня я не один, а в гостях у меня Сам Христос, мой Господь и Спаситель!»
«Время литургии, и особенно время после причащения, было для тебя временем Царства Небесного. Воспевай всегда радостно чудеса пречистых Тела и Крови Христовой. «Усладил мя ecи любовию, Христе, и изменил мя ecи Божественным Твоим рачением». Славь пречистые Тайны постоянно, немолчно, во всеуслышание: дивна творит чрез них Господь. «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15:1), в святой Евхаристии».
…Когда животворящие Тайны приняты уже внутрь, и постоянно нужно бодрствовать над собою после причастия, чтобы не мыслить и не делать зла. Слава премудрости, благости и всемогуществу Твоему, Господи, спасаяй нас, грешных!
Необходимо всегда читать молитвы перед принятием Святых Таин и после Причастия. Пусть это будет прочитано «две-три» молитвы, но «самые сильные».
«Ужели мы, священники, думаем, что во многоглаголании только будем услышаны? – вопрошает батюшка и сам отвечает: – Нет. Не буди тако». Хорошо, когда молитвы по причащении читает сам причастник. «Сам пользуешься Святыней неоценённой и всеблаготворной, а благодарит другой – нехорошо. Ты лишаешь себя чрез это многих даров Владыки, Который даёт их нам, соразмеряя их со степенью нашего чувства, нашей благодарности к Нему.
…Благодать Божия вселяется в меня тогда, когда я смирюсь до крайности, когда признаю себя окаянным, ничтожным.
Где начинается наше ничтожество, там же начинается и Божие в нас величество. Крайне остерегайся оскорблять Господа после Причастия каким бы то ни было грехом, особенно поспешностию.
…Ты причастился, и после Причастия укрепились твой ум и твое сердце: ты нашел упование и по уповании благополучно кончил неблагополучно начатую и продолженную службу. Господь даже отъял страх и мучение от твоего безнадежного сердца! Страшно и странно, как меняются во мне упование и безнадежность! Отчего во мне такая бывает слепота, такое непостоянство! Видно, только живая вера и надежда на Бога делают нас постоянными, мужественными, как это видно на святителях, мучениках, преподобных и праведных».
«По Причастии нужно показать исправление, засвидетельствовать любовь к Богу и ближнему, благодарение, тщание усердное о новом, святом и непорочном житии».
«Есть старческое выражение: всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение. А такие добрые дела, как молитва от всего сердца, а особенно причащение, не могут остаться без мести дьявола. Он употребляет все силы, чтобы не дать помолиться, как следует, и причаститься. А если не мог этого сделать, то старается потом напакостить так, чтобы и следа не осталось от полученной пользы. Это очень хорошо известно всем, причастным духовной жизни. Вот почему нужно со смирением и сокрушением сердечным, по возможности, просить от Господа, чтобы Он охранил от козней врага, действующего или прямо на душу, или через людей, ему подвластных»
«По принятии Святых Таин поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного Таинства, каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с Предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает.
Уже теперь вы не свои, вы Божии. Вы куплены Богом ценою Крови Сына Его.
Ты усыновлен Богу Таинством Святого Крещения, ты вступил в теснейшее единение с Богом в Таинстве святого Причащения – поддерживай усыновление, поддерживай единение».
«После причащения не следует заниматься ничем другим, а тем, о чем Спаситель сказал: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Очень непохвально делают те, которые после причащения начинают служить молебны, панихиды. Господь к тебе пришел, почему же ты с Ним не беседуешь? Почему не чувствуешь этой близости, не веришь тому, что получил? Надо уединиться, войти в самого себя, если есть кельица, то в кельице, если нет, то смотри, какой у нас прекрасный лес, пойди в любой уголок, любой дорожкой и побеседуй с Господом. Это самые драгоценные моменты, потому что Господь пришел к нам. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56). Веруйте в могущество этого Таинства и на этой вере стройте свою жизнь».
…Ты подумай: какой ты святой. Сегодня все твои косточки порадоваться должны, потому что ты омыт кровью Христовой! И твое благополучие в руках Божиих. Как ты должен крепко веровать! А для того, чтобы вера была, ты должен крепко понимать, кто ты такой.
Порадуйтесь! В основу причащения положите радость. Смотрите, как Господь милостив к нам! Постарайтесь держать себя в этой святости. Вот это и есть настоящая, истинная, спасительная епитимья! Не делать того, что наделано!.. От нас требуется одно: поручить себя Богу, поверить Господу, иметь доброе произволение не противиться спасающей благодати Божией, и вы будете спасены! Требуется глубокое внутреннее перерождение нашего сознания, чтобы не противлением, а любовью Божией у нас было преисполнено сердце».
«Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно. Но как мы и телом стеснены и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается... Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе и, когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».
«Всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уже мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия. А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни.
…Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Тайн в жизнь вечную, что он с Причастием не готов расстаться, ни променять их на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровью и напитаны Его Пречистой Плотью. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: Веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога Живаго, пришедший в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю святые Тайны, но во исцеление души и тела. Я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды – предателя, но лобзанием невинным и святым. Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь. И мы снова будем блуждать во тьме греха, и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире».
«Непрестанно следует молиться, а не пьянствовать… Праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить и те, какие есть у нас. Знаю, что говорю это напрасно, но не перестану говорить. Если вы не все послушаетесь, то не все же и не послушаетесь; а если все не послушаетесь, то мне будет тем большая награда, а вам – тем большее осуждение.
…Вспомни, что делали апостолы, причастившись священной вечери: не к молитвам ли и песнопениям обращались они, не к священному ли бдению, не к учению ли продолжительному и исполненному великого любомудрия? Ибо великие и дивные Таины Господь преподал и объяснил им тогда, когда Иуда пошел призвать будущих Его распинателей…»
…Причащающиеся Пресвятого Тела и Пресвятой Крови стоят с Ангелами, и Архангелами, и горними силами, одеянные в самую царскую Христову порфиру, препоясанные оружием духовным. Этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в Самого Царя».
Св. Нил Сорский после причащения Святых Тайн имел обыкновение некоторое время проводить в глубоком молчании и сосредоточии в самом себе и другим советовал то же, говоря, что «нужно дать тишине и молчанию удобство Святым Тайнам воздействовать спасительно и целебно на душу, болящую грехами».
Старец о. Алексий Зосимовский указывает, кроме того, на необходимость особенно оберегать себя первые два часа после причащения; в это время враг человеческий всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы освящать человека. Она может оскорбляться и зрением, и неосторожным словом, и слухом, и многословием, и осуждением.
Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие – явной обидой Сладчайшему Искупителю.
Продолжение следует…
Подготовила Анастасия Смирнова
20.04.2024
Лидия
16.05.2023 10:28:2023Очень нужные и необходимые слова. Мы должны хранить Благодать Божию и трепетно относиться к Таинствам
Анна
16.05.2023 05:40:2023Да, действительно очень нужные наставления собраны. Вот как-то и не зналось, не думалось. А как это важно! Спаси, Господи, автора и редакцию!